Томми Джи: «Давай, Россия, просыпайся уже! Потому что если бы не было российской музыки, не было бы и европейской музыки»

713

Совсем недав­но с семи­на­ром Моск­ву посе­тил аме­ри­кан­ский саунд­про­дю­сер и ком­по­зи­тор Том­ми Джи, рабо­тав­ший в ком­па­ни­ях Sony Music, Universal Music, Warner Music, а так­же извест­ный сво­им сотруд­ни­че­ством с груп­пой One Direction, аль­бом кото­рых Take me home полу­чил пла­ти­но­вый ста­тус и разо­шел­ся 8‑миллионным тира­жом. На семи­на­ре в RMA он позна­ко­мил­ся с рос­сий­ской певи­цей Гали­ной Босой, в послуж­ном спис­ке кото­рой рабо­та с аме­ри­кан­ски­ми и гер­ман­ски­ми лей­б­ла­ми и выступ­ле­ния в США. 

Певи­ца пода­ри­ла Том­ми Джи свой аль­бом «XII Свя­щен­ных Псал­мов» и рок-пла­стин­ку сво­ей груп­пы BOSAYA. Музы­ка моло­дой певи­цы про­из­ве­ла на Том­ми Джи глу­бо­кое впе­чат­ле­ние, они пол­но­чи про­го­во­ри­ли по скай­пу, а на сле­ду­ю­щий день встре­ти­лись в кафе, где зада­ли друг дру­гу вопро­сы о музы­ке, рос­сий­ском и аме­ри­кан­ском мен­та­ли­те­те, осо­бен­но­стях шоу-инду­стрии в Рос­сии и США, ну и о пла­нах, конеч­но же... 

Томми Джи и Галина Босая

- Том­ми, в послед­ние несколь­ко лет вы часто при­ез­жа­е­те в Рос­сию. Поче­му? Вам нра­вит­ся рабо­тать с рос­сий­ски­ми арти­ста­ми или вы чер­па­е­те здесь вдох­но­ве­ние как музыкант?

- Поче­му я часто при­ез­жаю в Рос­сию? Немно­го предыс­то­рии... Я сам из Дании и вырос в семье, в кото­рой была очень попу­ляр­на рос­сий­ская куль­ту­ра в раз­ных сво­их про­яв­ле­ни­ях: рус­ский балет, лите­ра­ту­ра, музы­ка. Но, как вы, навер­ное, зна­е­те, я мно­го рабо­тал в Аме­ри­ке. И пока это дли­лось, у меня не было воз­мож­но­сти вер­нуть­ся к рос­сий­ской куль­ту­ре. Когда я, нако­нец, при­е­хал сюда, то ждал встре­чи с этой «зна­ме­ни­той рус­ской душой». Но в пер­вый визит я был силь­но разо­ча­ро­ван... В после­ду­ю­щие же при­ез­ды встре­тил отлич­ных людей и со мно­ги­ми подру­жил­ся. Потом я при­ез­жал сюда еще и еще, каж­дый раз мне нра­ви­лось здесь все боль­ше и больше. 

Есте­ствен­но я мно­го общал­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми музы­каль­ной инду­стрии, кото­рые все вре­мя жало­ва­лись, что в Рос­сии с шоу-биз­не­сом все пло­хо. Мне понра­ви­лась сама идея, что на рос­сий­ском музы­каль­ном рын­ке все неопре­де­лен­но. А зна­чит, есть потен­ци­ал и мож­но созда­вать что-то, в отли­чие от Запа­да, где это все рабо­та­ет годами. 

Пона­ча­лу, когда я рабо­тал с рос­сий­ски­ми арти­ста­ми, они все хоте­ли петь на англий­ском, под­ра­жать Запа­ду. Но для меня рос­сий­ская музы­ка – это всё рав­но что-то дру­гое. Даже если я не пони­маю её совсем, мне всё рав­но хоте­лось слы­шать её род­ной коло­рит. Поэто­му я стал про­сить сво­их рос­сий­ских дру­зей испол­нять пес­ни имен­но на рус­ском языке.

