Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАктуальноВ Комитете РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям объяснили, почему отраслевая...

В Комитете РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям объяснили, почему отраслевая дорожная карта является промежуточным шагом

В Комитете РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям объяснили, почему отраслевая дорожная карта является промежуточным шагом и что необходимо для трансформации делового климата

В России утвердили дорожную карту трансформации делового климата (ТДК) в сфере интеллектуальной собственности, разработанную Минэкономразвития. Карта состоит из 24 мероприятий, направленных на совершенствование института интеллектуальной собственности. Нормам, регулирующим институт интеллектуальной собственности, предстоит пройти модернизацию. Соответствующий документ подписали в российском кабмине. Заместитель председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев ознакомился с планом мероприятий и указал на его сильные и слабые стороны.

Известно, что ранее РСПП обращался в Правительство РФ с рядом конструктивных предложений по снятию барьеров для бизнеса в цифровой среде и креативного сегмента экономики – многие из них учтены в документе. Так, по инициативе РСПП будет упрощен доступ к произведениям, правообладатель которых неизвестен, а также создана возможность распоряжаться всеми видами интеллектуальных прав с помощью распределенных реестров. Сейчас это можно делать с авторскими и смежными правами, а вот требуемая законодательством регистрация перехода патентных прав или прав на товарные знаки пока еще «выпадает» из «цифровой среды», что порождает дополнительные издержки предпринимателей.

Минэкономразвития включило в дорожную карту ратификацию международных договоров о правовой охране евразийских товарных знаков и промышленных образцов – за счет подачи одной заявки это позволит обеспечивать правовой охраной объекты на территории нескольких государств. Научные и образовательные учреждения в случае успешной реализации дорожной карты смогут использовать исключительные права в качестве взноса в стартовый капитал стартапов и получить новый источник дохода благодаря оказанию услуг по оценке патентоспособности технических и дизайнерских решений. В Комитете РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям положительно оценивают эти шаги и отмечают, что они будут способствовать технологическому развитию страны и реализации цифровой повестки. Положительно оценивается и возможность включения в состав заявок на патенты 3D-моделей. Однако, по мнению Сергея Матвеева, «включение в дорожную карту законопроектов, которые не только не новы, но и уже приняты Государственной Думой, является явно избыточным».

В целом дорожную карту можно оценить положительно – она поможет при условии адекватного содержания нормативных актов упростить оборот и защиту интеллектуальных прав, однако о масштабной и столь ожидаемой трансформации, которая позволит превратить интеллектуальные права в высоколиквидный коммерческий актив, пока говорить рано, считают в комитете. Дело в том, что значительная часть предложений была включена в дорожную карту в весьма ослабленном варианте. К примеру, вместо введения специализаций патентных поверенных, перехода к системе их профессиональной аккредитации, раскрытия статистики качества и объемов оказанных ими услуг в соответствующем пункте плана оказались неопределенные формулировки, такие как «уточнение статуса», «совершенствование услуг».

Такое же «размытие» произошло и в крайне важном вопросе распределения прав на результаты, созданные с привлечением бюджетных средств. Утратили четкость не только формулировки, предложенные Правительству РФ предпринимателями, но и формулировки поручения Президента России по тому же вопросу, который еще в 2012 году поставил правительству задачу определить исчерпывающий перечень случаев, когда права закрепляются за Российской Федерацией. Это поручение до настоящего момента так и не исполнено.

В части работы государственного сегмента экономики, по мнению Сергея Матвеева, деловой климат скорее ухудшится: «Госзаказчикам, к которым относится широкий круг компаний, работающих в сфере атомной энергетики, космической техники, авиастроения, правительство намерено определить порядок управления не только интеллектуальными правами, но и имуществом, в котором они выражены. Это вызывает целый ряд вопросов. Один из них – как эти правила будут применять к облачным хранилищам с конструкторской документацией, разнообразие в процедурах учета прав и имущества лишь возрастет». Также госзаказчиков обяжут вовлекать интеллектуальную собственность в оборот. «Это вызывает недоумение – ведь если они ее «заказали» и не используют, видимо, они неквалифицированные заказчики, нерационально тратящие средства налогоплательщиков». По мнению Сергея Матвеева, в этой части дорожной карты уместно говорить о профилактике не вполне здорового делового климата, а не о лечении», – полагает Сергей Матвеев.

