В Агентстве городских новостей «Москва» прошла пресс-конференция «День короткометражного кино»

482

19 декаб­ря 2016 года в пресс-цен­тре Агент­ства город­ских ново­стей «Москва» про­шла пресс-кон­фе­рен­ция, посвя­щен­ная акции «День корот­ко­мет­раж­но­го кино»

Год кино под­хо­дит к кон­цу. Но и сле­ду­ю­щий год явля­ет­ся вехой для дебют­но­го корот­ко­мет­раж­но­го кино в Рос­сии – в 2017‑м будет мно­го дат, свя­зан­ных с раз­ви­ти­ем корот­ко­мет­раж­но­го кино в нашей стране: 5‑летие фести­ва­лей «Дви­же­ние» и «Коро­че», 5‑летие Моло­деж­но­го цен­тра Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов Рос­сии, 10-летие фести­ва­ля «Арт­ки­но».

На пресс-кон­фе­рен­ции, посвя­щен­ной про­ек­ту «День корот­ко­мет­раж­но­го кино-2016» при­сут­ство­ва­ли орга­ни­за­то­ры, жур­на­ли­сты, про­дю­се­ры, про­из­во­ди­те­ли и про­кат­чи­ки. А пото­му она боль­ше похо­ди­ла на встре­чу сооб­ще­ства и под­ве­де­ние ито­гов еще одно­го года корот­ко­мет­раж­но­го дебют­но­го кино.

Спи­ке­ры пресс-кон­фе­рен­ции:

  • Дмит­рий Яку­нин – про­дю­сер акции «День корот­ко­мет­раж­но­го кино в Рос­сии», испол­ни­тель­ный дирек­тор Моло­деж­но­го цен­тра Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов России;
  • Евге­ний Гера­си­мов – пред­се­да­тель Мос­ков­ской орга­ни­за­ции Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов России;
  • Васи­ли­са Оре­сто­ва – гене­раль­ный дирек­тор сети город­ских кино­те­ат­ров «МОСКИНО»;
  • Ната­лья Гой­ден­ко –  испол­ни­тель­ный дирек­тор Наци­о­наль­но­го фон­да под­держ­ки правообладателей;
  • Федор Попов – Гене­раль­ный дирек­тор про­дю­сер­ско­го цен­тра «ВГИК-Дебют».

Евге­ний ГЕРАСИМОВ под­дер­жал дея­тель­ность Моло­деж­но­го цен­тра Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов Рос­сии по орга­ни­за­ции пит­чин­гов и про­ек­та «День корот­ко­мет­раж­но­го кино». «Мы будем обра­щать­ся к Мини­стер­ству куль­ту­ры, что­бы выде­лять отдель­ные сред­ства на про­из­вод­ство имен­но дебют­но­го корот­ко­го мет­ра. Для того, что­бы моло­дежь име­ла воз­мож­ность себя заявить. И в корот­ком мет­ре мож­но гораз­до ярче себя про­явить, чем в пол­но­мет­раж­ной картине».

Дмит­рий ЯКУНИН рас­ска­зал подроб­но о про­ек­те. «Меж­ду­на­род­ный День корот­ко­мет­раж­но­го кино в самый корот­кий день в году, 21-го декаб­ря, начи­ная с 2011 года по ини­ци­а­ти­ве Наци­о­наль­но­го цен­тра кине­ма­то­гра­фии и ани­ма­ции Фран­ции. Обще­ствен­ные пока­зы про­хо­дят на раз­лич­ных пло­щад­ках: в кино­те­ат­рах, барах, теат­рах, теле­ка­на­лах, уни­вер­си­те­тах, биб­лио­те­ках, шко­лах, интер­нет-пор­та­лах, тор­го­вых цен­трах, музе­ях и т.д. В 2014‑м году акция впер­вые состо­я­лась в Рос­сии по ини­ци­а­ти­ве Моло­деж­но­го цен­тра Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов Рос­сии и была под­дер­жа­на Сою­зом кине­ма­то­гра­фи­стов, ВГИ­Ком, Выс­ши­ми кур­са­ми сце­на­ри­стов и режис­се­ров и дру­ги­ми организациями».

«Моло­деж­ный центр СК назвал акцию все­рос­сий­ской, так как пока­зы дей­стви­тель­но про­хо­дят по всей стране. Пер­вый год – в 25 горо­дах Рос­сии. В про­шлом году – в 29 реги­о­нах. И в этом году 50 горо­дов и насе­лен­ных пунк­тов под­клю­чи­лись к празд­но­ва­нию Дня корот­ко­мет­раж­но­го кино – от Кали­нин­гра­да до Южно-Сахалинска».

«Мы наде­ем­ся при­влечь вни­ма­ние пред­ста­ви­те­лей инду­стрии и мас­со­во­го зри­те­ля к корот­ко­му мет­ру. Для этих целей мы созда­ем рей­тинг корот­ко­мет­раж­ных филь­мов 2016 года с уче­том уча­стия и побед в кино­фе­сти­ва­лях, кино- и теле­про­ка­та и т.д. Про­ме­жу­точ­ные ито­ги рей­тин­га мы опуб­ли­ку­ем как раз 21-го декаб­ря на сай­те Моло­деж­но­го цен­тра и Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов. Под ана­лиз у нас попа­ло более 100 оте­че­ствен­ных и миро­вых кино­фе­сти­ва­лей и поряд­ка 150 рос­сий­ских кар­тин. В даль­ней­шем Моло­деж­ный центр будет обнов­лять этот рей­тинг постоянно».

«Сей­час мы актив­но раз­ви­ва­ем реги­о­наль­ную дея­тель­ность Моло­деж­но­го цен­тра и, в част­но­сти, очень мно­го про­ек­тов ини­ци­и­ру­ет Моло­деж­ный центр Санкт-Петер­бург­ско­го СК. В тот же день, 21-го декаб­ря, на «Лен­филь­ме» прой­дет Петер­бург­ский кон­курс дебют­ных кино­про­ек­тов (пит­чинг). Из 321 заявок, при­слан­ных на кон­курс, было ото­бра­но по 10 самых ярких и инте­рес­ных сце­на­ри­ев в двух кате­го­ри­ях: пол­но­мет­раж­ные и корот­ко­мет­раж­ные игро­вые филь­мы. Пред­се­да­те­лем отбо­роч­ной комис­сии и экс­перт­но­го сове­та высту­пил извест­ный кино­ре­жис­сер, сце­на­рист и про­дю­сер Игорь Федо­ро­вич Мас­лен­ни­ков. В экс­перт­ный совет вошли пред­ста­ви­те­ли кино­сту­дий «Лен­фильм», «СПб­ГИ­КиТ-Дебют» и Сверд­лов­ской киностудии».

Васи­ли­са ОРЕСТОВА: «В тече­ние года мы, как и все­гда, под­дер­жи­ва­ли корот­кий метр. Этот год у нас начал­ся с пре­мье­ры аль­ма­на­ха «Бли­же, чем кажет­ся» в фев­ра­ле, кото­рый стал пер­вым про­ек­том Моло­деж­но­го цен­тра Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов и про­дю­сер­ско­го цен­та «Моло­деж­ные ини­ци­а­ти­вы». Даль­ше мы ста­ли его про­ка­ты­вать. Были у нас и дру­гие пре­мье­ры – напри­мер, филь­ма Алек­сандра Коро­ле­ва «Забы­тое», кото­рый сей­час три­ум­фаль­но шеству­ет по фести­ва­лям. У нас про­шел фести­валь «Арт­ки­но». Глав­ным меро­при­я­ти­ем года у нас, конеч­но, стал фести­валь «Будем жить», кото­рый вырос из фести­ва­ля корот­ко­го мет­ра моло­дых кинематографистов.

Так­же в тече­ние года у нас в кино­те­ат­ре «Звез­да» рабо­та­ет кинок­луб «Z‑Shorts», кото­рый мы про­во­дим сов­мест­но с Моло­деж­ным цен­тром, где мы пока­зы­ва­ем самое раз­ное корот­ко­мет­раж­ное кино. Эти пока­зы при­вле­ка­ют моло­деж­ную ауди­то­рию, что для нас очень важ­но. Так что при­гла­ша­ем 21-го чис­ла вме­сте с нами отпразд­но­вать этот день».

