RAFAEL: «Весь клип – сплошной экстрим!»

675

Рафаэль Сафин – российский аранжировщик, композитор, саунд-продюсер, широко известный в индустрии по работе с такими мэтрами, как: Игорь Крутой, Игорь Матвиенко, Лариса Долина, Николай Носков и др. Обладатель наград «Песню года» и «Золотой Граммофон». В эксклюзивном интервью для «АртМосковия» Rafael рассказал о работе с мэтрами российской эстрады, съемках клипа, а также поделился секретом своего успеха.

– Rafael, расскажите, в какой семье вы родились? Ваши родители люди творческие?

– Я родился в Казани, в обычной семье. Своих родителей я очень люблю и безмерно им благодарен, они всегда меня поддерживали во всех начинаниях и всегда старались помочь. И главное – дали мне воспитание и образование.

– Вы – певец, аранжировщик, композитор, саунд-продюсер… Когда же проявились все ваши таланты? Расскажите немного о себе!

– Это как в поговорке: «И швец, и жнец, и на дуде игрец» (улыбается). Я стараюсь как можно осторожнее прибегать к таким громким значениям, как Певец и Композитор. После таких великих имен, как: Хворостовский, Нетребко, я уже не говорю о моей любимой Уитни Хьюстон и легендарном Майкле Болтоне, или Моцарт, Бетховен, Чайковский, Рахманинов – стараюсь осторожнее к этому подходить. Скорее, я пытаюсь учиться у этих великих людей. Я, скорее, рассказчик своих мыслей и переживаний, это – некое подведение итогов того, что на сегодняшний день я умею и чувствую. Твои собственные переживания никто лучше тебя не расскажет.

В детстве меня хотели отдать в музыкальную школу. Я хотел быть скрипачом и даже сдал экзамены, но родители переехали работать на север, и идея перенеслась на будущее. В школьные годы я ходил в художественную студию и выступал в ансамбле. По окончанию школы я твёрдо решил посвятить себя музыке: поступил в Казанское Музыкальное Училище по классу медных духовых инструментов, по специальности Валторна. Это были 90-е, трудные, голодные годы, народ бедствовал, денег особо не было, родители зарабатывали, как могли. Как сейчас помню, морозные электрички утром и вечером, чтобы доехать до училища и обратно, и всегда хочется есть (улыбается). Самое важное, они были очень интересными, именно в эти годы мы застали невероятные взлеты и успехи таких легендарных групп и артистов, как: Michael Jackson, Genesis, Sting, Whitney Houston, Barbra Streisand, Michael Bolton, Stevie Wonder, Boyz II Men, перечислять можно долго. Это оставило свой отпечаток на мне и моем поколении в целом. Я был в восторге от того, что люди умеют так красиво писать музыку и красиво исполнять! Безумная техника вокала, шикарные аранжировки – это меня потрясало! Я был изумлен великими артистами и тем, как красиво звучат их аранжировки, оркестр в их песнях. Сидя на репетициях в студенческом симфоническом оркестре, я всегда наблюдал за струнниками, слушал, как они играют, и был в полном восторге, как это божественно звучит. Я решил попробовать писать свои песни и аранжировки, стал ездить на конкурсы и фестивали в Москву, где меня заметила Наталья Гулькина. Для нее я и написал свою по-настоящему первую песню «Ностальгия». Это и было началом меня, как аранжировщика, саунд-продюсера, автора музыки и текста.

– Вы работали с такими метрами, как: Игорь Крутой, Игорь Матвиенко, Лариса Долина, Николай Носков. Расскажите, как вам вместе работалось?

– Когда работаешь с такими Мэтрами, то понимаешь, что ответственность на тебя ложится вдвойне. И не только потому, что это очень серьезные, заслуженные и уважаемые люди в стране, но еще и потому что тебя самого будут оценивать жестче и серьезнее. Репутация для меня – не пустой звук. Зарабатывается она очень долго, а теряется за пять минут, и я всегда об этом знаю. Помимо того, что это очень профессиональные, творческие люди, с мощной энергетикой, с ними очень интересно работать, наблюдать и учиться у них.

Игорь Яковлевич Крутой, у меня, почему-то, ассоциируется с актером Сергеем Юрьевичем Юрским. С этим великом человеком я был немного знаком и имел возможность с ним работать ранее. Я заметил у них общую черту – быстрота мышления и моментальная сообразительность. Я считаю, что это дар! Они не думают долго и, как не странно, всегда принимают верное решение. Они точно знают, чего хотят. Поэтому с Игорем Яковлевичем легко работать. Если ты все сделаешь именно так, как он просил, у него никогда не будет вопросов, а если ты подойдешь к работе творчески и вложишь в это душу, что-то от себя, то он будет только благодарен. Я люблю работать с Игорем Яковлевичем, он всегда относится к людям с уважением, а к жизни с юмором. Так могут себя вести только редкие люди. Мы немало с ним сделали: «Третье сентября», в его исполнении, тизер к фильму Лары Фабиан «Мадмуазель Живага», Кудайберген Димаш «Olimpico», «La Passione». И, вот уже никогда не думал, что этот великий артист будет петь под мою аранжировку-оркестровку, – Andrea Bocelli песня «Sincerita». Вообще, я очень благодарен Игорю Яковлевичу, именно он сыграл в моей жизни ключевую роль.

