«Титаны эпох»: в российской столице завершается XII Большой фестиваль Российского национального оркестра

400

В этом году фестиваль открылся выступлениями Михаила Плетнева вместе с Российским национальным оркестром и приглашенными дирижерами — Василием Петренко и Михаилом Татарниковым. Предстоящий сезон обещает стать насыщенным, ведь у плетнёвцев круглая дата — тридцатилетие со дня основания прославленного коллектива. Музыканты постепенно входят в русло концертной жизни после продолжительного карантина и восстанавливают привычный формат выступлений на сцене.

В рамках фестиваля на сцене Концертного зала имени Чайковского состоялось несколько примечательных проектов. Публика услышала в концертном варианте оперетту «Летучая мышь» Иоганна Штрауса с участием солистов и хора театра «Геликон-опера» под управлением Константина Хватынца. Известный тенор Дмитрий Корчак проявил себя в дирижерском амплуа, представив на суд публики произведения Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта.

Открытие фестиваля прошло под знаком юбилея Людвига ван Бетховена (к 250-летию со дня рождения композитора). Михаил Плетнёв солировал в Третьем фортепианном концерте до минор, соч.37. Открытая эмоциональность и широкий исполнительский размах присущи интерпретациям пианиста. Его Бетховен классически ясен и романтичен. В игре Плетнева чувствовался с одной стороны органичный синтез с бетховенской художественной мыслью, духовное единение с автором, а с другой свобода самовыражения. Элегантная пианистическая техника, мягкое туше, нюансы фактурных сплетений как нельзя лучше дополняли удивительно гибкий контакт Плетнёва с оркестром. Да и Василий Петренко был предельно чуток к солисту, соблюдая динамику и общий музыкальный баланс в деликатном аккомпанементе с оркестром. Прелюдией к Третьему фортепианному концерту Бетховена стала его увертюра к трагедии Генриха Коллина «Кориолан», дерзновенно сыгранная оркестром, а завершала вечер Четвёртая симфония ми минор Иоганнеса Брамса. Учитывая вынужденный сокращённый состав оркестра, Василию Петренко удалось компактно выстроить архитектонику цикла, заострив внимание на объёмной звуковой палитре сочинения. Российский национальный оркестр играл плотным насыщенным звуком, предаваясь стихийной мощи симфонической фрески Брамса.

Заслуживает внимания еще один прошедший концерт фестиваля, который был посвящён оркестровым сюитам. Маэстро Плетнёв продирижировал безгранично любимую им Третью сюиту Петра Ильича Чайковского и Кармен-сюиту Жоржа Бизе-Родиона Щедрина.

Музыковед Борис Асафьев сравнивал музыку Третьей сюиты Чайковского с «великолепным, простирающемся вдаль музыкальным строением, красиво завершающимся роскошным садом вариаций и замыкающим их пышным полонезом». Действительно, в каждой из трогательных по своей красоте и лиризму частей сюиты зримые ассоциации возникали сами собой: открывающая сюиту созерцательная элегия сменялась тревожным «Меланхолическим вальсом». Следующее затем причудливое Скерцо —вихревое perpetuum mobile предвосхищало контрастный финал — тему с вариациями (поистине виртуозная часть, в которой композитору мастерски удалось показать широту и палитру звучания отдельных инструментов оркестра). Безупречная игра Татьяны Поршневой (первая скрипка РНО) поразила лёгкостью, деликатностью тона и россыпью оттенков. Отдельной похвалы также заслужили Максим Рубцов (флейта) и Ольга Томилова (гобой), блестяще исполнившие виртуозные сольные эпизоды сюиты. Творчество Чайковского боготворимо Михаилом Плетнёвым. В каждом из произведений русского гения музыкант черпает силу и вдохновение, заново открывая безграничные возможности любимых партитур.

Мысль о транскрипции музыкальных частей из оперы Жоржа Бизе «Кармен» заинтересовала Родиона Щедрина в связи с написанием отдельного балета кубинского хореографа Альберто Алонсо, созданного специально для Майи Плисецкой. С выбором жанра сюиты родился определённый состав инструментария: струнные и ударные. Щедрину было важно использовать виртуозные возможности каждого из инструментов. В наши дни «Кармен-сюита» украшает не только подмостки театральных сцен, но и часто исполняется отдельно в симфонических концертах. В практике Российского национального оркестра подобное произведение не редкость! Михаил Плетнёв неоднократно включал в программы выступлений «Кармен-сюиту» и даже записал её с Российским национальным оркестром для лейбла Дойче граммофон. Московский коллектив в очередной раз порадовал контрастной игрой, изысканным многоцветьем оттенков и своим отменным, фирменным звучанием.

1 октября в международный день музыки Большой фестиваль Российского национального оркестра традиционно завершится на сцене Концертного зала имени Чайковского. В этот вечер будет царить музыка великого Вольфганга Амадея Моцарта. В исполнении Большой мессы до минор K.427/K.417a примут участие вокалисты: Венера Гимадиева, Юлия Лежнева, Алексей Курсанов, Игорь Коростылев, Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова и Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва.

Виктор АЛЕКСАНДРОВ,
Фото – Ирина ШЫМЧАК, РНО

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.