Российская премьера фильма состоялась незадолго до введения карантинных мер, до этого она уже была представлена на фестивалях в Каннах, Торонто, а также других крупных европейских и международных киносмотрах. Сюжет картины можно обрисовывать в двух словах: в аварии погибает супруга начальника полиции, а после её гибели выясняется, что жена была мужу не верна. Мысли об измене супруги приходили полицейскому и раньше, но убедился он в ней сам – профессия «помогла». Вот уж действительно – проще не придумаешь, но возможно для данного фильма хорошо подходит изречение «В искусстве главное не ЧТО, а КАК».
Такая история могла случиться везде, она не уникальна, но суровый, бедный на краски исландский ландшафт приковывает внимание зрителей к картине. Затяжные дожди, молоко тумана, скупой пейзаж усиливают трагедию главного героя – Ингимундура (Ингвар Эггерт Сигурдссон). В аварии он потерял жену, но это оказывается не самое страшное – обнаружение факта неверности супруги, её тайная двойная жизнь стали для Ингимундура куда страшнее. Под холодностью и непроницаемостью викинга кроется пламя обиды, тяжелых размышлений, невозможности смириться не только и не столько с потерей супруги, сколько её неверностью. Ради установления истины пойти и на крайность не грех – резкий диалог с любовником жены происходит в весьма страшном месте, ночью – потенциальной могиле… Начальник полиции и на такое способен – удивляться не приходится.
И всё же есть одно созидательное начало, удерживающее Ингимундура на плаву – строительство дома для дочки, внучки и зятя. Строит его Ингимундур долго, на протяжении года – исландские зимы сменяются весной, редкими лучами солнца, освещающими поляну, на которой пасутся лошади – живые, природой творимые существа.
Сложно сказать, был ли смысл в установлении и осознании неверности любимого человека, ушедшего уже, увы, навсегда, в сером исландском тумане… В конце фильма Ингимундур «видит» грёзу – свою жену – молодую, желанную. «Белый, белый день» – так в Исландии называют природное явление, при котором небо соединяется со снежной пеленой. В этот момент умершие могут поговорить с живыми. Быть может, грёза Ингимундура и есть молчаливый разговор с ушедшей супругой? После которого наступит в его душе умиротворение. Исландия – край одновременно суровый и горячий, но и в нём жаждут успокоения.
Марина АБРАМОВА,
Изображения предоставлены компанией ИНОЕКИНО