С Игорь Игоревичем Матвиенко мы работали над музыкой к фильму «Викинг». Как-то я приехал уставший со студии и сразу свалился спать. Когда проснулся, смотрю, у меня на телефоне куча пропущенных звонков и смс: «Рафаэль, это Игорь Матвиенко, могли бы мы с вами встретиться?». Игорь Игоревич мне всегда казался человеком очень серьезным, где-то даже суровым. Я сразу набрал его номер, и мы договорились о встрече. Это тот самый случай, когда твои представления о человеке полностью не совпадают с действительностью. Я приехал и увидел абсолютно доброго и приятного во всех отношениях человека. От него исходит какая-то особенная, теплая энергия. Мы познакомились, и он предложил мне поработать вместе над фильмом. Это была большая работа, продюсеры фильма подходили очень серьезно. Мы работали втроем: Игорь Игоревич, Артем Васильев (композитор фильма «Экипаж») и я. Затем, была запись оркестра. Игорь Игоревич попросил меня собрать симфонический состав из лучших музыкантов. Вообще, работа над музыкой к фильму – это очень серьезный и длительный процесс. Благодаря Игорю Игоревичу мы все это выдержали.

Николай Носков – отдельная история- «песня», как я иногда говорю! Я всегда являлся поклонником его творчества. Меня попросили написать аранжировку к песне «Переведи меня через майдан». Когда все было готово, мы с ним встретились и познакомились в студии на записи вокала к этой песни. Это человек -Легенда! Очень волевой, с настоящим мужским характером и доброй, глубокой душой! Работать с ним – огромное удовольствие. Он очень профессиональный и требовательный человек, к самому себе в том числе. Николай мне позвонил после этого и предложил поработать с ним. Мы сделали две песни: одна – «Оно того стоит» и вторая – «Нет не годы».

Скажу, что это далеко не весь список артистов, с кем я работал. Буквально недавно я написал симфо-аранжировку для Александра Панайотова к песне «Будь моей женой». Немало оркестровых аранжировок было и для Алексея Чумакова: «Мамы-Папы не умирают», «Я не могу без тебя», «Элементарно». Ну и, конечно же, для моего друга, с кем мы получали «Песню года» и «Граммофон» – Доминика Джокера: «Если ты со мной», «Прощай», «Буду я любить тебя всегда».

– Вы достаточно много времени проводишь в студии. Расскажи, как ты справлялся с трудностями, возникающими при написании материала? Были ли какие-то особенно запоминающиеся моменты на этапе работы над песней «Ocean»?

– Конечно, трудности были. Во-первых, надо понимать, что мне, хоть я и саунд- продюсер, очень сложно видеть и оценивать себя со стороны. Это все равно, что хирург, каким-бы хорошим он не был, сам себе операцию сделать не сможет, для этого нужен второй хирург. Данная ситуация аналогична. В моем случае, хирургом выступил Вадим Усланов – автор и исполнитель песни «Ты сделана из огня». Именно он помог мне записать вокал, проследил за исполнением, советовал, как лучше петь, это называется – спродюсировать. Он участвовал в процессе до конца, до финальной точки. Так же, мне очень помог Игорь Полудюк – один из лучших звукорежиссеров Москвы. Он писал и сводил таких мировых артистов, как: Лара Фабиан, Суми Джо, Андрео Бочелли. Мы с ним работаем давно. Наверно, только он способен выдержать меня, потому что я всегда могу что-то поменять, на любом этапе. В определенный момент я взял и переделал (по аранжировке) первый куплет. Что-то мне не нравилось в нем с самого начала, и я не мог понять, что? В результате я нашел решение, но это было уже на стадии сведения, и Игорь не обиделся, мы просто взяли и поменяли куплет. Создание аранжировки и сведение песни в целом, процесс не столько радостный, сколько мучительный, потому что это поиски. Но когда есть профессиональная команда, тогда они становятся безумно-приятными и интересными.

– Клип на сингл «Ocean снял Голландский клипмейкер Anthony Huiskamp. Вы принимали участие в разработке идей для данных видео? Какие из ваших решений вошли в финальный вариант клипа?

