2 мая 2021 года в Кафедральном соборе свв. Петра и Павла известный российский органист, клавесинист и педагог Алексей Шевченко — один из самых ярких представителей современной органной школы России — исполнит на историческом органе собора одно из самых грандиозных сочинений, созданных когда-либо для органа, — «Органную мессу» Иоганна Себастьяна Баха.
Так принято называть Третью часть его «Клавирных упражнений». Она была создана в период творческого расцвета композитора, Бах придавал ей особое значение: это первое органное сочинение, опубликованное при жизни композитора.
«Органная месса» написана к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественной службы в церкви св. Фомы 25 мая 1539 года на праздник св. Троицы. Она содержит обработки хоральных песнопений протестантского богослужения. Своей структурой «Органная месса» напоминает Катехизис Лютера, состоящий из двух частей: в Большом катехизисе излагаются догматы веры, а Малый катехизис обращен к детям и простому люду. Соответственно и каждый хоральный напев в баховском цикле (за исключением Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’) представлен в двух версиях: пространной — где автор использует все ресурсы органа, включая педальную клавиатуру, и небольшой — мануальной. Именно благодаря особенностям структуры, Третью часть Клавирных упражнений называют «Органной мессой».
Хоральные обработки обрамляются Прелюдией и фугой ми-бемоль мажор (BWV 552). В этом двухчастном цикле большинство специалистов усматривают связь с образом Святой Троицы.
Исследователь творчества немецкого мастера Ф. Шпитта справедливо заметил, что по завершении Третьей части Клавирных упражнений «Бах счел, что труд его жизни в области органных хоралов в основном завершен. С той поры и до своей смерти он собирал свои старые работы и перерабатывал их, новой же музыки написал немного». Лишь один этот факт многое говорит о том, какое значение Третья часть Клавирных упражнений играла в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.
Начало в 19:00.
Подробности – https://collegiummusicum.ru .