Ната­лья ГОЙДЕНКО: «Наш фонд на один год стар­ше Моло­деж­но­го цен­тра. И с пер­во­го года мы подру­жи­лись. И очень рады этой друж­бе, пото­му что с само­го нача­ла она при­но­сит очень поло­жи­тель­ные пло­ды. Наш фонд под­дер­жал уже более соро­ка филь­мов. Плюс на все зна­чи­мые меро­при­я­тия в обла­сти корот­ко­мет­раж­но­го кино выде­ля­ют­ся гран­ты от фон­да на съем­ки филь­мов моло­дых кине­ма­то­гра­фи­стов. Мы счи­та­ем корот­ко­мет­раж­ное кино очень важ­ным – это основ­ной шаг моло­до­го кине­ма­то­гра­фи­ста на пути к твор­че­ской жиз­ни». Так­же Ната­лья рас­ска­за­ла о выпу­щен­ных в этом году дис­ках с филь­ма­ми-побе­ди­те­ля­ми фести­ва­ля ВГИК, кото­рые рас­про­стра­ня­ют­ся в биб­лио­те­ках и на дру­гих площадках.

Федор ПОПОВ: «Невоз­мож­но пере­оце­нить важ­ность корот­ко­го мет­ра, преж­де все­го для нача­ла рабо­ты в кино. Поэто­му чем боль­ше корот­ко­го мет­ра, тем боль­ше пер­спек­тив у оте­че­ствен­но­го кино как у инду­стрии. Чем боль­ше ини­ци­а­тив, чем боль­ше кон­кур­сов и раз­но­об­раз­ных меро­при­я­тий, свя­зан­ных с корот­ко­мет­раж­ным кино, тем луч­ше. Я про­во­жу Меж­ду­на­род­ный фести­валь сту­ден­че­ских филь­мов ВГИК уже шестой год, в этом году у нас было рекорд­ное чис­ло заявок – из 44 стран, 86 киношкол.

3–4 года назад мы нача­ли дви­же­ние в реги­о­ны. В этом году мы достиг­ли циф­ры в 62 горо­да – 182 пло­щад­ки. Будем про­дол­жать. Не за гора­ми у нас юби­лей­ный фести­валь и 100-летие ВГИКа.

Хочу обра­тить вни­ма­ние на такую про­бле­му: мало про­фес­си­о­наль­но сня­то­го корот­ко­го мет­ра. Все корот­ко­мет­раж­ки сни­ма­ют­ся в основ­ном уча­щи­ми­ся. После чего запус­ка­ет­ся сра­зу пол­но­мет­раж­ный дебют. И про­пасть меж­ду ними вели­ка – рис­ки огром­ны. Мно­го уси­лий, вре­ме­ни, денег из госу­дар­ствен­но­го бюд­же­та тра­тит­ся, что­бы пре­одо­леть эту боль­шую про­пасть. Если бы были про­фес­си­о­наль­ные корот­ко­мет­раж­ные дебю­ты, как это было в 70–80‑е годы, это бы реши­ло несколь­ко про­блем: сни­зи­ло рис­ки и уве­ли­чи­ло бы коли­че­ство дебю­тан­тов, кото­рые полу­чи­ли бы доро­гу в кине­ма­то­гра­фи­че­скую жизнь. Про­дю­сер, видя про­фес­си­о­наль­ную дебют­ную корот­ко­мет­раж­ную рабо­ту, не зада­вал­ся бы вопро­сом, смо­жет ли этот режис­сер снять пол­но­мет­раж­ный фильм. В каче­стве реше­ния я хотел бы пред­ло­жить Мин­куль­ту запуск 2–3 аль­ма­на­хов из дебют­ных корот­ко­мет­ра­жек выпуск­ни­ков вме­сто трех пол­но­мет­раж­ных работ. Это бы дало доро­гу не трем дебю­тан­там, а 10. Это бы дава­ло боль­ше перспектив.