– Да, конечно! Мы в месте думали над сюжетом, сценарием. Идеи были разные. Сначала была идея, как девушка охотится за мной c оружием (снайпер), но потом спасает. Я сразу сказал о том, что даже намека на оружие в моем видео быть не должно. Я хотел снять абсолютно чистый и добрый клип. Да и идея меня не впечатлила, Энтони меня сразу почувствовал. Мы стали думать, искать что-то интересное. Я сказал, что обожаю дайвинг, но так, к слову, ведь прекрасно понимал, что съемки под водой – очень дорогое удовольствие, и я не потяну такой бюджет. Но, оказалось, что Энтони дайвер со стажем, c профессиональными правами, и может погружаться в любой точке мира. Я уже потом узнал, что в Голландии обучение плаванию внесено в школьную программу, у них это обязательно, так как. большая часть территории Голландии находится ниже уровня океана. У них всегда существует угроза затопления. Энтони сказал: «А почему бы не снять под водой?! Это будет очень интересно, давай думать!». Мне повезло, что Энтони в одном лице оказался и режиссером, и дайвером, и оператором, и загорелся этой идеей. Я его так и прозвал – Летучий Голландец (смеется). Решения по сюжету были всегда общие. Лично от себя я предложил спеть под водой. Энтони это понравилось, но он предупредил, никаких пузырей, все должно быть естественно. А насколько это получилось, судить зрителю.

– Были ли у вас на съемках клипа необычные и забавные случаи? Расскажите о самых запоминающихся.

– «Были» – это слабо сказано, весь клип- сплошной экстрим! Целая военно-морская операция. (улыбается). Мы снимали и в Камском устье, и на Канарах (остров Тенерифе) в Атлантическом Океане. Был момент, когда я чуть не утонул в глубоком бассейне в Москве, когда мы с Энтони чуть не заблудились в горах и попали в ночь, на высоте 1600 метров. Ночь в горах – это абсолютная темнота. Метров 5 влево или вправо – обрывы высотой 600- 800 метров. Это было на Тенерифе, район Лос-Гигантес, где мы сняли вокальную сцену. Сейчас, конечно, это смешно вспоминать, даже ностальгия одолевает, но, тогда было, мягко говоря, не очень смешно (улыбается). Надо отдать должное Энтони, это такая машина, такой крепкий характер и столько энергии… Если бы не он, у меня бы ничего не получилось. Все благодаря ему. Снимать мы начали с Камы. Это начало клипа, валторновое соло и концовка. Это очень красивые места. Татарстан богат природой и бережет ее. Камское устье – соединение Волги с Камой – место, где не видно берега, и ощущение, будто ты на море. Вернувшись в Москву, мы наметили подводные сьемки в Океанариуме Крокуса, но ничего не вышло. На съемках выяснилось, что я не умею плавать. Дело в том, что я много погружался с аквалангом, даже на 30 метров, но не думал, что без него – это совсем другое (улыбается). Из-за сложившейся ситуации Энтони поставил мне жесткие сроки, чтобы я научился плавать. Недели через две, я переплыл 25 метровый бассейн под водой. Потом, мы пошли с Энтони в бассейн на 7 метров глубины. Он был в акваланге, я плавал рядом и в нужный момент подплывал, дышал от его баллона и уплывал снова, чтобы психологически привыкнуть к глубине без воздуха. Мы решили эту проблему и стали думать о съемках. Энтони предложил съемки на Тенерифе, в настоящих условиях. Плюс, там у него друзья британцы, профессиональные инструкторы, которые помогли нам с организацией съемок. И я могу сказать, что это действительно были профессиональнейшие люди. Все было продуманно до мелочи, и я всегда знал, что, находясь на глубине 10 метров, Тим (дайвер) всегда рядом и держит регулятор. Эти ребята сразу сказали, что никаких съемок не будет, пока мы не увидим, как он ведет себя под водой. У них все очень строго. Такие экстремальные съемки всегда интересны и рассказывать можно долго. Роль девушки сыграла Виктория Гурикова, профессиональная пловчиха и просто прекрасная девушка. Она все сделала настолько шикарно, за что ей отдельное спасибо.

– Чем вы предпочитаете заниматься в свободные минуты? Есть ли у вас какие-то увлечения, хобби?

– В свободные время, как и большинство людей, я стараюсь уделить внимание семье, друзьям. Я, как многие представители мужской части страны, обожаю Баню. Мы часто с друзьями выбираемся за город, чтобы попариться, помахать веничком. Ну и, конечно же, это – дайвинг, но до него нужно ехать к морю, океану. Не каждый день выберешься (улыбается).

– В чем, по-вашему мнению, секрет успеха?

– На этот вопрос трудно ответить однозначно. В таких вещах формулы не существует. У каждого своя история жизни, свои сюжеты в ней. Есть люди, которые достигают успеха усердием, трудолюбием, а есть люди просто фартовые. Но всех их связывает две вещи – желание и целеустремленность. Без этих двух качеств вообще ничего невозможно достичь, это как топливо для машины. Исходя из своего опыта могу сказать, что я навряд ли отношусь к категории фартовых людей, но без везения, конечно же, не обошлось. Если говорить буквально, то это – желание, трудолюбие, терпение, смелость и немного везения. Если все эти качества соединились, то можно надеяться на успех.

Беседовала Ксения ДОРОФЕЕВА,
Фото из личного архива

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.