- Вы все­гда очень теп­ло отзы­ва­е­тесь о рус­ской клас­си­че­ской музы­ке. Кто из наших ком­по­зи­то­ров вам бли­же все­го? С кем из рос­сий­ских музы­кан­тов понра­ви­лось боль­ше все­го работать?

- Рах­ма­ни­нов, Чес­но­ков, пес­ни из ста­рых совет­ских филь­мов, рус­ские роман­сы Чай­ков­ско­го, так­же я слу­шаю цер­ков­ную музы­ку. А чело­век, с кото­рым боль­ше все­го нра­ви­лось рабо­тать, — он из Гру­зии. Его зовут Давид Тодуа, в его душе осо­бая страсть к музыке..

- Вы послу­ша­ли два моих аль­бо­ма «XII Свя­щен­ных Псал­мов» и «Bosaya». Это две абсо­лют­но раз­но­пла­но­вых пла­стин­ки — псал­мы и рок-музы­ка. Что Вам боль­ше понра­ви­лось: аль­бом молит­вен­ных пес­но­пе­ний или мейн­стри­мо­вый альбом?

- Мне, конеч­но же, боль­ше понра­ви­лись молит­вен­ные пес­но­пе­ния. Когда я услы­шал этот аль­бом, я поду­мал: «Вот то, что нуж­но! Та душа и страсть рус­ско­го наро­да, кото­рые я так дав­но хочу услы­шать». В Аме­ри­ке нет ниче­го подоб­но­го! Могу ска­зать, что вы пока­зы­ва­е­те истин­но рос­сий­ские эмо­ции, свой­ствен­ные ушед­шим эпо­хам. Что каса­ет­ся вашей мейн­стри­мо­вой пла­стин­ки, то я совсем немно­го её слу­шал. Мне нуж­но боль­ше вре­ме­ни, что­бы боль­ше про­ник­нуть­ся и чест­но ска­зать свое мнение.

- В Рос­сии есть класс­ные, боль­шие сту­дии, но у нас нет сво­их хоро­ших спе­ци­а­ли­стов, кото­рые рабо­та­ют со зву­ком. У нас часто пред­по­чи­та­ют рабо­тать с Гер­ма­ни­ей, Аме­ри­кой, Шве­ци­ей, пото­му что они луч­шие. Я хоте­ла бы, чтоб в Рос­сии были свои гени­аль­ные зву­ко­ре­жис­сё­ры и саунд­про­дю­се­ры. Но для это­го им, конеч­но же, нуж­но учить­ся не здесь. Про­фес­си­о­наль­ный саунд­про­дю­сер – это очень тон­кая, это отдель­ная про­фес­сия, кото­рой про­сто не суще­ству­ет в России.

- Да, здесь такое ощу­ще­ние, что нет души в этих сту­ди­ях. Нет души, и поэто­му отсут­ству­ет та самая твор­че­ская «магия». Стран­но.. Ведь в Москве жизнь бур­лит на каж­дом шагу, поче­му же эта энер­ге­ти­ка не при­сут­ству­ет в студии?

- В самом деле люди «зацик­ле­ны» на запад­ном уровне каче­ства. Они зна­ют, что аме­ри­кан­цы, шве­ды, нем­цы – луч­шие в этом деле. Это пси­хо­ло­ги­че­ский момент, сво­е­го рода «штамп», я думаю. Мне как музы­кан­ту, гото­вя­ще­му пре­зен­та­цию аль­бо­ма и запись сле­ду­ю­щей пла­стин­ки, инте­рес­но насколь­ко вам важен живой кон­такт с музы­кан­том в нача­ле рабо­ты? Вы пред­по­чи­та­е­те полу­чать рефе­рен­сы и ли же вам нра­вит­ся сидеть с музы­кан­том, искать вза­и­мо­по­ни­ма­ние, нахо­дить вме­сте звучание?

