Учреждена Ассоциация российских фестивалей

143

На VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме трек «Фестиваль фестивалей» в полной мере реализовал свои амбициозные задачи и создал серьезную заявку на будущее. Долгосрочные стратегии, конкретные цели и задачи фестивального движения сформулированы представительной экспертной группой. Учреждена Ассоциация российских фестивалей. Начинающие фестивали получили возможность заявить о себе и заручиться поддержкой профессионалов, а аудитория – задать вопросы супер-мастерам фестивальной отрасли.

На пленарном заседании «Социальная значимость искусства» эксперты трека всесторонне обсудили вклад фестивального формата в формирование социокультурных паттернов, культурных традиций, уникальные возможности вовлечения аудитории в «культурный диалог», а также точек роста академического искусства, заключенных в фестивальном представлении произведения зрителю и слушателю.

Говоря о влиянии фестивалей на культурную среду, руководитель трека «Фестиваль фестивалей», директор Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи Юрий Башмет отметил, что фестиваль фокусирует внимание на понятии культуры и искусства.

«В короткий промежуток времени происходит концентрация культурных событий в городе или регионе. Фестиваль дает дополнительный импульс родителям, чьи дети учатся музыке, дает возможность композиторам представить свои новые произведения», – считает маэстро.

Юрий Башмет видит в фестивалях поле для эксперимента, возможность представить академическую музыку в новом, синтетическом формате, делая ее увлекательной и актуальной для восприятия неподготовленным зрителем и таким образом помогает привлекать новую аудиторию в концертные залы в течение сезона. «Очень важно понимать ответственность исполнителя, – добавляет он. – Эта ответственность, например, и в том, чтобы первый приход ребенка или нового зрителя на концерт не стал последним».

Заместитель Министра культуры РФ Павел Степанов акцентировал внимание на роли фестивалей в сохранении культурного наследия, приведя в пример Шукшинские и Платоновские чтения, а также исключительном значении подобных событий в воспитании вкуса, в особенности у подрастающего поколения. По мнению эксперта, фестиваль должен быть точкой сопоставления собственных умозаключений и суждений зрителя с той идеей, которую несет фестиваль.

Самарский регион богат на фестивальные события, и губернатор Самарской области Дмитрий Азаров особо подчеркнул ответственность региональных властей в формировании культурной среды: «Фестиваль – это возможность прийти к публике, которая еще не была приобщена к искусству. Фестиваль – это информационный повод, это вызов, ощущение праздника. Я рад что большое количество фестивалей в Самарской области меняет социокультурное пространство региона».

Директор фестиваля Джордже Энеску в Румынии Михай Константинеску рассказал, как через образовательные программы его фестиваль привлекает молодежь, и о том, как важно, чтобы фестиваль расширялся, проводя мероприятия на разных площадках, и таким образом активно интегрируясь в культурную жизнь региона. А Роман Белор, директор фестиваля «Пражская весна», отметил верность традициям как один из ключевых принципов своего фестиваля, который неизменно помогает сохранить симпатии аудитории.

Также в первый день Форума были подписаны соглашения об открытии региональных Образовательных центров Юрия Башмета для молодых музыкантов в Ярославской и Владимирской областях в 2020 году в рамках программы «Юрий Башмет — молодым дарованиям России». Подписантами со стороны регионов стали Марина Васильева, директор Департамента культуры Ярославской области и Марина Чекунова, врио первого заместителя губернатора Владимирской области.

В этом году в рамках Культурного форума состоялось событие, знаковое для российской фестивальной общественности. В ходе работы трека «Фестиваль фестивалей» была учреждена Ассоциация российских фестивалей. Идея о необходимости подобной организации возникла также на Культурном форуме еще в 2017 году. И вот теперь, после двух лет подготовительной работы, отечественные фестивали обрели возможность подходить к решению актуальных задач системно и использовать комплексный подход в развитии фестивальной отрасли, а также получать поддержку при взаимодействии со своими зарубежными коллегами.

Сразу же после учреждения Ассоциации представители новой организации в составе международной экспертной группы на совместном заседании Европейской ассоциации фестивалей и Ассоциации российских фестивалей приступили к обсуждению российского участия в европейских программах развития фестивалей и академического искусства. Не осталась без внимания и стратегия интеграции российских фестивалей в европейское фестивальное движение. А потенциальные совместные проекты стали предметом дискуссии на презентации «Россия между Европой и Азией. Совместные проекты, возможности и реализация».

В третий день Форума шанс заявить о себе представился фестивалям-дебютантам. В презентации «Молодые фестивали России и Европы», проведенной совместно с молодежным форумом «Таврида», приняли участие 11 проектов. По результатам презентации члены международного жюри ЕФФЕ (Европа для фестивалей – Фестивали для Европы) присвоили 3 победителям знак «Рекомендовано ЕФФЕ». Обладателями дипломов стали фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» (Москва), Международный театральный фестиваль «Толстой» (Ясная Поляна, Тульская область) и фестиваль Ural Music Night (Екатеринбург).

«Европейская ассоциация фестивалей (EFA) и члены жюри – представители ведущих, наиболее значительных европейских фестивалей, были очень впечатлены презентацией, потрясающим разнообразием, художественным уровнем и социальной вовлеченностью всех фестивалей-участников», – поделилась своими впечатлениями Катрин Девентер, генеральный секретарь Европейской ассоциации фестивалей (Германия).

Предшествовало презентации выступление президента одного из старейших и известнейших европейских фестивалей – Зальцбургского. Госпожа Хельга Рабль-Штадлер рассказала о грядущем юбилее, ведь в 2020 году Зальцбургскому фестивалю исполняется 100 лет. Возникший как ответ на потребность людей почувствовать мир – после тяжелейшей войны, фестиваль жил и активно развивался, продолжая сохранять свои традиции. Фестиваль, начавшийся с одного спектакля на Соборной площади Зальцбурга, в 2020 году представит 6 оперных постановок и 2 оперы в концертном исполнении, 91 концерт и 57 театральных постановок. Это история, которая не может не вдохновлять молодые фестивали, наглядно показывает, что возможно все.

Завершил работу трек «Фестиваль фестивалей» мастер-классом «Новая творческая идея и общество. Для кого и зачем мы работаем?!!». Поистине, щедрый подарок организаторов всем участникам, занимающимся продвижением фестивалей или просто интересующихся новейшими тенденциями развития фестивального менеджмента. В формате диалога аудитория получила ответы на актуальные вопросы от директора Ист Вест Центра в Сараево Хариса Паcовича, генерального и артистического директора Международного Фестиваля в Бергене Андерса Бейера и генерального директора компании «Музыкальные проекты для Брюсселя» Патрика де Клерка. Помимо практических советов, прозвучали мнения европейских экспертов о философской сущности искусства, вызвавшие живой отклик зала и породивших бурную дискуссию. Извечный вопрос, обязано ли искусство отвечать на политическую повестку или же должно держаться в стороне, ожидаемо остался открытым.

Фото ИТАР-ТАСС

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.