Сергей ПОЛИКАРПОВ: «Жизнь постоянно дает какие-то новые идеи, сюжеты, что-то подсказывает природа...»

545

15 янва­ря 2016 года в иван­те­ев­ском Выста­воч­ном зале (Мос­ков­ская область, г. Иван­те­ев­ка, ул. Цен­траль­ный про­езд, д. 1, Цен­траль­ная город­ская биб­лио­те­ка им. И.Ф. Гор­бу­но­ва) откры­лась выстав­ка живо­пи­си «Живо­пис­ные гар­мо­нии» заме­ча­тель­но­го мос­ков­ско­го худож­ни­ка Сер­гея Поли­кар­по­ва. Наш кор­ре­спон­дент побе­се­до­вал с Сер­ге­ем перед откры­ти­ем выстав­ки.

Начальник отдела культуры г. Ивантеевки Ирина Темченко, художник Сергей Поликарпов, заведующая Выставочным залом Ада Пампура

- Сер­гей, рас­ска­жи­те пожа­луй­ста о себе. Где роди­лись? Где про­жи­ва­е­те?.. Одним сло­вом – крат­кая автобиография.

- Родил­ся на юге Ура­ла – в горо­де Орен­бур­ге. Там закон­чил в нача­ле Дет­скую худо­же­ствен­ную шко­лу, затем худо­же­ствен­ное учи­ли­ще, по окон­ча­нию кото­ро­го про­дол­жил обу­че­ние в Выс­шем худо­же­ствен­но-про­мыш­лен­ном (быв­шая «Стро­га­нов­ка»). Отслу­жил в армии, потом про­дол­жил обу­че­ние. После рабо­тал в струк­ту­ре Сою­за Дизай­не­ров РСФСР и парал­лель­но для себя писал…

Так как жизнь сло­жи­лась таким обра­зом, что я женил­ся на сво­ей одно­курс­ни­це, кото­рая нерав­но­душ­на к живо­пи­си. Таким обра­зом мы, как бы «зажи­га­ли» сво­им «неров­ным дыха­ни­ем» стрем­ле­ние к это­му пре­крас­но­му реме­с­лу. И, так вот вышло, что пока я боль­ше зани­мал­ся дизай­ном инте­рье­ров, она боль­ше зани­ма­лась живописью.

Таким обра­зом, супру­га ока­за­ла на меня боль­шое вли­я­ние не толь­ко сво­им твор­че­ством, но и сво­ей актив­ной твор­че­ской дея­тель­но­стью – уча­сти­ем выстав­ках, кон­кур­сах и так далее… Ее актив­ность ста­ла для меня примером.

4DSC_0461

В послед­ние десять лет стал боль­ше писать, делая выбор в сто­ро­ну твор­че­ства, остав­ляя про­фес­сию дизай­не­ра инте­рье­ров, как рабо­ту, спо­соб­ную при­но­сить доход.

За это вре­мя про­шел путь от рабо­ты над этю­да­ми, крат­ко­сроч­ны­ми про­ек­та­ми, сде­лав шаг к тема­ти­че­ской кар­тине. И уже боль­шая часть моих кар­тин, создан­ных в послед­ние годы, боль­ше созда­ва­лась на осно­ве раз­мыш­ле­ний, вооб­ра­же­ния, «из головы».

Вна­ча­ле «в голо­ве» выстра­и­ва­ет­ся сюжет­ная линия, а потом, что-то под­смат­ри­ваю в жиз­ни. В при­ро­де, в окру­жа­ю­щем меня мире… И таких работ у меня боль­шая часть. Что же каса­ет­ся мень­шей части, то там исполь­зу­ет­ся обрат­ный под­ход к их созданию.

... начи­наю писать этюд, а потом мне при­хо­дит в голо­ву, что этот этюд явля­ет­ся нача­лом, пер­вым шагом, для созда­ния кар­ти­ны. На сего­дняш­ний день собра­лось доста­точ­но мно­го эски­зов, наброс­ков, но не хва­та­ет вре­ме­ни их «запи­сать».

- Что при­ве­ло вас к изоб­ра­зи­тель­но­му искус­ству? Как вы реши­ли стать художником?

- Мне повез­ло с хоро­ши­ми учи­те­ля­ми. Как в Дет­ской худо­же­ствен­ной шко­ле... Мне помог лич­ным при­ме­ром ее дирек­тор Юрий Пор­фи­рье­вич Гера­си­мов, так и в учи­ли­ще мне попа­лись хоро­шие учи­те­ля, кото­рые повли­я­ли на выбор профессии.

