Семь фильмов и семь сериалов, которые надо посмотреть в День космонавтики

2453

В День космонавтики главный редактор и редакционный директор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева выбрала семь кинокартин на тему освоения космоса, которые будут интересны даже тем, кто равнодушен к романтике межзвездных путешествий.

Пассажиры (2016)

Редкий пример минималистичного фантастического блокбастера, в котором задействованы всего семь актеров, а основная часть фильма проходит на борту космического корабля с участием лишь двух персонажей – конечно, мужчины и женщины. Во время просмотра понимаешь, что больше никого и не нужно – настолько глубоко проживают судьбы своих героев оскароносная Дженнифер Лоуренс и «страж галактики» Крис Прэтт.

На космическом корабле – пять тысяч колонистов, находящихся в капсулах сна. За 120 лет они должны долететь до планеты, которая станет их новым домом. Небольшая авария заставляет одного из колонистов проснуться. Проснуться на целых 90 лет раньше, что для него равносильно смерти.

Для того чтобы жизнь обрела смысл, он выводит из состояния спячки красивую девушку, вместе с которой ему предстоит пережить череду приключений для спасения себя и своей любви. Влюбленные находят счастье в обреченности – они прекрасно осознают, что не доживут до прилета на райскую планету, но проживают счастливую жизнь в отчуждении на борту космического корабля.

Время первых (2017)

Блистательный актерский дуэт Евгения Миронова и Константина Хабенского в ролях героических космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева. Руководит их подготовкой к полету Владимир Ильин, сыгравший гениального конструктора Сергея Королева. Вместе они превратили исторически достоверный байопик в психологическую драму сильных мужских характеров.

Создатели фильма попытались изложить подлинные факты о первом выходе человека в открытый космос, ранее не известные широкой публике, но в итоге получилась высокохудожественная киноистория о земных людях, не сломленных могучей стихией космоса.

Советские люди, узнавшие о выходе Леонова в открытый космос, конечно же, и не ведали о смертельно опасных испытаниях, которые пришлось преодолеть экипажу корабля «Восход-2» для осуществления исторического подвига. Космонавты находились между жизнью и смертью в космосе и на Земле, о чем советская пресса предпочитала умалчивать, чтобы создать вокруг покорителей космоса фантастический супергеройский ореол.

К звездам (2019)

Оригинальное название приключенческого триллера Ad Astra идеально подходит для картины как часть известного изречения на латыни «Через тернии к звездам». Как и полагается голливудскому блокбастеру, здесь есть все – от зрелищных космических полетов и лунных пиратов до бунта лабораторных обезьян на борту космолета, но игра Брэда Питта все равно перетягивает внимание на себя.

Образ майора космических войск США Роя Макбрайда был будто бы прожит Питтом, а не сыгран. В этой роли на нем нет актерской маски, мы видим переживающего сына, который готов найти блудного отца, бросившего его много лет назад, даже на краю Солнечной системы.

Однако наш герой – прежде всего офицер, выполняющий свой долг перед космическими войсками. Рой понимает, что выступает приманкой для властей, мечтающих найти его отца.

Тот много лет не отвечает на сигналы с Земли, и его хотят наказать за преступления, совершенные на космической станции рядом с Нептуном. «К звездам» – это фильм-мечта, в котором навигатор прокладывает маршрут от Нептуна до Земли, будто это такси, следующее, предположим, из Аннино в Алтуфьево.

Интерстеллар (2014)

Эпическое кинополотно Кристофера Нолана, где одновременно уживаются покорение космоса и «мысль семейная». Главный герой фильма астронавт Купер пытается найти пригодную для жизни планету, на которую переселятся земляне.

Ради благородной миссии Купер оставляет семью и на собственном опыте испытывает теорию относительности Эйнштейна: пока он искал идеальную планету, на Земле прошло более 70 лет. Человечество спасает не он, а его повзрослевшая дочь, чьи расчеты помогли человечеству основать колонию на станции близ Сатурна. «Интерстеллар» – о непростом выборе между спасением человечества и семейным благополучием, о наблюдении за судьбой твоих детей, которая в буквальном смысле проходит у тебя перед глазами, о том, что человеческая любовь так же непостижима, как космос. Все это заставляет плакать даже суровых мужчин.

Москва – Кассиопея (1973) и Отроки во Вселенной (1974)

Фильм воплощает мечты молодежи брежневской эпохи о полетах за пределы нашей галактики. Он может считаться молодежной комедией, даже в некотором роде детской сказкой, поскольку его главные герои – советские школьники со своими амбициями, чувствами, проблемами и талантами.

