«Театральные заметки дилетанта» Натальи Рей

88

«Насмехающийся читатель, бранящийся критик и резкие отзывы в прессе», о которых писал еще лорд Байрон, по-прежнему остаются значительной составляющей околотеатральной среды. Нечасто доводится видеть живые и хорошо написанные отклики об идущих на различных сценах постановках. Именно такую возможность дает читателю и зрителю книга Натальи Рей «Театральные заметки дилетанта». В ней – только рассказы о спектаклях, что стали для самого автора откровением.

zametki

Наталья Рей не делает различий между собой и своими читателями, поскольку пишет о собственных зрительских впечатлениях, несмотря на то, что она хорошо знает театральный мир изнутри: сказываются несколько лет работы в качестве завлита в театрах Кемерова.

«Не могу назвать себя театральным критиком хотя бы потому, что у меня нет специального образования, – говорит Наталья Рей. – Я не пишу о том, как устроен театр, насколько сложен процесс подготовки спектакля. Не ставлю целью что-то или кого-то покритиковать, пишу только о том, что лично меня взволновало, делюсь эмоциями и впечатлениями. И в этом случае я такой же дилетант, как и все остальные зрители».

Может показаться странным, что книгу о своих впечатлениях от спектаклей разных театров (как российских, так и зарубежных) Наталья написала, живя в Кемерове. Но сама она ничего необычного в этом не видит: «Я пересмотрела множество спектаклей, видела с достаточно близкого расстояния работу режиссеров и актеров. При этом стараюсь ориентироваться только на свои знания, впечатления и ощущения. Могу сказать, что мне близки по духу Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан (г. Уфа), Тюменский большой драматический театр, из зарубежных в первую очередь – Британский театр. И мои друзья в Тюмени благодаря мне узнали, что вообще у них есть потрясающий театр. Мои друзья, живущие в Уфе, стали ходить на спектакли своего театра. Друзья-петербуржцы о проекте TheatreHD узнали из моих заметок. Друзья из Прокопьевска приезжали на Ночь в театре, а младшая сестра стала основоположником новой традиции – теперь 31 декабря мы ходим в театр… и так далее. Мне очень отрадно, что после прочтения моих заметок знакомые и незнакомые начинают интересоваться театром, ходить на спектакли и даже писать в социальных сетях об этом. Это огромный плюс – в первую очередь для них самих».

«Театральные заметки дилетанта» родились из интернет-дневника автора. Некоторым спектаклям – увиденным в разное время и по-разному пережитым – посвящена не одна «заметка», ведь одна и та же постановка может вызывать у зрителя разную степень и разные аспекты эмоциональной сопричастности. Конечно, формат книги – заметки, основанные на дневниковых записях, – не нов, но о театре и о переживаниях, вызванных хоть новыми, хоть много лет идущими спектаклями, можно говорить и писать практически бесконечно.

«Эта книга – мое признание в любви к театру, – говорит автор. – Кроме того, я могу по праву гордиться тем, что мои заметки побеждают в конкурсах театральных рецензий, цитируются и размещаются на интернет-порталах информационных агентств. Это дает стимул двигаться дальше».

Ольга ИНОЗЕМЦЕВА

PS. По ссылке можно скачать книгу или читать ее онлайн бесплатно.