Анна Рокс – молодой кинорежиссер и сценарист. Ее премьерный фильм «Харассмент» в рамках комедийного альманаха «Рассмеши меня» был недавно опубликован на онлайн-платформах. Анна прошла большой путь от деятельности на радио, до работы с популярными актерами. О своем вдохновении и творческих планах режиссер рассказала нашему изданию.
– Расскажите подробнее о Вашем фильме, как пришла в голову эта идея?
– «Харассмент» снимался летом 2021 года, в период действующих серьезных ковидных ограничений. Мы сидели по домам, приходили на площадку только с прививками, масками, всегда мерили температуру. Идея фильма пришла лишь немногим раньше и, полагаю, карантин, необходимость соблюдения социальной дистанции тоже в какой-то мере повлияли на замысел фильма. В это время мне нужно было готовить дипломный фильм во ВГИКе, где я обучалась в мастерской Владимира Петровича Фокина. Киноиндустрия в то время была полна скандалов из-за увольнений режиссеров и актеров из-за случаев харассмента, абьюза в этой сфере. Тема была максимально актуальной.
– Вы сами написали сценарий фильма?
– Нет, сценарий «Харассмента» написал Шамиль Агаев, тюменский сценарист. Погружаясь в киноиндустрию, так или иначе начинаешь вовлекаться в новости индустрии, в том числе зарубежные. Поэтому я интересовалась, изучала тему, так в свободном доступе наткнулась на сценарий Шамиля. Это был такой набор диалогов в скетчевом формате. Текст вызвал у меня любопытство, я связалась с автором, спросила, что он хотел этим сказать. Шамиль зажег меня этой идеей, заинтересовал своим видением парадоксов «культуры отмены». Я решила, что нужно поместить героев в мир телевидения, чуть расширить их вселенную, добавить шуток и на тему телевидения, например, над цензурой, строгостью. И мы начали вместе дорабатывать сценарий. А потом я перешла к съемочному процессу. Очень вдохновилась этой темой, она была такой сатирической, социальной.
– Удалось воплотить все Ваши идеи в реальность?
– Абсолютно. Мы решили сделать это кино очень гротескным, гиперболизированным, добавить как можно больше юмора. Конечно, тема серьезная, но зачастую показать весь абсурд нашего мира невозможно без таких художественных преувеличений и обращения к комедии. Я уделила большое внимание кастингу. Главные роли сыграли Роман Попов, известный по роли Мухича в сериалах «Полицейский с Рублевки», «Детективное агентство Мухича» и Илья Хвостиков, которого можно увидеть в «Игре на выживание», «Короле и Шуте». А ведущую в фильме у нас сыграла реальная телеведущая Анастасия Барашкова. Это добавило определенную нотку реальности происходящему.
– Как же дипломная работа оказалась на фестивалях и в онлайн-кинотеатрах?
– Мой фильм первыми увидели зрители «ВГИК феста». Затем «Харассмент» был показан на множестве зарубежных фестивалей, например, в Китае, Макао, в Турции. Я бы хотела увидеть реакцию зрителей, но в сроки показов еще действовали ковидные ограничения. А потому режиссеры других стран на показ не допускались. Конечно, я мечтала, чтобы фильм оказался в онлайн-кинотеатрах, но короткий метр редко интересен крупным платформам. Все изменило знакомство с Александром Ермолиным, продюсером киностудии «Свободное кино». Саша тогда собирал сборник из короткометражных комедий, мой фильм подошел под его формат. И вот теперь мы вышли на платформах: Кинопоиск, Иви, Окко, Кион и многих других.
– В «Харассменте» Вы поработали с популярными актерами, с кем бы Вы хотели поработать в будущем?
– Из актеров? Интересный вопрос, никогда не задумывалась. На самом деле, я уже работала с большим количеством потрясающих артистов. Недавно я была вовлечена в проект под названием «Старость, я люблю тебя». Это пилот сериала. Там я поработала с прекрасной Еленой Сафоновой, Натальей Высочанской, Сергеем Баталовым, Лизой Арзамасовой. Сейчас я горю идеей снять свой полный метр, который уже написан, а также несколько комедий и семейное кино.