«Москва – Кассиопея» стала неосознанной попыткой сделать кинокомикс, где каждый персонаж обладает некой сверхспособностью. Например, Федя Лобанов изобретает суперклей, чтобы попасть в экипаж юных космонавтов, которых советское правительство отправляет к звезде Шедар созвездия Кассиопея.

Миша Копаныгин обладает феноменальной памятью и заставляет влюбиться в него юного археолога Катю Панферову, процитировав отрывок из романа Льва Толстого «Воскресение».

За экипажем следит человек в должности И. О. О. (Исполняющий Особые Обязанности), обладающий нечеловеческой силой – его играет Иннокентий Смоктуновский.

Подобно героям «Интерстеллара», советские школьники-космонавты общаются по видеосвязи со своими одноклассниками, повзрослевшими на Земле на 27 лет. Несмотря на это, они должны закончить свою миссию. Уже в 1974 году вышел сиквел картины под названием «Отроки во Вселенной».

Чужой (1979)

В научно-фантастической саге, рассказывающей о смертельной опасности, подстерегающей человечество в процессе колонизации космоса, Элен Рипли в исполнении Сигурни Уивер представляется единственной силой, которая может спасти людей от инопланетных чудовищ.

Все происходящее кажется катастрофой, но ее уверенный вид вселяет надежду на спасение.

Даже если она погибнет, ее воскресят с помощью клонирования. Поэтому очень жаль, что в двух последних (из шести) картин киновселенной «Чужих» Рипли не появляется.

2019 год стал для «Чужого» юбилейным – франшизе о космическом монстре и противостоящей ему героине исполнилось 40 лет. Сценарий картины, который изначально назывался «Звездный зверь», породил первый в своем роде космический хоррор, а затем и целую серию сиквелов с философским, научно-фантастическим и психодраматическим переосмыслениями образов.

Женский персонаж в главной роли фантастического ужастика стал результатом удачного продюсерского хода, поскольку создатели фильма хотели, чтобы «Чужой» отличался от других картин подобного жанра. Инопланетный монстр стал воплощением абсолютного зла, поджидающего человека в космической засаде, а Элен Рипли – символом инстинктивной человеческой смелости, которую не растерять даже в глубине Вселенной. И конечно, одним из самых ярких женских образов, на целые десятилетия обогнавший только недавно закрепившийся тренд.

«Чужой» — серия научно-фантастических фильмов ужасов, в которую вошли три продолжения: «Чужие» (1986), «Чужой 3» (1992) и «Чужой: Воскрешение» (1997), режиссеры Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер и Жан-Пьер Жене соответственно.

Спустя несколько лет Скотт начал серию приквелов, в которую на данный момент входят фильмы «Прометей» (2012) и «Чужой: Завет» (2017). Успех серии предвосхитил появление ряда новелл, комиксов и видеоигр по мотивам, а также связанной франшизы «Чужой против Хищника».

Солярис (1972)

Фантастическая драма Андрея Тарковского по мотивам романа польского классика Станислава Лема была удостоена Гран-при Каннского кинофестиваля. Далекую планету Солярис почти полностью покрывает океан, обладающий разумом. Экипаж станции, расположенной на этой планете, наблюдает пугающие явления – к космонавтам приходят загадочные «гости» из их воспоминаний, за которые им до сих пор мучительно стыдно.

Сюжет оригинальной книги в руках Андрея Тарковского трансформировался в философское высказывание, добравшееся, кажется, до самых глубин океана человеческой души и любви.

Великий режиссер выстраивает каждый кадр как живописную картину. Особенно примечательна финальная сцена, где главный герой Крис Кельвин, сыгранный Донатасом Банионисом, стоит на коленях перед своим отцом – прямо как на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».

И это лишь малая часть жизни планеты Солярис, показанная Тарковским при помощи удивительно метафорического языка кинематографа.

Редакция СМИ «АртМосковия» подготовила свою подборку семи сериалов на космическую тему, которую по мнению главного редактора Ольги Несновой и сотрудников редакции стоит начать смотреть в День космонавтики.

Проект «Синяя книга» (2019)

События разворачиваются во времена расцвета Холодной войны. Паранойя охватила американцев, а правительство прикладывает невероятные усилия, чтобы замалчивать необъяснимые явления, возникающие по всей стране. ВВС приказывают закрывать расследования случаев с НЛО, чтобы сохранять спокойствие граждан. С советской угрозой, нависшей над государством, верхушка власти считает, что существование инопланетян надо срочно опровергнуть. Во времена массовой истерии в дело вступает Аллен Хайнек (Эйдан Гиллен), выдающийся астрофизик, который хочет получить финансирование для своих разработок. Он удивляется, когда его вербуют для проекта «Синяя книга», однако соглашается, поскольку считает, что эта должность пойдет на пользу его карьере. Его нанимает капитан ВВС Майкл Куинн (Майкл Маларки), уверенный в себе и амбициозный солдат, которому поручено держать своего коллегу на коротком поводке. Он – чванливый ветеран Второй мировой войны, поэтому привносит сопутствующие проблемы в их партнерство. Вскоре становится ясно, что сверху Куинну указывают не раскрывать правду о летающих тарелках, а склонять Хайнека к тому, что НЛО – это обычные самолеты, звезды или планеты. Тем временем Аллен понимает, что эти расследования гораздо более загадочны, чем считает Майкл.

