Сага начинается

428

«Как это ни при­скорб­но, грязь окру­жа­ет нас повсю­ду. Из гря­зи мы вышли и в нее же канем, несмот­ря на души­стое мыло и бла­го­уха­ю­щий роза­ми дез­одо­рант» — эти­ми сло­ва­ми начи­на­ет­ся «Грязь» — пер­вый из серии ком­пакт­ных рома­нов об Отря­де осо­бо­го назна­че­ния, «орга­ни­за­ции, не име­ю­щей себе рав­ных по раз­ма­ху дея­тель­но­сти на всем кон­ти­нен­те». В состав отря­да вхо­дит Вален­тин Вул­ка­нов, спе­ца­гент с боль­шим ста­жем, Геор­гий Конев, про­фес­сор кри­ми­но­ло­гии, сле­до­ва­тель Любовь Логи­но­ва, кото­рая все­гда гото­ва прий­ти на помощь в самый нуж­ный момент и ещё несколь­ко пер­со­на­жей, вклю­чая Пашу Митя­е­ва, вре­мен­но завер­бо­ван­но­го зэка с непро­стой био­гра­фи­ей. По мело­чам этот отряд не рабо­та­ет: сюжет рома­на закру­чен вокруг ново­го нар­ко­ти­ка, кото­рый назы­ва­ет­ся «Грязь».

Про­стое назва­ние – мно­же­ство ассо­ци­а­ций. Поми­мо того, что любые нар­ко­ти­ки – это грязь, грех, мож­но вспом­нить и то, что нар­ко­ти­ки быва­ют «чистые» и «гряз­ные»: смерть от послед­них гораз­до более мучи­тель­на. А рус­ское выра­же­ние «его здесь как гря­зи» гово­рит о том, что если рас­про­стра­не­ние ново­го нар­ко­ти­ка не оста­но­вить, то мало нико­му не покажется.

Автор кни­ги стре­мит­ся к тому, что­бы текст нра­вил­ся и муж­чи­нам, и жен­щи­нам. Для пер­вых здесь есть рас­сле­до­ва­ния, дра­ки, убий­ства и неожи­дан­ные пово­ро­ты сюже­та, а для вто­рых – дела сер­деч­ные. Впро­чем, к чему эти ген­дер­ные сте­рео­ти­пы: читать будет инте­рес­но всем. И не в послед­нюю оче­редь – пото­му, что герои посе­тят мно­же­ство экзо­ти­че­ских стран. По ходу раз­ви­тия сюже­та дей­ствие будет пере­ме­щать­ся то в Колум­бию, то в Япо­нию, то в Грен­лан­дию. И каж­дый раз замет­но, что автор хоро­шо зна­ком с пред­ме­том, будь то обы­чаи эски­мо­сов или сек­су­аль­ные пред­по­чте­ния гейш. Не забы­ва­ет затро­нуть и такие важ­ные вопро­сы, как втор­же­ние совре­мен­ной циви­ли­за­ции в жизнь древ­них народов.

Нашлось место и юмору:

«— Все у вас тут замо­роч­ки какие-то, — про­бур­чал быв­ший зэк, бес­це­ре­мон­но про­хо­дя в помещение.

— Митяй-сан, сни­ми ботин­ки, — попро­сил Алекс.

— Это пожа­луй­ста, но чтоб потом не обижаться.

Он пома­хал рукой перед носом.

— Тогда луч­ше не надо, — вздох­нул малень­кий японец».

В отли­чие от осталь­ных геро­ев, кото­рые слу­жат сво­ей стране из чув­ства пат­ри­о­тиз­ма, Паша Митя­ев ока­зал­ся втя­ну­тым в исто­рию с новым нар­ко­ти­ком по воле слу­чая. Но имен­но этот герой полу­чил­ся самым живым и инте­рес­ным из пер­со­на­жей. Неве­же­ствен­ный и невеж­ли­вый, про­стой и пря­мо­ли­ней­ный, посто­ян­но попа­да­ю­щий в нелов­кие ситу­а­ции. Он мень­ше все­го похож на оба­я­тель­но­го шпи­о­на из запад­ных филь­мов, хотя при этом оба­я­те­лен по-сво­е­му, по-нашему.

А глав­ное, за что роман «Грязь» мож­но похва­лить – что сво­их целей он дости­га­ет. Чита­ет­ся лег­ко, а после про­чте­ния хочет­ся узнать, что даль­ше. Есть и несколь­ко дру­гих инте­рес­ных момен­тов. Напри­мер, то, что двое глав­ных геро­ев – Вул­ка­нов и Конев – люди солид­но­го воз­рас­та: при­ят­но, что писа­тель, в отли­чие от мно­гих дру­гих авто­ров при­клю­чен­че­ской лите­ра­ту­ры, не ори­ен­ти­ру­ет­ся исклю­чи­тель­но на под­рост­ко­вую ауди­то­рию. Хотя «Грязь» не воз­бра­ня­ет­ся к про­чте­нию и моло­дым людям, кото­рые могут совер­шить откры­тие: что муж­чи­на и после шести­де­ся­ти может совер­шать подви­ги, как в бою, так и на любов­ном фронте.

Обви­нить текст в излиш­ней мяг­ко­сти, обыч­но при­су­щей жен­ской про­зе, тоже нель­зя: неко­то­рые сце­ны – напри­мер, рас­пра­ва Митя­е­ва над быв­шим сока­мер­ни­ком и неко­то­рые собы­тия, пред­ше­ству­ю­щие это­му – добав­ля­ют рома­ну нуж­ный отте­нок суро­во­сти и реа­лиз­ма. И было бы стран­но, если бы роман о борь­бе с меж­ду­на­род­ной пре­ступ­но­стью обо­шёл­ся без подоб­ных сцен. В целом, «Грязь» — убе­ди­тель­ное и в меру интри­гу­ю­щее нача­ло шпи­он­ской саги, кото­рое реко­мен­ду­ет­ся всем поклон­ни­кам жанра.

Андрей КУЗЕЧКИН

Грязь / Яна Амис. — Москва : Изда­тель­ство ЭКСМО, 2017. — 240 с. — (Раз­дел: Детек­ти­вы. Cерия: Слу­шать пол­ночь. Шпи­он­ский детек­тив). ISBN 978–5‑699–87473‑6.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.