Ольга НЕСНОВА: «Мысли вслух или Зачем ученику художественной школы надо изучать рисунок»

2390

Мне не хочет­ся гово­рить о небреж­но­сти уче­ни­ков в изу­че­нии такой дис­ци­пли­ны изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства, как рису­нок или об их пре­не­бре­же­нии к пред­ме­ту. Пола­гаю, что неже­ла­ние уде­лять вни­ма­ние рисун­ку и делать свое дело с мак­си­маль­ным ста­ра­ни­ем про­ис­хо­дит от недо­по­ни­ма­ния зна­чи­мо­сти для это­го пред­ме­та не толь­ко для буду­ще­го худож­ни­ка, но и для инже­не­ра, муль­ти­пли­ка­то­ра, кон­струк­то­ра, фото­гра­фа, тех­ни­че­ско­го дизай­не­ра, архи­тек­то­ра, био­ло­га, жур­на­ли­ста и пред­ста­ви­те­лей дру­гих твор­че­ских, в том чис­ле и не свя­зан­ных в пря­мую с изоб­ра­зи­тель­ным искус­ством, профессий.

Ольга НЕСНОВА: «Мысли вслух или Зачем изучать рисунок»

Каза­лось бы, в чем при­клад­ное зна­че­ние этой дис­ци­пли­ны в совре­мен­ном мире, когда за чело­ве­ка боль­шую часть рабо­ты дела­ет ком­пью­тер? Сво­и­ми рабо­та­ми, ответ на этот непро­стой вопрос, дает Фенг Цзжу – мастер про­ри­сов­ки пер­со­на­жей, воен­ной тех­ни­ки, антро­по­морф­ных живот­ных, инте­рье­ров, сцен в совре­мен­ных фан­та­сти­че­ских филь­мах и ком­пью­тер­ных играх.

Про­фес­си­о­наль­ные худож­ни­ки зна­ют, что рису­нок явля­ет­ся осно­вой изоб­ра­зи­тель­ной гра­мо­ты и име­ет неогра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти для раз­ви­тия твор­че­ских спо­соб­но­стей чело­ве­ка, фор­ми­ро­ва­ния его эсте­ти­че­ско­го вку­са и потреб­но­стей. Мике­лан­дже­ло писал, что рису­нок – источ­ник и корень вся­кой науки.

В дей­стви­тель­но­сти, фра­за при­пи­сы­ва­е­мая Мике­лан­дже­ло Буо­на­рот­ти (вели­чай­ше­му худож­ни­ку эпо­хи Воз­рож­де­ния) зву­чит так: «рису­нок явля­ет­ся источ­ни­ком и душой всех видов живо­пи­си и кор­нем всей науки».

Успеш­но вла­дея тех­ни­кой рисун­ка, пони­мая суть этой дис­ци­пли­ны, вы смо­же­те созда­вать реа­ли­стич­ные пей­за­жи, людей, тех­ни­ку и мно­гое дру­гое, кото­рое пред­ла­га­ет мир фан­та­сти­че­ских иллю­зий. Не все из вас будут рабо­тать с звез­да­ми мира ком­пью­тер­ных игр или созда­те­ля­ми игро­во­го кино, но пони­мая и уме­ло исполь­зуя полу­чен­ные вами навы­ки и посто­ян­но совер­шен­ствуя их, отта­чи­вая свое мастер­ство, вполне воз­мож­но, что вы най­де­те себя в созда­нии убе­ди­тель­ной рекла­мы, пла­ка­тов, при оформ­ле­нии книж­ной и жур­наль­ной продукции.

Рису­нок жиз­нен­но необ­хо­дим живо­пис­цу и скульптору.

Рису­нок помо­жет вам про­явить себя, как про­мыш­лен­но­го дизай­не­ра и моде­лье­ра – дизай­не­ра обу­ви, одеж­ды и аксес­су­а­ров. Рису­нок необ­хо­дим и архи­тек­то­ру, инже­не­ру и про­ек­ти­ров­щи­ку машин, кон­струк­ций и зда­ний. Кос­ме­ти­че­ско­му хирур­гу, виза­жи­сту, гри­ме­ру, деко­ра­то­ру, архео­ло­гу, гео­ло­гу и пред­ста­ви­те­лям мно­гих дру­гих, необя­за­тель­но твор­че­ских профессий.