Вто­рой момент очень важ­ный – с реа­ли­за­ци­ей корот­ко­го мет­ра. Ком­мер­че­ско­го про­ка­та у корот­ко­мет­раж­но­го кино сего­дня нет. И эта про­бле­ма лиша­ет корот­кий метр мно­гих пер­спек­тив. Про­грам­ма под­держ­ки корот­ко­мет­раж­но­го кино в ком­мер­че­ском про­ка­те, конеч­но, долж­на быть».

Сер­гей ТЮТИН, пре­зи­дент фести­ва­ля «Арт­ки­но»: «Мы в рам­ках про­ек­та «Арт­ки­но» тоже зани­ма­ем­ся пока­зом корот­ко­мет­раж­но­го кино – у нас про­хо­дят пока­зы более чем в 50 горо­дах. Нас так­же под­дер­жал «Рус­ский музей», у кото­ро­го более 100 пло­ща­док по все­му миру. Послед­ние 3–4 года они про­во­дят пока­зы рос­сий­ско­го корот­ко­мет­раж­но­го кино по 40 горо­дам с голо­со­ва­ни­ем в каж­дом горо­де. Они смог­ли доста­вить корот­ко­мет­раж­ные филь­мы даже в Антарк­ти­ду на рос­сий­скую поляр­ную стан­цию. В про­шлом году мы вози­ли рос­сий­ское корот­ко­мет­раж­ное кино во Фран­цию, где его при­ня­ли с боль­шим инте­ре­сом, фран­цуз­ские про­дю­се­ры ска­за­ли, что рус­ское корот­ко­мет­раж­ное кино совер­шен­но не похо­же на фран­цуз­ское. При этом фран­цу­зы про­из­во­дят поряд­ка 2000 корот­ко­мет­раж­ных кар­тин еже­год­но. Они начи­на­ют вос­пи­та­ние пуб­ли­ки с пер­во­го клас­са, вну­шая три мыс­ли: 1) кино – это искус­ство и его надо смот­реть в кино­те­ат­ре; 2) оте­че­ствен­ное кино – это искус­ство и его надо смот­реть в кино­те­ат­ре; 3) корот­ко­мет­раж­ное кино – это искус­ство и его надо смот­реть в кино­те­ат­ре. И потом эта взра­щен­ная пуб­ли­ка ходит строй­ны­ми ряда­ми в кино­те­ат­ры. Во Фран­ции корот­ко­мет­раж­ное кино под­дер­жи­ва­ет­ся госу­дар­ством, Наци­о­наль­ным цен­тром кине­ма­то­гра­фии и ани­ма­ции Фран­ции CNC, теле­ви­де­ни­ем и реги­о­на­ми – на всех эта­пах. Там есть режис­се­ры и про­дю­се­ры, кото­рые всю жизнь зани­ма­ют­ся толь­ко корот­ко­мет­раж­ным кино. Там есть рынок. Есть инду­стрия, есть каналы».

Дина­миз­ма пресс-кон­фе­рен­ции при­да­ло выступ­ле­ние режис­се­ра филь­ма «Хоро­шая рабо­та» Тиг­ра­на СААКЯНА (кар­ти­на будет пока­за­на на «Вече­ре пре­мьер корот­ко­го мет­ра, а глав­ные роли сыг­ра­ли Дани­ил Белых, Вла­ди­мир Мень­шов, Анна Чипо­в­ская): «Огром­ная про­бле­ма у нас в стране с корот­ко­мет­раж­ным кино. Корот­ко­мет­раж­ное кино суще­ству­ет у нас на энту­зи­аз­ме. Пото­му что путь моне­ти­за­ции не про­сто не поня­тен – его нет. И что делать даль­ше со сня­тым кино – не понят­но. Мы на наш 10-минут­ный фильм потра­ти­ли 1,5 мил­ли­о­на руб­лей, кото­рые мы даже вряд ли смо­жем «отбить» в ноль. Это самая слож­ная про­бле­ма наше­го кино».