Вавилон – 5 (1994)

2258 год. Гигантская космическая станция «Вавилон-5» была построена для дипломатических целей, в качестве места, где космические цивилизации на нейтральной территории смогут вести переговоры, улаживая разногласия и обсуждая варианты возможной совместной деятельности. Однако по причине огромного видового разнообразия инопланетян, несмотря на все усилия, «Вавилон-5» становится центром международных политических интриг и конфликтов. В пилотном эпизоде зрители знакомятся со множеством уникальных персонажей, которые в дальнейшем еще не раз появятся в сериале. Среди них командующий станцией, капитан Джеффри Синклер (Майкл О’Харе), его заместитель Сьюзен Иванова (Клаудия Кристиан), начальник безопасности Майкл Гарибальди (Джерри Дойл) и дипломированный телепат Талия Винтерс (Андреа Томпсон). Кроме того, земляне и инопланетная раса под названием минбарцы находятся в состоянии войны. А два посла, Г’Кар (Андреас Кацулас) из расы нарнов и представитель центавриан Лондо Моллари (Питер Джурасик), отчаянно ненавидят друг друга из-за кровопролитной и отвратительной войны их народов. Все начинается с того, что корабли-истребители атакуют одну из сельскохозяйственных колоний Республики Центавр. Вскоре выясняется, что управляли теми истребителями именно нарны. Это лишь подливает масла в огонь, распаляя отношения между Лондо и Г’Каром, вспоминающем о хладнокровной расправе, которую учинили центавриане, когда вторглись в Нарн и убили множество мужчин, женщин и детей. Теперь перед Джеффри Синклером стоит невероятно трудная задача — во-первых, предотвратить развязывание войны между двумя расами, а во-вторых, не дать произойти кровопролитию на борту самой станции. В то же время корабли, находящиеся вблизи «Вавилона-5», подвергаются атакам пиратов, а на Земле проходят выборы нового президента, от которых зависит, как в дальнейшем будут развиваться отношения между Земным альянсом и жителями галактики.

Звездные врата (1997) и Звездные врата: Атлантида (2004)

Действие сериала разворачивается спустя год после событий оригинального фильма. Когда первый контакт с инопланетной цивилизацией едва не завершился трагедией, американские военные решили свернуть программу «Звездные врата» и перевезти загадочный внеземной артефакт на сверхсекретную базу в Колорадо. В один прекрасный день портал вновь начал работать, благодаря чему в наш мир удалось проникнуть группе недружелюбных пришельцев. Чтобы разобраться в причинах неожиданного акта агрессии со стороны инопланетян, правительство США решило обратиться за помощью к Джеку О’Нилу (Ричард Дин Андерсон), которому удалось выжить в первой исследовательской миссии на Абидос. Во время своего второго путешествия на пустынную планету полковник вновь встречает блестящего египтолога Дэниела Джексона (Майкл Шэнкс) и выясняет, что доступ к системе Звездных врат имеют обитатели совершенно разных миров. Некоторые из них уже строят планы по завоеванию Земли, а потому О’Нил и Джексон соглашаются возглавить новую команду по изучению межпланетного телепорта, от работы которой будет зависеть судьба всей Галактики.

«Звездные врата: Атлантида» – спин-офф телевизионного сериала «Звездные врата», основанного на фильме «Звездные врата» 1994 года. Премьера шоу состоялась на американском спутниковом канале «Sci Fi Channel» 16 июля, 2004. События сериала «Звездные врата: Атлантида» развиваются из «неоднозначного финала» седьмого сезона «Звездные врата» – «Потерянный город» и премьерного фильма восьмого сезона «Новый Порядок». Премьерным эпизодом «Атлантиды» стало двухсерийное «Пробуждение», выполненное в виде фильма, гостевыми звездами в нем были Ричард Дин Андерсон, Майкл Шанкс и Роберт Патрик. Сериал «Атлантида» изначально задумывался, как замена «Звездным вратам» – которая должна была начаться после окончания седьмого сезона и показа второго фильма. Однако было принято решение продлить «Звездные врата» на восьмой сезон, запланированный фильм превратился в эпизод «Потерянный город», а действие «Атлантиды» было перенесено в галактику Пегас.

