На закрытии фестиваля «Видеть музыку» вручили премии «Легенда»

586

Завер­шил­ся полу­то­ра­ме­сяч­ный осен­ний мара­фон фести­ва­ля «Видеть музы­ку». Его огром­ная поло­жи­тель­ная роль не толь­ко в том, что он поз­во­ля­ет объ­ять необъ­ят­ное, при­вез­ти в сто­ли­цу спек­так­ли из дале­ких угол­ков нашей стра­ны. Важ­но и что в ито­ге скла­ды­ва­ет­ся общая кар­ти­на каче­ствен­но­го уров­ня жан­ров музы­каль­ной сце­ны. Даже несмот­ря на то, что не все кол­лек­ти­вы стра­ны – чле­ны Ассо­ци­а­ции музы­каль­но­го театра.

С каж­дым годом объ­ем меро­при­я­тий вокруг фести­ва­ля, кото­рый сего­дня про­хо­дит в чет­вер­тый раз, раз­рас­та­ет­ся. Тут и Уро­ки режис­су­ры, и Диа­ло­ги об опе­ре, и науч­но-прак­ти­че­ская Кон­фе­рен­ция, показ сту­ден­че­ских работ и круг­лый стол, обсуж­да­ю­щий спек­так­ли для дет­ской аудитории.

Конеч­но, мно­го людей и орга­ни­за­ций помо­га­ло про­ве­сти это уни­каль­ное собы­тие. Но сей­час я хочу про­петь Осан­ну Пред­се­да­те­лю Ассо­ци­а­ции музы­каль­ных теат­ров Геор­гию Геор­ги­е­ви­чу Иса­а­кя­ну и его заме­ча­тель­ной коман­де. Имен­но они – душа и вдох­но­ви­те­ли фести­ва­ля «Видеть музы­ку», кото­рым уда­лось осу­ще­ствить почти невоз­мож­ное по гран­ди­оз­но­сти масштаба.

Зна­че­ние фору­ма, поми­мо про­че­го, в том, что он объ­еди­ня­ет теат­раль­ное сооб­ще­ство. А сего­дня, когда эту функ­цию прак­ти­че­ски не выпол­ня­ет каби­нет музы­каль­ных теат­ров СТД, это осо­бен­но необ­хо­ди­мо. Где лабо­ра­то­рии, обсуж­де­ния, мно­го­чис­лен­ные орга­ни­зо­ван­ные поезд­ки в теат­ры стра­ны? Все это доволь­но дав­но не наблю­да­ет­ся… за ред­ким исключением.

Гала-кон­церт, завер­шив­ший мара­фон «Видеть музы­ку», как все­гда у режис­се­ра Иса­а­кя­на, был непо­вто­рим. Извест­ный теле­ве­ду­щий Юли­ан Мака­ров есте­ствен­но впи­сал­ся в его концепцию.

Для себя я откры­ла неко­то­рые новые име­на. При­ме­ча­тель­но, что кро­ме солист­ки «Новой опе­ры» Ана­ста­сии Лепе­шин­ской, спев­шей с завид­ным арти­стиз­мом «Испан­скую кан­цо­нет­ту» Рос­си­ни, это был пре­вос­ход­ный скри­пач, солист Аста­на Опе­ра Баг­дат Абиль­ха­нов. Высо­кий уро­вень про­фес­си­о­наль­но­го мастер­ства отли­чал и дири­же­ра Аста­ны Опе­ры Абза­ла Мухин­ди­но­ва. Они оба сорва­ли бур­ные апло­дис­мен­ты зала и в «Меди­та­ции» из опе­ры Жюля Мас­сне «Таис», и в «Гро­зе» из кон­цер­та Анто­нио Виваль­ди «Вре­ме­на года».

Даже вру­че­ние пре­мии «Леген­да» в этот раз отли­ча­лось сво­ей особенностью.

В част­но­сти, неожи­дан­но для всех несколь­ко раз нару­шал­ся прин­цип инди­ви­ду­аль­ной награ­ды, каза­лось бы здесь вполне ожи­да­е­мый. Дири­жер Евге­ний Браж­ник, режис­сер Алек­сандр Титель и худож­ник Эрнст Гей­де­брехт полу­чи­ли пре­мию втро­ем. Хотя завет­ную ста­ту­эт­ку вру­чи­ли каж­до­му из них. Необыч­ную ситу­а­цию разъ­яс­нил при­вет­ству­ю­щий награж­ден­ных Гене­раль­ный дирек­тор Боль­шо­го теат­ра Вла­ди­мир Геор­ги­е­вич Урин.

С этой «трой­кой» был свя­зан пери­од рас­цве­та Сверд­лов­ско­го опер­но­го теат­ра в 1980‑е годы. Эти глав­ные спе­ци­а­ли­сты не про­сто допол­ня­ли друг дру­га, но были насто­я­щи­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми. При­том что и спо­ри­ли, и руга­лись друг с дру­гом. Но в ито­ге пло­до­твор­но­го вза­и­мо­дей­ствия рож­да­лись вхо­дя­щие в исто­рию спектакли.

Дру­гой пока­за­тель­ный при­мер – глав­ные спе­ци­а­ли­сты Петер­бург­ско­го теат­ра «Зазер­ка­лье» – Режис­сер Алек­сандр Пет­ров и дири­жер Павел Бубель­ни­ков. Бла­го­да­ря их дол­го­му сотруд­ни­че­ству рож­да­ют­ся ори­ги­наль­ные, надол­го запо­ми­на­ю­щи­е­ся пред­став­ле­ния. Эту пару тоже награ­ди­ли вместе.

Сей­час, к сожа­ле­нию, часто рабо­та еди­но­мыш­лен­ни­ков – явле­ние редкое.

По моим наблю­де­ни­ям музы­каль­ный уро­вень спек­так­лей в целом по стране, без­услов­но, вырос. Как бы в дока­за­тель­ство этой исти­ны в каж­дом номе­ре про­грам­мы гала-кон­цер­та за пуль­том оркест­ра Дет­ско­го музы­каль­но­го теат­ра име­ни Н.И. Сац сто­ял дру­гой дири­жер. И все они были на высо­те. Сре­ди них – и новые лау­ре­а­ты пре­мии «Леген­да» Евге­ний Браж­ник и Павел Бубель­ни­ков, и глав­ный дири­жер мос­ков­ской опе­рет­ты Кон­стан­тин Хва­ты­нец, и худо­же­ствен­ные руко­во­ди­те­ли Аст­ра­хан­ско­го теат­ра Вале­рий Воро­нин и Самар­ско­го теат­ра Евге­ний Хохлов.

На закус­ку гала-кон­цер­та пуб­ли­ку ожи­да­ли насто­я­щие сюр­при­зы, пред­ста­вив­шие неко­то­рых новых лау­ре­а­тов пре­мии «Леген­да» в таком виде, кото­рый сви­де­тель­ство­вал об их вели­ко­леп­ном твор­че­ском дол­го­ле­тии. Это и народ­ные арти­сты Рос­сии Алек­сандр Сибир­цев, и арти­сты мос­ков­ской опе­рет­ты Свет­ла­на Вар­гу­зо­ва и Юрий Веденеев.

Испол­нен­ный ими дуэт Чеза­ре Aндреа Бик­сио «Paria mi d’amorre,Mariu» был встре­чен залом дол­гой сто­я­чей овацией.

Мари­на НЕСТЬЕВА, заслу­жен­ный дея­тель искусств

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.