Окса­на МИХЕЕВА, режис­сер, про­дю­сер фести­ва­ля сту­ден­че­ско­го кино «Свя­тая Анна»: «Мне кажет­ся, что сей­час такой рас­цвет корот­ко­го мет­ра, кото­рый еще несколь­ко лет назад не пока­зы­ва­ли вооб­ще и день­ги на него не дава­ли вооб­ще – а это такая воз­мож­ность для моло­дых режис­се­ров заявить себя, пока­зать его боль­шим про­дю­се­рам, воз­мож­ность попасть в кино­аль­ма­нах, даже не выпол­няя рабо­ту спе­ци­аль­но для него – что вопрос моне­ти­за­ции корот­ко­го мет­ра мне кажет­ся стран­ным. Наш фильм «Эс как дол­лар, точ­ка, джи» тоже вошел в аль­ма­нах. И я тоже не полу­чаю денег за про­кат сво­е­го кино. Но это такая сво­е­го рода режис­сер­ская инве­сти­ция себя в боль­шое кино. И это заме­ча­тель­но, радост­но, что сей­час такой подъ­ем и есть воз­мож­ность пока­зать свое кино широ­ко­му зри­те­лю, а не толь­ко дру­зьям и сокурс­ни­кам. А там уже дело и до моне­ти­за­ции дойдет».

Дмит­рий ЯКУНИН: «Дей­стви­тель­но, моне­ти­за­ция корот­ко­го мет­ра – это важ­ный вопрос, кото­рый тре­бу­ет отдель­но­го обсуж­де­ния. Мы обя­за­тель­но под­ни­мем этот вопрос на спе­ци­аль­ной отдель­ной встре­че меж­ду режис­се­ра­ми, про­дю­се­ра­ми и про­кат­чи­ка­ми в нача­ле сле­ду­ю­ще­го года. Но, мне­ние мно­гих кино­экс­пер­тов и про­дю­се­ров состо­ит в том, что моне­ти­за­ция корот­ко­го мет­ра заклю­че­на в нем самом – как в визит­ной кар­точ­ке кинематографиста».

Для справ­ки:

Глав­ная цель акции «День корот­ко­мет­раж­но­го кино»  – при­влечь вни­ма­ние пред­ста­ви­те­лей кино­ин­ду­стрии и широ­ко­го зри­те­ля к корот­ко­мет­раж­но­му кино, спо­соб­ство­вать обме­ну опы­том и зна­ни­я­ми меж­ду масте­ра­ми и моло­ды­ми кине­ма­то­гра­фи­ста­ми, систе­ма­ти­зи­ро­вать инфор­ма­цию о фести­ва­лях корот­ко­го мет­ра и веду­щих кино­шко­лах на тер­ри­то­рии Рос­сии, пред­ста­вить рабо­ты кино­де­бю­тан­тов на раз­лич­ных площадках.

Орга­ни­за­то­ры про­ек­та – Союз кине­ма­то­гра­фи­стов Рос­сии, Моло­деж­ный центр Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов Рос­сии, Наци­о­наль­ный фонд под­держ­ки пра­во­об­ла­да­те­лей, про­дю­сер­ский центр «Моло­деж­ные ини­ци­а­ти­вы» при содей­ствии ВГИК им. С.А. Гера­си­мо­ва, Выс­ших кур­сов сце­на­ри­стов и режис­се­ров, ком­па­нии «Utopia Pictures»,  сети кино­те­ат­ров «Мос­ков­ское кино», «Сине­про­мо», ком­па­нии «Мир фестивалей».

В рам­ках «Дня корот­ко­мет­раж­но­го кино-2016 в Рос­сии» про­во­дят­ся сле­ду­ю­щие меро­при­я­тия:   пока­зы ком­мер­че­ских и неком­мер­че­ских про­грамм корот­ко­мет­раж­ных филь­мов в 50 реги­о­нах Рос­сии; Пер­вый Санкт-Петер­бург­ский кон­курс дебют­ных про­ек­тов (Пит­чинг); пре­зен­та­ция «Рей­тин­га оте­че­ствен­ных корот­ко­мет­раж­ных филь­мов»; Пре­мье­ра про­грам­мы «Канн­ские корот­ко­мет­раж­ки» во ВГИ­Ке; «Вечер пре­мьер корот­ко­мет­раж­но­го кино в кино­те­ат­ре «Кос­мос» и мно­гое другое.

Под­го­то­ви­ла Ната­лия ЕГОРОВА

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.