Звездный путь. Энтерпрайз (1997)

Действие разворачивается во второй половине XXIII века (2264-2269 годы) и повествует о пятилетней исследовательской миссии звездолета Звездного Флота Объединенной Федерации Планет «Энтерпрайз» (NCC-1701) под командованием капитана Джеймса Тиберия Кирка (Уильям Шетнер). На протяжении трех сезонов экипаж этого звездолета бороздил просторы Млечного пути, встречался с новыми цивилизациями, занимался исследованиями и дипломатическими вопросами. Это самый первый телесериал, давший толчок всей саге. Приключения капитана Кирка и его команды до сих пор остаются интересными и увлекательными. Конечно, не приходится говорить о чудесах компьютерной графики, которая просто была не мыслима в 60-х годах, времени, когда создавался этот сериал, но захватывающие истории команды «Энтерпрайза» бесспорно стоят того, чтобы этот сериал вошел в золотой фонд мировой кинофантастики.

На краю Вселенной (1999)

Астронавт и ученый Джон Крайтон испытывал модуль «Фарскейп-1» собственной разработки. Он собирался, в соответствии со своей теорией, использовать силу гравитации Земли в качестве ускорителя. Но во время эксперимента глазам Крайтона предстало нечто, напоминающее космический торнадо – о том, что это называется «червоточина», он узнает гораздо позже. Провалившись в нее, модуль пронесся через пространство и время, и, очутившись на другом конце Вселенной, попал в самую гущу межзвездного сражения. До этого момента Крайтон ничего не знал о живых тюрьмах, дельвийских жрецах, миротворцах и прожорливых хайнирских доминарах. Да что там – он даже не знал, что люди далеко не одиноки во Вселенной…

Но причальная сеть затянула «Фарскейп-1» на борт взбунтовавшейся тюрьмы, и астронавту пришлось познакомиться со всеми заключенными гораздо быстрее, чем хотелось бы, и безо всяких правил хорошего тона. Живой космический корабль Мойя с разношерстной публикой на борту только что удрал из неволи. А на хвосте – безжалостные космические боевики, которые политкорректно именуют себя миротворцами. Крайтон сразу наживает врага и приобретает друзей, ими становятся те самые беглые заключенные. Весь первый сезон Крайтон не снимает форму астронавта, поверяет свой головокружительный опыт старенькому земному диктофону и отчаянно ищет дорогу назад, туда, где нет импульсных винтовок, где пилотов не вживляют пожизненно в рабочее место и где все понимают его шутки.

Мы постепенно знакомимся со всеми основными героями космической саги. На борту Мойи собрались: лаксианский воин Ka Д – Арго, счастливый обладатель мивонок, тенок и приступов гипер-ярости; дельвийская жрица Па – У Зото Заан, посвятившая свою жизнь прочерчиванию тонкой линии между добром и злом; свергнутый Доминар Хайнирской Империи Райджел XVI, даже в теперешнем плачевном положении не оставивший замашек короля-самодура, а также одна из миротворцев – красавица, спортсменка и офицер Айрин Сун. Позднее к ним присоединятся еще два важных героя – трудный небарийский подросток Чиана и неуравновешенный, но временами крайне полезный бывший раб – баник Старк. В окружении инопланетян всех цветов радуги, преследуемый враждебно настроенной милитаристской расой, Крайтон начинает космическую одиссею – более зрелищную, чем любой из самых ярких снов, более удивительную, чем самая смелая фантазия.

Эскпансия (2015)

Действие «Экспансии» разворачивается в будущем, в те времена, когда человечество успешно колонизировало Солнечную систему. На Земле правит ООН, а на Марсе – независимое военное правительство. Единственным источником ресурсов для планет стал Пояс астероидов, где вода и воздух ценятся больше, чем золото. С каждым годом напряжение между территориями росло, и теперь вся система оказалась на пороге войны. Прожженному детективу Миллеру (Томас Джейн) со станции Церера поручают расследование щепетильного дела – пропала девушка из богатой семьи. В это же время экипаж водовоза «Кентербери», транспортирующего лед с колец Сатурна к станциям Пояса, получает сигнал бедствия. Просьба о помощи может оказаться лишь ловушкой космических пиратов, но, возможно, она странным образом связана с пропавшей девушкой. Когда волею судьбы жизни главных героев пересекутся, им предстоит отправиться в путешествие, которое навсегда изменит ход истории.

Описания фильмов предоставлены журналом «КиноРепортер»,
Описания сериалов подготовлены на основе материалов сайта lostfilm.tv,
Фото из открытых источников

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.