– Были ли курьезы, с которыми Вы столкнулись на съемочной площадке?
– Без них не обходится ни одна съемка! Разные сложности бывают. Например, «Харассмент» мы снимали в Москва-сити, там непросто поднять всю технику и съемочную группу на высокий этаж. С погодой бывают неурядицы, по всем прогнозам, запланировано солнце, полная готовность к съемкам на натуре, и тут ливень. Приходится выкручиваться.
Однажды снимала клип, в котором за пару дней до съемок у нас слетела локация, и мы в срочном порядке искали новую. Справились! Недавно снимали одну сцену с голубями. Мы взяли дрессированных птиц (если такие голуби вообще бывают), рассадили для кадра, насыпали корм. Всё должно было пройти гладко. Но не тут-то было. Голуби разлетелись и залезли в капоты ближайших машин. Да так, что достать их было невозможно. Люди, которые привезли птиц, еще полдня пытались их выманить из автомобилей.
– С такой работой не соскучишься. А что еще поддерживает в Вас огонек к творчеству? Что Вас вдохновляет?
– Конечно, вдохновляет хобби. Я люблю дайвинг, погружаюсь в самых разных морях. Сейчас у меня допуск глубину 18 метров, но я мечтаю уже об уровне Advanced. Он позволяет ходить на 30 метров, спускаться к затопленным кораблям, другим интересным объектам. Но иногда дайвинг приносит и грустные мысли. В последний раз я погружалась в Египте, в Красном море, где не была до того 10 лет. Среди коралловых рифов невероятной красоты повсюду лежал пластиковый мусор. Это меня поразило и расстроило. Еще я очень люблю танцы, направление Электро. Ходила заниматься к нескольким достаточно известным тренерам, например к Loony Boy, финалисту проекта «Танцы» на ТНТ. Обожаю машины. Я проходила курс зимней контраварии. Это все те приемы, полицейские развороты, безумные заносы, которые можно увидеть в кино. В рамках курса приезжаешь на полигон, там лед. И ты пускаешь свой автомобиль в занос, главное – чтобы шины были шипованные. А дальше учишься выходить из аварийной ситуации с помощью всевозможных трюков.
– А есть ли у Вас вдохновители среди других режиссеров?
– Это однозначно Джеймс Кэмерон. То, как он относится к работе, поражает. Это режиссер-исследователь. Когда он задумал «Титаник», он с командой провел не один год в море, погружаясь, исследуя затонувший корабль. Когда я училась во ВГИКе, к нам приходил один из инженеров его команды, он рассказывал про опыт работы с Кэмероном. Новая работа «Аватар. Путь воды» – тоже открытие в кинематографе. То, как они смогли отсканировать пространство, визуализировать воду – нечто невероятное. Когда я смотрела фильм на большом экране, была поражена масштабом и красотой. Из российских режиссеров я восторгаюсь фильмом Клима Шипенко «Вызов».
На мой взгляд, полет на МКС для съемок – это настоящий подвиг. Знаете, когда я работала в «Главной дороге» на НТВ, я исследовала тему укачивания. Оказалось, что этим вопросом занимается практически единственное ведомство – космонавты. Мы ездили в Звёздный городок для проведения и съемок некоторых экспериментов. Больше всего ведь укачивает космонавтов, их вестибулярный аппарат просто сходит с ума в невесомости. Людям становится плохо. Нам рассказали, что в США космонавтам просто дают таблетки от укачивания, а в России космонавтов тренируют по несколько лет до первого полета. Сажают человека на стул, который вращается вокруг своей оси со скоростью 1 оборот в 2 секунды. При этом нужно закрыть глаза и качать головой из стороны в сторону, создавая эффект укачивания. Мне плохо уже после 50 секунд на таком стуле, а космонавту нужно высидеть не менее 10 минут. И вот мы изучили этот тренажер, изучили центрифугу. И в «Вызове» я увидела реальные кадры из этих помещений. Веришь, что эта реальность здесь, рядом с тобой. Еще меня поразило движение камеры в невесомости и игра естественного солнечного света в космосе.
Вот и мне хочется также исследовать, совершать открытия, придумывать новый художественный язык. И думаю, в скором времени я смогу снять много интересных проектов!