- Я вче­ра встре­чал­ся с Леной Тем­ни­ко­вой и пред­ло­жил, что­бы мы нача­ли свою рабо­ту с бесед на отвле­чен­ные темы , кото­рые обсуж­да­ют нор­маль­ные люди, кото­рые про­сто друг с дру­гом бол­та­ют. И из это­го, соб­ствен­но, уже родит­ся кон­цеп­ция зву­ка для песни. 

Tommy-Gee

Как вы зна­е­те, я один из пер­во­от­кры­ва­те­лей элек­трон­ной музы­ки, и начи­нал с того, что сидел за ком­пью­те­ром один, без людей, тогда моя рабо­та это­го не пред­по­ла­га­ла. Но потом, когда мы созда­ва­ли боль­шие про­ек­ты, я уже при­гла­шал насто­я­щих музы­кан­тов, с кото­ры­ми надо плот­но и вжи­вую вза­и­мо­дей­ство­вать, так что обще­ние — это важно. 

- Я смот­ре­ла фильм «Kraftwerk» элек­трон­ная рево­лю­ция, это очень инте­рес­но и мне понра­ви­лось, как они скру­пу­лёз­но и тща­тель­но рабо­та­ли над поис­ка­ми ново­го зву­ка, они «выпи­ли­ва­ли» ее в бук­валь­ном смыс­ле (сме­ет­ся).

- Зна­е­те, когда мы зани­ма­лись «пер­во­от­кры­ва­ни­ем» элек­трон­ной музы­ки, мы были про­сто тусов­кой моло­дых ребят и поня­тия не име­ли, что дела­ем (сме­ёт­ся). Мы дура­чи­лись и не пред­по­ла­га­ли, что это пре­вра­тит­ся в мно­го­мил­ли­он­ную инду­стрию в Аме­ри­ке. В Рос­сии сей­час при­мер­но та же ситу­а­ция : вы може­те так же экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, а потом добить­ся успе­ха. И я счи­таю, что моло­дежь в Рос­сии — глав­ная дви­жу­щая сила, так как может экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать и рисковать.

- Може­те ли вы ска­зать, что за вре­мя рабо­ты с рос­сий­ски­ми музы­кан­та­ми вы луч­ше узна­ли рус­скую нату­ру, рус­ские тра­ди­ции, обы­чаи, при­выч­ки, душу русскую?

- Я бы ска­зал, что я обо всём этом узнал, обща­ясь с обыч­ны­ми людь­ми, а не музы­кан­та­ми. (сме­ет­ся) Когда я здесь жил, я ездил в мет­ро, ходил на рын­ки. Это очень мно­гое дало для пони­ма­ния рус­ской души. (сме­ёт­ся)

- А как вы счи­та­е­те, есть ли у рус­ских моло­дых музы­кан­тов буду­щее на запад­ном рынке?

- Я счи­таю, что в первую оче­редь, они долж­ны искать буду­щее в России.

Зна­е­те, за что в Рос­сии любят аме­ри­кан­ские пес­ни? Аме­ри­кан­ские пес­ни пред­став­ля­ют аме­ри­кан­скую душу! Поэто­му, если вы как испол­ни­тель­ни­ца хоти­те добить­ся успе­ха на запа­де, вам нуж­но пока­зать в сво­ей музы­ке рус­скую душу. Мне как слу­ша­те­лю совер­шен­но не инте­ре­сен рос­сий­ский музы­кант, кото­рый под­ра­жа­ет запад­но­му. Поче­му всем так понра­ви­лись «Тату»? Пото­му что они были очень-очень русскими.