- Как вы счи­та­е­те, необ­хо­ди­мо ли про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние для дости­же­ния успеха?

- Да. Про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние необ­хо­ди­мо, толь­ко оно не обя­за­тель­но долж­но быть фор­маль­ным. Обра­зо­ва­ние долж­но быть «по жиз­ни». Что­бы счи­тать­ся спе­ци­а­ли­стом, не обя­за­тель­но полу­чать «короч­ки», но необ­хо­ди­мо самим посто­ян­но учить­ся и самосовершенствоваться.

Я знаю мно­го при­ме­ров, когда люди закан­чи­ва­ли учи­ли­ща и ста­но­ви­лись народ­ны­ми худож­ни­ка­ми. И наобо­рот, кото­рые ниче­го не заканчивали…

1DSC_0377

- Мно­го ли вре­ме­ни отни­ма­ет у вас заня­тие изоб­ра­зи­тель­ным искусством?

- В голо­ве про­цесс идет посто­ян­но. Еду ли я куда-то. Иду. Раз­го­ва­ри­ваю с вами. Твор­че­ский про­цесс непре­ры­вен. Глав­ное выбрать момент, когда мож­но при­ло­жить руки, что вопло­тить замысел.

- Сер­гей, рас­ска­жи­те пожа­луй­ста о выстав­ках, кото­рые оста­ви­ли след в вашей душе, о кото­рых бы само­му хоте­лось вспоминать?

- Я при­ни­мал уча­стие в «Арт-Мане­же» 2013-го года. Это была боль­шая, инте­рес­ная выстав­ка, в кото­рой были пред­став­ле­ны, навер­ное, луч­шие про­из­ве­де­ния худож­ни­ков нашей страны.

Участ­во­вал в несколь­ких выстав­ках в ЦДХ (Цен­траль­ный Дом Худож­ни­ка, г. Москва – прим. ред.), как с худож­ни­ка­ми, кото­рые пред­став­ля­ли свои рабо­ты само­сто­я­тель­но, так и с худож­ни­ка­ми Сою­за худож­ни­ков Рос­сии, Сою­за худож­ни­ков СНГ, При­бал­ти­ки… Когда была воз­мож­ность срав­ни­вать свое твор­че­ство с твор­че­ством худож­ни­ков дру­гих стран. Это было интересно.

- У вас, как у вся­ко­го худож­ни­ка, наблю­да­ю­ще­го за жиз­нью, навер­ня­ка были какие-то курьез­ные или инте­рес­ные слу­чаи. Може­те что-то рассказать?

- Один раз был такой курьез­ный слу­чай на Эль­бру­се. Мы с супру­гой писа­ли этю­ди­ки, а сза­ди нас при­шла семья – дети и папа с мамой, кото­рые им, пока­зы­вая на нас, ска­за­ли: «Вот види­те – эти люди не могут купить себе фото­ап­па­рат, поэто­му вынуж­де­ны рисо­вать кар­ти­ны. А мы сей­час щелк­нем и «все готово»»…

- Дей­стви­тель­но забав­но. Ваша исто­рия напом­ни­ла исто­ри­че­ский анек­дот, о том, когда-то один чело­век, посе­тив­ший мастер­скую худож­ни­ка обра­тил­ся к нему с прось­бой: «Може­те ли вы мне пред­ло­жить что-нибудь недо­ро­гое и в мас­ле?». На что, худож­ник отве­тил: «Возь­ми­те две бан­ки сар­дин, пожалуйста»…

Какие из сво­их работ вы счи­та­е­те люби­мы­ми? Кото­рые бы вы нико­гда не про­да­ли или не пода­ри­ли?.. Кото­рые бы хоте­лось оста­вить себе или оста­вить в кру­гу сво­ей семьи навсе­гда и нико­гда не про­да­вать. Есть такие?

- Я такой соб­ствен­ник, что мне ниче­го не хочет­ся про­да­вать. Все хочет­ся оста­вить себе. Все хочет­ся себе… Един­ствен­ное, что есть такое каче­ство, что мне кажет­ся, что мож­но сде­лать луч­ше. И мож­но сде­лать копию. И еще сде­лать копию…

И, если счи­таю, что мож­но сде­лать луч­ше, тогда я так и посту­паю – пере­пи­сы­ваю, потом еще пере­пи­сы­ваю… А так, отда­вать жалко.