Все эти при­ме­ры при­ме­не­ния рисун­ка реа­ли­зо­ва­ны в фан­та­сти­че­ских рабо­тах сотруд­ни­ков сту­дии Фенг Цзжу. Надо толь­ко вни­ма­тель­но к ним при­смот­реть­ся. А от себя же добав­лю, что рису­нок необ­хо­дим куль­тур­ным, обра­зо­ван­ным, гар­мо­нич­но раз­ви­тым людям.

Поми­мо это­го, мне хочет­ся доба­вить, что спо­соб­но­сти к рисо­ва­нию кос­вен­но опре­де­ля­ют уро­вень интел­лек­та. По тому, как рису­ет ребе­нок в дет­стве, мож­но судить об уровне его интел­лек­та в буду­щем. В резуль­та­те экс­пе­ри­мен­та, про­ве­ден­но­го уче­ны­ми из Коро­лев­ско­го кол­ле­джа в Лон­доне, пси­хо­ло­ги нашли связь меж­ду дет­ски­ми рисун­ка­ми и даль­ней­шим интел­лек­ту­аль­ным раз­ви­ти­ем детей.

Чем луч­ше был резуль­тат у детей во вре­мя теста с рисун­ка­ми в дет­стве, тем более высо­кие резуль­та­ты в тестах на интел­лект они демон­стри­ро­ва­ли — как в дет­ском, так и в под­рост­ко­вом возрасте.

Впро­чем, если ваш ребе­нок все же пло­хо рису­ет, то это не зна­чит, что у него про­бле­мы с раз­ви­ти­ем. При­смот­ри­тесь к нему вни­ма­тель­но, не исклю­че­но, что его талан­ты или еще не рас­кры­лись, или лежат в иной плос­ко­сти, отли­ча­ю­щей­ся от изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства. Напри­мер, в мате­ма­ти­ке, лите­ра­ту­ре, ино­стран­ных язы­ках, спор­те, про­грам­ми­ро­ва­нии, химии, физи­ке, авто­мо­биль­ной тех­ни­ке и дру­гих видах чело­ве­че­ской деятельности.

Что же каса­ет­ся заня­тий рисо­ва­ни­ем в дет­ском воз­расте, то они еще нико­му из детей не навре­ди­ли. Эти уро­ки спо­соб­ству­ют раз­ви­тию мел­кой мото­ри­ки, пони­ма­нию цве­то­вых соче­та­ний, при­уча­ют к дис­ци­плине, акку­рат­но­сти, точ­но­сти, вос­пи­ты­ва­ют харак­тер и учат наблю­да­тель­но­сти, а так­же мно­гим дру­гим, не менее полез­ным вещам, кото­рые вне вся­ко­го сомне­ния при­го­дят­ся ваше­му ребен­ку в его взрос­лой жизни.

Для справ­ки:

Сту­дия Фенг Цзжу вот уже более 15 лет сотруд­ни­ча­ет с таки­ми ком­пью­тер­ны­ми гиган­та­ми, как Microsoft, Electronic Arts, Sony, Activision, Industrial Light+Magic, NCSoft, Warner Brothers, Lucasfilm, Bay Films, Epic Games, а Фенг и его сотруд­ни­ки выпол­ня­ли зака­зы для таких режис­се­ров кино, как Джордж Лукас, Сти­вен Спил­берг, Джеймс Каме­рон, Май­кл Бэй и Люк Бессон.

Оль­га НЕСНОВА, глав­ный редак­тор инф. пор­та­ла АРТМОСКОВИЯ, искус­ство­вед, педагог
Фото — один из рисун­ков к одно­му из мно­го­чис­лен­ных про­ек­тов сту­дии Фенг Цзжу

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.