Результаты осеннего исследования «Отношение к возрасту в России. Женский взгляд»

814

4 октяб­ря состо­ял­ся тре­тий «Поди­ум зре­лой кра­со­ты» (ранее — мы уже рас­ска­зы­ва­ли о нём — прим. ред.), орга­ни­зо­ван­ный пор­та­лом «Баба-Деда» и Куль­тур­ным цен­тром ЗИЛ, при под­держ­ке МГТС и Бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да Еле­ны и Ген­на­дия Тим­чен­ко. Меро­при­я­тие, при­зван­ное при­влечь вни­ма­ние обще­ства к куль­ту­ре вос­при­я­тия зре­ло­го воз­рас­та в совре­мен­ной Рос­сии, при­влек­ло боль­шое коли­че­ство зрителей.

Перед Поди­у­мом состо­я­лась пресс-кон­фе­рен­ция с пред­ста­ви­те­ля­ми мод­ных и куль­тур­ных орга­ни­за­ций горо­да, а так­же были озву­че­ны резуль­та­ты осен­не­го иссле­до­ва­ния пор­та­ла Баба-Деда «Отно­ше­ние к воз­рас­ту в Рос­сии. Жен­ский взгляд».

1238-babded-1906

Ниже их публикуем:

400+ респон­ден­тов. Более 70% респон­ден­тов – жен­щи­ны пред­пен­си­он­но­го и пен­си­он­но­го воз­рас­та, из них: 19% респон­ден­тов – от 50 до 55 лет, 25,7 % — в воз­расте 56–60 лет, 25,4% — в воз­расте 61–70 лет.

В рос­сий­ском обще­стве куль­ту­ра вос­при­я­тие зре­лой кра­со­ты… раз­ви­та сла­бо или отсутствует

Лишь несколь­ко чело­век из все­го пула респон­ден­тов (1,6%) сочли, что куль­ту­ра вос­при­я­тие зре­лой кра­со­ты раз­ви­та доста­точ­но. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство счи­та­ют ее раз­ви­тие сла­бым (50,9%) или отсут­ству­ю­щим совсем (47,5%). Уди­ви­тель­но, что у респон­ден­тов до 50-ти лет нет иллю­зий – ни одно­го поло­жи­тель­но­го отве­та в поль­зу доста­точ­но­го раз­ви­тия куль­ту­ры вос­при­я­тия возраста.

При­чи­ны, повли­яв­шие на вос­при­я­тие зре­лой кра­со­ты в стране (мно­же­ствен­ные ответы)

Чаще все­го респон­ден­ты выби­ра­ли 2 вари­ан­та отве­та: «Моло­дое сооб­ще­ство не гото­во вос­при­ни­мать зре­лую кра­со­ту, так как это­му не учат» и «Жен­щи­ны 50+ начи­на­ют стес­нять­ся сво­е­го воз­рас­та, это вли­я­ет на стиль в одеж­де, пове­де­ние и, как след­ствие, мы име­ем такое
отно­ше­ние окру­жа­ю­щих» (каж­дый ответ набрал по 48% — прак­ти­че­ски каж­дый вто­рой респон­дент отме­тил имен­но эти причины).

Дру­гие вари­ан­ты отве­тов: «Исто­ри­че­ское про­шлое, где моде уде­ля­лось не так мно­го вни­ма­ния» (33,5%) и при­зна­ние того, что «Мы сами созда­ли такую куль­ту­ру вос­при­я­тия, так как осуж­да­ем всех ярких и необыч­ных, пока­зы­вая нега­тив­ный при­мер отно­ше­ния моло­до­му поко­ле­нию» (32%). 31% респон­ден­тов счи­та­ет, что в нашем обще­стве «Нет зако­но­да­те­ля моды для 50+», что так­же не спо­соб­ству­ет раз­ви­тию вос­при­я­тия зре­лой красоты.

Менее 30% респон­ден­тов счи­та­ют, что «жен­щи­ны в боль­шой сте­пе­ни сами вино­ва­ты, так как после заму­же­ства (или 40+) пере­ста­ют уха­жи­вать и сле­дить за собой» (29%). И лишь поряд­ка 20% выбра­ли отсут­ствие спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ТВ кана­лов и пере­дач 50+, жур­на­лов 50+, кур­сов о моде и кра­со­те для стар­ше­го поколения.

1323-babded-2246

Вли­я­ние на самих жен­щин: пер­вый лич­ный вопрос и про­ти­во­ре­чи­вый результат 

Боль­шин­ство респон­ден­тов (46%) счи­та­ют, что все-таки не зави­сят от чужо­го мне­ния и на них никак не вли­я­ет сло­жив­ша­я­ся ситу­а­ция в обще­стве. Этот ответ чаще все­го (в 26% слу­ча­ев) выби­ра­ли участ­ни­ки опро­са в воз­расте от 56 до 70 лет. При этом 39,3% участ­ни­ков отме­ти­ли, что на прак­ти­ке они «не могут подо­брать для себя одеж­ду — в мага­зи­нах нет раз­ме­ра, нет нуж­но­го фасо­на, на них не ори­ен­ти­ру­ют­ся как на основ­но­го поку­па­те­ля». А 30% респон­ден­тов счи­та­ют, что «Окру­жа­ю­щие ува­жа­ют, ценят, заме­ча­ют мою красоту».