В Минэкономразвития лишь частично учли предложение РСПП об изменениях в Налоговый кодекс РФ. Понимая потребности предпринимателей, сложности налогового администрирования, риски, возникающие для бизнес-сообщества, РСПП предложил полностью отказаться от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности. Известно, что НДС уже не применяется при приобретении прав в процессе производства кинофильмов, а также при лицензировании российского программного обеспечения и изобретений. Прописанное в дорожной карте очередное послабление – возможность не уплачивать НДС при комплексной передаче прав на товарный знак и другие объекты – никак не поможет решить вопрос освобождения сделок со всеми видами объектов интеллектуальной собственности от налоговой нагрузки. Эта мера лишь спровоцирует рост спорных и конфликтных ситуаций между ФНС и бизнесом, более того, сложности администрирования и возникающие риски переквалификации сделок превысят пользу от очередной льготы и никак не будут способствовать построению простой и прозрачной системы взаимодействия бизнеса и органов власти, уверен Матвеев.

Двойная уплата социальных и пенсионных взносов по-прежнему сохранится при выплате авторских вознаграждений. РСПП выступал с более эффективным для рынка предложением по устранению коллизии, однако Минэкономразвития проигнорировал инициативу. Вместо радикального решения проблемы правительство намерено «усовершенствовать» правила выплаты вознаграждений авторам, хотя эти правила применяются только в спорных ситуациях, когда автор и работодатель не зафиксировали договоренность о вознаграждениях в трудовых контрактах.

Полумерой можно назвать и изложенные в дорожной карте мероприятия в части льгот по налогу на прибыль. Речь идет о преференциях для инновационных отраслей экономики и соответствующих компаний. «Вероятно, организации, которые сейчас не попадают пусть даже в расширенный перечень инновационных, никогда не получат шанса стать таковыми», – предположил Матвеев.

С целью повышения уровня защиты прав интеллектуальной собственности РСПП вносил предложение по снятию барьеров для развития институтов медиации и третейского разбирательства, а также предлагал обеспечить адекватную требованиям бизнеса доступность судебной защиты нарушенных прав – сейчас такая возможность ограничена законом. Однако в дорожной карте говорится лишь об «улучшении регламента работы Палаты по патентным спорам (ППС)», который давно и вполне обоснованно вызывает принципиальные возражения со стороны предпринимательского сообщества в силу непрозрачности деятельности данного органа – от сроков разрешения конфликта до процедуры принятия решений.

Предпринимательское сообщество выступало за отмену устаревших правил инвентаризации и стоимостной оценки прав на результаты научно-технической деятельности, которые действуют в России с 2002 года. Эти правила должны были отменить в рамках «регуляторной гильотины», поскольку они являются никак не обоснованным вмешательством во внутрихозяйственную деятельность предприятий. Но вместо полной отмены «мы видим лишь косметические поправки, которые по-прежнему создают излишнюю и, что самое важное, совершенно бессмысленную контрольно-надзорную нагрузку», утверждает Матвеев. Учет результатов, полученных с привлечением бюджетных средств, требует упрощения и унификации, но это предложение бизнеса тоже не реализовано.

Схожая ситуация и с мерами по стимулированию негосударственных инвестиций в исследования и разработки. Очередное «расширение списка направлений исследований, затраты на которые можно списывать с повышающим коэффициентом, не решит проблемы – ведь главными причинами невостребованности этого механизма остаются сложность и непредсказуемость системы его налогового администрирования», отметил эксперт.

Согласно плану российского правительства, законопроекты по задачам дорожной карты будут утверждены в 2020–2021 годах. Кабмин сформирует экспертные группы, призванные обеспечить прямой контакт органов власти, предпринимателей и отраслевых специалистов.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru