Творческие предприниматели могут возместить до 50% затрат на интернет-рекламу… Однако это только одна из шести субсидий, доступным малому и среднему бизнесу в сфере креативных индустрий.
Меры поддержки творческого бизнеса в России обсудили участники деловой сессии «Время творить. Как стимулировать рынки креативных индустрий» форума IPQuorum 2021: Tech for Content. Модератором выступила директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IPЕкатерина Чуковская.
Рынок креативных индустрий следует рассматривать не в контексте отдельных направлений, а как кросс-индустриальное взаимодействие различных отраслей, заявил генеральный директор Федерации креативных индустрий (ФКИ) Игорь Намаконов. По его мнению, во время пандемии творческие аспекты жизни человека вышли на первое место. Стало понятно, что креативный бизнес невозможно представить без синергии отраслей. «Мы в Федерации креативных индустрий фокусируемся на вопросах, которые касаются творческого бизнеса в масштабах всей страны, стремимся связать между собой регионы, способствовать поддержке всего креативного сектора. Кроме того, наша организация ориентирована на стратегию сквозных коммуникаций. Мы с одной стороны слышим, что нужно государству, с другой — рынку, с третьей — индустриальным игрокам, и стараемся найти консенсусные решения», — так эксперт пояснил одно из ключевых направлений Концепции «креативной индустриализации», реализацией которой в ближайшие пять лет будет заниматься ФКИ.
Игоря Намаконова поддержал председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, руководитель компании СТВ Сергей Сельянов. По его словам, креативным индустриям, в частности кинематографу, не нужна сегментация. Наоборот, игрокам рынка необходимо стремиться осознавать себя как инфраструктуру: «Кино — синтетическое искусство, где мы сосуществуем вместе с театром, ИТ и другими отраслями. В этом смысле нас можно считать прототипом вселенной Marvel, где разные части гармонично сосуществуют друг с другом».
Создание и развитие единой экосистемы с креативными кластерами и технопарками, арт-резиденциями и творческими студиями, где предприниматели могут свободно общаться и обмениваться опытом, — лишь малая часть комплексной поддержки креативной экономики. Чтобы понять, какая поддержка нужна творческому бизнесу в столице, Агентство креативных индустрий провело расширенные встречи с представителями различных креативных отраслей. По итогам встречи определены ключевые направления, включающие, прежде всего, создание общей инфраструктуры, получение профильного или бизнес-образования, выделение субсидий и грантов, продвижение продукции. Эти группы задач агентство определило как приоритетные цели на ближайший год, пояснила руководитель АНО «Агентство креативных индустрий» Екатерина Гайка. По ее словам, в Москве сейчас более 100 000 организаций и индивидуальных предпринимателей занимаются креативной деятельностью, выручка которых превышает 3 трлн руб. Развитие креативных индустрий стало одним из ключевых направлений деятельности Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы и органично вписалось в общую канву работы — поддержку бизнеса, развитие человеческого капитала и формирование инновационной экосистемы.
В отличие от Москвы, регионы пока что не систематизировали принципы и меры желательной поддержки креативных отраслей, но понимают, что без этого шага невозможно продвигать креативную экономику. Так, Ханты-Мансийский автономный округ стал первым регионом, в котором приняли Закон о креативных индустриях. В ХМАО решили, что в творческом бизнесе необходимо выделить 13 направлений. Также в регионе начали разрабатывать программу креативной трансформации, которая будет затрагивать не только предпринимателей, но и школьников, дошкольников, студентов, заявила заместитель начальника Центра инновационно-технологического и креативного предпринимательства Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес» Екатерина Удалова. По ее словам, в ближайшее время 5000 жителей округа обучат основам создания и реализации креативных продуктов.
Сегодня игроки креативного рынка — это не только потребители, но и производители контента. Процесс производства любых коммерческих продуктов невозможен без креативной активности, считает заведующая кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева ИОН РАНХиГС, автор книги «Творческие индустрии: теории и практики» Елена Зеленцова: «Креативные продукты не рождаются по указке сверху. Отказ от творчества в угоду жесткого экономического подхода уничтожает вдохновение и мешает создавать конкурентоспособные продукты».