Не так часто, но выби­ра­ли нега­тив­ные отве­ты: «Чув­ство, что про нас забы­ли» (19,8%), «Стес­ня­юсь выгля­деть ярко, боюсь осуж­да­ю­щих взгля­дов, так как счи­та­ет­ся, что это удел моло­дых» (15,8%) и «Окру­жа­ю­щие смот­рят на меня с осуж­де­ни­ем, когда я оде­ва­юсь ярко» (8,2%).

Как мож­но изме­нить отно­ше­ние обще­ства к зре­лой красоте? 

Боль­шин­ство выбра­ло изме­не­ние соб­ствен­но­го отно­ше­ния и пове­де­ния: в первую оче­редь необ­хо­ди­мо «Изме­нить свое отно­ше­ние к зре­лой кра­со­те и носить свой воз­раст кра­си­во» (63%) и прак­ти­че­ски такой же по часто­те выбор отве­та — «Сво­им при­ме­ром дока­зы­вать, что кра­со­та есть в любом воз­расте» (60%).

Изме­не­ние внеш­них усло­вий: 44% респон­ден­тов счи­та­ют необ­хо­ди­мым «Появ­ле­ние зако­но­да­те­лей моды 50+ (оте­че­ствен­ные сти­ли­сты, дизай­не­ры, мод­ные дома)». И уже 28% участ­ни­ков опро­са посчи­та­ли важ­ным про­дви­же­ние зре­лой кра­со­ты в виде спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных: «жур­на­лов и пере­дач», орга­ни­за­ции «Мод­ных пока­зов для зре­лой ауди­то­рии (50+)», появ­ле­ния «Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных кол­лек­ций от мод­ных брен­дов 50+».

Сре­ди част­ных раз­вер­ну­тых отве­тов так­же отдель­но выде­ля­ет­ся важ­ность раз­ви­тия инфра­струк­ту­ры и досу­га для людей зре­ло­го воз­рас­та, так как это на соб­ствен­ную само­оцен­ку и само­со­зна­ние стар­ше­го поко­ле­ния: «…хочет­ся зани­мать­ся всем: фит­нес, тан­цы, рисо­ва­ние, подел­ки, позна­ва­тель­ные лек­ции и т.д. Но бес­плат­ные круж­ки пере­пол­не­ны, доступ­ны толь­ко биб­лио­те­ки и пар­ки. Мод­ная и пра­виль­ная одеж­да хоро­ша, когда ты пони­ма­ешь, куда ты будешь в ней ходить (похо­ды в мага­зин за про­дук­та­ми и ред­кие посе­ще­ния теат­ра не считаются)».

1211-babded-1803

Наи­бо­лее харак­тер­ные ком­мен­та­рии участ­ниц исследования -

О при­ме­рах:

«Вклю­чать при­ме­ры кра­си­вых зре­лых жен­щин в обще­ствен­ные инсти­ту­ты и мас­со­вую куль­ту­ру (сери­а­лы, кино, СМИ)».

«Рекла­ма не толь­ко на моло­дых лицах и телах. Теле­ве­ду­щие долж­ны быть за 50 лет тоже, они долж­ны демон­стри­ро­вать ум и кра­со­ту — все пре­крас­ные сто­ро­ны жен­щи­ны в этом воз­расте. Сей­час если на ТВ и есть веду­щие за 50, то они все мужчины».

О само­ува­же­нии:

«Надо не смот­реть на воз­раст, а быть самой собой. Ника­кие жур­на­лы это­му не научат. Ста­рость она в голо­ве, а поэто­му и нет надоб­но­сти идти в ногу со вре­ме­нем, учить­ся быть совре­мен­ной, моло­дые в мас­се сво­ей не инте­рес­но выгля­дят. Надо всем рабо­тать, раз­ви­вать­ся до кон­ца этой зем­ной жиз­ни. ... «В Москве мно­гое дела­ет­ся для пен­си­о­не­ров, надо быть вос­тре­бо­ван­ным, а это­му мож­но научиться».

«Боль­шая часть жен­щин подав­ля­ет­ся не береж­ным отно­ше­ни­ем в семье и обще­стве: надо изжи­вать наше «коня на ска­ку оста­но­вит, в горя­щую избу войдет».

«Нет куль­ту­ры зре­лой кра­со­ты пото­му, что жен­щи­на вос­при­ни­ма­ет­ся как «сек­су­аль­ный пустяк» (цита­та Михал­ко­ва-Кон­ча­лов­ско­го) и роль ее в обще­стве и семье неве­ли­ка. В Рос­сии жен­щи­на вос­при­ни­ма­ет­ся как жен­щи­на до 35 лет. Научить обще­ство вос­при­ни­мать зре­лую кра­со­ту мож­но толь­ко через ува­же­ние и повы­ше­ние соци­аль­ной роли жен­щи­ны, улуч­ше­ние ее роли в семье (умень­ше­ние ее роли обслу­ги), боль­ше «про­па­ган­ды» само­ува­же­ния... Ина­че про­стой выпуск жур­на­лов о зре­лой кра­со­те не помо­жет: накра­шен­ная «пустыш­ка» 50 лет будет вызы­вать смех в таком обществе».

1156-babded-1605

О раз­но­воз­раст­ной среде:

«Вос­пи­та­ние общей куль­ту­ры и куль­ту­ры вза­и­мо­дей­ствия людей раз­ных поко­ле­ний в еди­ном обще­стве и пространстве».

Фото — пор­тал www.baba-deda.ru

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.