Сергей Поликарпов. Новая Москва

- Ска­жи­те, какие-то тех­ни­ки в живо­пи­си, новые направ­ле­ния не при­хо­ди­ли идеи попробовать?

- Поче­му? При­хо­ди­ли. Хочет­ся пора­бо­тать с пасте­лью. Этот для меня мате­ри­ал новый. Я в нем совер­шен­но ниче­го еще не сде­лал. Хочет­ся зани­мать­ся гра­фи­кой… Я такой все­яд­ный, что хочет­ся многого.

- Что для вас явля­ет­ся важ­ным во вре­мя рабо­ты, а что вто­ро­сте­пен­ным, на что вы може­те не обра­щать внимание? 

- Важ­ным явля­ет­ся усло­вия для рабо­ты, пото­му что мно­го вре­ме­ни ухо­дит на вхож­де­ние в образ, в ритм рабо­ты. Важ­но, что­бы ниче­го не отвле­ка­ло. Ни мыс­ли. Ни какие-то дру­гие дела. Глав­ное абстра­ги­ро­вать­ся от житей­ской суеты.

- Сер­гей, а есть для вас такие худож­ни­ки, у кото­рых бы вы хоте­ли что-то пере­нять, поучить­ся или стре­мить­ся к их уров­ню мастер­ства? Может быть кто-то из худож­ни­ков совре­мен­но­сти или вели­ких худож­ни­ков прошлого?

- Из совре­мен­ных – это, навер­ное, Иван Лубен­ни­ков, боль­ше нико­го тако­го и нет. И, потом, был еще такой худож­ник Игорь Крав­цов, кото­рый к сожа­ле­нию не дожил до наших дней, но мы име­ем воз­мож­ность насла­ждать­ся его рабо­та­ми. Из худож­ни­ков совет­ско­го пери­о­да – Алек­сандр Дей­не­ка и Таир Сала­хов. А если ухо­дить в глубь, то, в первую оче­редь Миха­ил Вру­бель и так далее.

- Где бере­те силы и вдох­но­ве­ние для твор­че­ства, если не секрет?

- В жиз­ни. Жизнь посто­ян­но дает какие-то новые идеи, сюже­ты, что-то под­ска­зы­ва­ет природа.

1DSC_0413

- Ска­жи­те пожа­луй­ста, в насто­я­щее вре­мя рабо­та­е­те над каки­ми-то про­ек­та­ми? Или может быть сери­ей кар­тин? Или может быть есть идеи, кото­рые вы пла­ни­ру­е­те реализовать?

- Идей мно­го. Но, пока ниче­го не сде­ла­но, луч­ше не гово­рить. Все огра­ни­чи­ва­ет­ся нали­чи­ем сво­бод­но­го времени.

- В наше вре­мя доста­точ­но слож­но спра­ши­вать худож­ни­ка «нахо­дят­ся ли его рабо­ты за рубе­жом», когда гра­ни­цы откры­ты, интернет…

- Нахо­дят­ся.

- А в каких странах?

- На Кип­ре, в Лат­вии, в каких-то еще… Сра­зу, так не припомню.

- Это част­ные кол­лек­ции или музеи?

- Част­ные.

1DSC_0361

- Сер­гей, мне очень хочет­ся побла­го­да­рить вас за интер­вью и в завер­ше­нии спро­сить, что­бы вы хоте­ли поже­лать жите­лям горо­да Ивантеевки?

- Во пер­вых, хочу ска­зать, что пуб­ли­ка в Иван­те­ев­ке очень сер­деч­ная, отзыв­чи­вая. Поже­лать хочу, что­бы как и все люди не теря­ли опти­миз­ма, пото­му что собы­тия, кото­рые про­ис­хо­дят в мире не пред­ве­ща­ют ниче­го радост­но­го… Поэто­му желаю дарить вре­мя пре­крас­но­му. И это помо­жет сде­лать жизнь ярче и светлее.

Если гово­рить о моей выстав­ке, при­гла­шаю посе­тить. Посмот­реть мои рабо­ты. Может быть они най­дут отклик в их сердцах.

- Что бы вы хоте­ли поже­лать моло­дым людям, кото­рые закан­чи­ва­ют про­фес­си­о­наль­ные учеб­ные заве­де­ния и соби­ра­ют­ся в буду­щем быть худож­ни­ка­ми или как-то свя­зать свою судь­бу с твор­че­ской профессией?

- Любить свое дело. Это­го достаточно.

Бесе­до­вал Евге­ний НИКОЛАЕВ

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.