- Ведь не нуж­но стес­нять­ся, нуж­но быть самим собой, да? Но все рав­но нуж­но пытать­ся вый­ти за пре­де­лы сво­ей сути, к при­ме­ру, как Бьорк. Она гений!

- Да, важ­но иметь соб­ствен­ное, яркое лицо в музы­ке. Меня как-то при­гла­си­ли на боль­шое теле­шоу, где поло­же­ние дел в музы­каль­ной инду­стрии собра­лись обсу­дить извест­ные музы­кан­ты и зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щие сту­дии. И им было инте­рес­но мое мне­ние по пово­ду ситу­а­ции с музы­кой в Рос­сии. Это была немнож­ко зыб­кая поч­ва для меня, ну, пото­му что, как отве­тить на это вопрос? И я решил отве­тить так: «Давай, Рос­сия, про­сы­пай­ся уже! Пото­му что если бы не было рос­сий­ской музы­ки, не было бы и евро­пей­ской музы­ки». Ины­ми сло­ва­ми, я дол­жен ска­зать, что я по-насто­я­ще­му верю в буду­щее рос­сий­ской музы­ки, и лич­но ты, Гали­на, дала мне боль­шую на это надеж­ду, после того, как я про­слу­шал твои записи.

У меня есть вопрос к тебе. Ты запи­са­ла свой рели­ги­оз­ный аль­бом, что­бы воз­ро­дить забы­тую музы­ку, что­бы вдох­нуть в нее жизнь. Отку­да вооб­ще эта идея появи­лась в тво­ей голове?

- Я закон­чи­ла про­фес­си­о­наль­ное дири­жер­ско-хоро­вое отде­ле­ние, игра­ла в оркест­ре на вио­лон­че­ли и кон­тра­ба­се. В свое вре­мя на меня про­из­ве­ло впе­чат­ле­ние «Мес­са си-минор» Баха, Рах­ма­ни­нов, Шоста­ко­вич, Скря­бин, Брамс, Чес­но­ков, Тане­ев, из совре­мен­ных Кик­та. С тех пор я зна­ла, что когда окреп­ну, то обя­за­тель­но зай­мусь боль­шим про­из­ве­де­ни­ем. Кста­ти, мы пла­ни­ру­ем гастро­ли по Аме­ри­ке с псал­ма­ми. Как вы дума­е­те, есть ли что-то подоб­ное в этой стране?

- Я думаю, что и гастро­ли будут инте­рес­ны аме­ри­кан­ской пуб­ли­ке, а так­же при­сут­ствие этих псал­мов в кино.

- Насколь­ко сов­ме­сти­мы музы­ка и поли­ти­ка? Насколь­ко музы­кант дол­жен при­ни­мать актив­ное уча­стие в поли­ти­че­ских дви­же­ни­ях, поли­ти­че­ских выска­зы­ва­ни­ях и так далее?

- Я живу в Шве­ции, а жена у меня рус­ская. Когда мы встре­ча­ем­ся с людь­ми, совер­шен­но невоз­мож­но избе­жать раз­го­во­ров про Пути­на. Это сра­зу порож­да­ет очень мно­го нега­ти­ва и мне этот не нра­вит­ся. Поэто­му я счи­таю, что музы­кан­ту нуж­но зани­мать­ся толь­ко музы­кой, что может быть пре­крас­ней искус­ства ради искус­ства? (Улы­ба­ет­ся) ну, а какие у тебя какие впе­чат­ле­ния о запад­ной музы­каль­ной инду­стрии, ты ведь име­ешь опыт рабо­ты в Аме­ри­ке и Германии?

- Я с боль­шим удо­воль­стви­ем сотруд­ни­ча­ла, в тече­нии двух лет в Сиэт­ле с неболь­шим аме­ри­кан­ским лей­б­лом и была очень удив­ле­на, что им понра­вил­ся мой пер­вый аку­сти­че­ский аль­бом. Целый год я дума­ла, зачем они мне пред­ла­га­ют сотруд­ни­че­ство, было похо­же на безу­мие (сме­ет­ся). И когда мне при­сла­ли опла­чен­ный чек в сту­дии на сорок часов, сту­дию и при­ле­те­ли в Моск­ву, то тогда я пове­ри­ла. Рабо­та­ла с боль­шим удо­воль­стви­ем, и это изме­ни­ло мое мыш­ле­ние. У меня была учи­тель­ни­ца по вока­лу, кото­рая похо­жа на Бил­ли Холидей, она гово­ри­ла «научись петь тиха так, как ты поешь гром­ко». Мне бы хоте­лось объ­еди­нить рус­скую, аме­ри­кан­скую и евро­пей­скую музы­каль­ные куль­ту­ры и не толь­ко. Это было бы здорово! 

- А самое важ­но, чему научи­ла тебя боль­шая жен­щи­на, похо­жая на Бил­ли Холидей?

- Не орать на самых верх­них нотах (Сме­ёт­ся), еще научи­ла внут­рен­ней сво­бо­де, одно­род­но­му зву­ча­нию и глав­ное избе­гать стрес­са. Мой диа­па­зон рас­ши­рил­ся до четы­рех октав с её помо­щью, и я уве­ре­на, что каж­дый чело­век может петь. А что тебе боль­ше все­го запом­ни­лось в этот визит в Россию?

- Я был в музее икон, он уди­ви­тель­ный! И меня пора­зи­ло, что он бесплатный.

galina_bosya

- Чело­век, кото­рый зани­ма­ет­ся эти­ми ико­на­ми, мой хоро­ший друг, его зовут Алек­сандр Лип­ниц­кий! Он игра­ет на бас-гита­ре в очень извест­ной фрик-груп­пе и реста­ври­ру­ет ста­рин­ные рус­ские иконы. 

- Когда я был в этом музее, меня посе­ти­ла мысль, что на гло­баль­ные пере­ме­ны в Рос­сии, если гово­рить о музы­ке, спо­со­бен толь­ко тот чело­век, кото­рый не ищет ника­кой эко­но­ми­че­ской выго­ды, а лишь хочет сде­лать свой вклад в искус­ство. Да и рус­ский музы­каль­ный рынок – это все­го лишь 2 мил­ли­о­на дол­ла­ров. В миро­вых мас­шта­бах – это ни о чем. Это очень малень­кий музы­каль­ный рынок (сме­ёт­ся)

- Как вы дума­е­те, мог­ли бы мы посо­труд­ни­чать в музы­каль­ном плане? 

- Да, конеч­но, пото­му что когда я встре­ча­юсь с чело­ве­ком, кото­рый мне инте­ре­сен и чья музы­ка мне инте­рес­на, послед­нее, о чем я думаю, это день­ги, сдел­ки, дого­во­ры и стра­те­гии. Мне ско­рее инте­рес­но, что мы вме­сте можем сде­лать в плане музы­ки, так что давай попробуем! 

- А что вы поже­ла­е­те рос­сий­ским музыкантам?

- Боль­ше верь­те в себя! В Рос­сии я все вре­мя слы­шу раз­го­во­ры, мол, это низ­ко­го каче­ства, тут мы долж­ны исполь­зо­вать ино­стран­ных спе­ци­а­ли­стов . Ребя­та, начи­най­те делать всё сами. Для стра­ны, кото­рая так куль­тур­но бога­та и име­ет такое куль­тур­ное насле­дие, это стран­ная пози­ция! Вы пер­вые, кто поле­тел в кос­мос, вы сыг­ра­ли реша­ю­щую роль во Вто­рой миро­вой войне, если бы не Рос­сия, может быть, мы бы сей­час все по-немец­ки гово­ри­ли. Так что прочь сомне­ния и пол­ный вперёд! 

Под­го­то­ви­ла Ната­лья КРАСИЛЬНИКОВА

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.