В Комитете РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям объяснили, почему отраслевая дорожная карта является промежуточным шагом

403

В Коми­те­те РСПП по интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и кре­а­тив­ным инду­стри­ям объ­яс­ни­ли, поче­му отрас­ле­вая дорож­ная кар­та явля­ет­ся про­ме­жу­точ­ным шагом и что необ­хо­ди­мо для транс­фор­ма­ции дело­во­го климата

В Рос­сии утвер­ди­ли дорож­ную кар­ту транс­фор­ма­ции дело­во­го кли­ма­та (ТДК) в сфе­ре интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти, раз­ра­бо­тан­ную Минэко­но­мраз­ви­тия. Кар­та состо­ит из 24 меро­при­я­тий, направ­лен­ных на совер­шен­ство­ва­ние инсти­ту­та интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти. Нор­мам, регу­ли­ру­ю­щим инсти­тут интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти, пред­сто­ит прой­ти модер­ни­за­цию. Соот­вет­ству­ю­щий доку­мент под­пи­са­ли в рос­сий­ском каб­мине. Заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Коми­те­та Рос­сий­ско­го сою­за про­мыш­лен­ни­ков и пред­при­ни­ма­те­лей (РСПП) по интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и кре­а­тив­ным инду­стри­ям, пре­зи­дент Феде­ра­ции интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти (ФИС) Сер­гей Мат­ве­ев озна­ко­мил­ся с пла­ном меро­при­я­тий и ука­зал на его силь­ные и сла­бые стороны.

Извест­но, что ранее РСПП обра­щал­ся в Пра­ви­тель­ство РФ с рядом кон­струк­тив­ных пред­ло­же­ний по сня­тию барье­ров для биз­не­са в циф­ро­вой сре­де и кре­а­тив­но­го сег­мен­та эко­но­ми­ки – мно­гие из них учте­ны в доку­мен­те. Так, по ини­ци­а­ти­ве РСПП будет упро­щен доступ к про­из­ве­де­ни­ям, пра­во­об­ла­да­тель кото­рых неиз­ве­стен, а так­же созда­на воз­мож­ность рас­по­ря­жать­ся все­ми вида­ми интел­лек­ту­аль­ных прав с помо­щью рас­пре­де­лен­ных реест­ров. Сей­час это мож­но делать с автор­ски­ми и смеж­ны­ми пра­ва­ми, а вот тре­бу­е­мая зако­но­да­тель­ством реги­стра­ция пере­хо­да патент­ных прав или прав на товар­ные зна­ки пока еще «выпа­да­ет» из «циф­ро­вой сре­ды», что порож­да­ет допол­ни­тель­ные издерж­ки предпринимателей.

Минэко­но­мраз­ви­тия вклю­чи­ло в дорож­ную кар­ту рати­фи­ка­цию меж­ду­на­род­ных дого­во­ров о пра­во­вой охране евразий­ских товар­ных зна­ков и про­мыш­лен­ных образ­цов – за счет пода­чи одной заяв­ки это поз­во­лит обес­пе­чи­вать пра­во­вой охра­ной объ­ек­ты на тер­ри­то­рии несколь­ких госу­дарств. Науч­ные и обра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния в слу­чае успеш­ной реа­ли­за­ции дорож­ной кар­ты смо­гут исполь­зо­вать исклю­чи­тель­ные пра­ва в каче­стве взно­са в стар­то­вый капи­тал стар­та­пов и полу­чить новый источ­ник дохо­да бла­го­да­ря ока­за­нию услуг по оцен­ке патен­то­спо­соб­но­сти тех­ни­че­ских и дизай­нер­ских реше­ний. В Коми­те­те РСПП по интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и кре­а­тив­ным инду­стри­ям поло­жи­тель­но оце­ни­ва­ют эти шаги и отме­ча­ют, что они будут спо­соб­ство­вать тех­но­ло­ги­че­ско­му раз­ви­тию стра­ны и реа­ли­за­ции циф­ро­вой повест­ки. Поло­жи­тель­но оце­ни­ва­ет­ся и воз­мож­ность вклю­че­ния в состав заявок на патен­ты 3D-моде­лей. Одна­ко, по мне­нию Сер­гея Мат­ве­е­ва, «вклю­че­ние в дорож­ную кар­ту зако­но­про­ек­тов, кото­рые не толь­ко не новы, но и уже при­ня­ты Госу­дар­ствен­ной Думой, явля­ет­ся явно избыточным».

В целом дорож­ную кар­ту мож­но оце­нить поло­жи­тель­но – она помо­жет при усло­вии адек­ват­но­го содер­жа­ния нор­ма­тив­ных актов упро­стить обо­рот и защи­ту интел­лек­ту­аль­ных прав, одна­ко о мас­штаб­ной и столь ожи­да­е­мой транс­фор­ма­ции, кото­рая поз­во­лит пре­вра­тить интел­лек­ту­аль­ные пра­ва в высо­ко­лик­вид­ный ком­мер­че­ский актив, пока гово­рить рано, счи­та­ют в коми­те­те. Дело в том, что зна­чи­тель­ная часть пред­ло­же­ний была вклю­че­на в дорож­ную кар­ту в весь­ма ослаб­лен­ном вари­ан­те. К при­ме­ру, вме­сто вве­де­ния спе­ци­а­ли­за­ций патент­ных пове­рен­ных, пере­хо­да к систе­ме их про­фес­си­о­наль­ной аккре­ди­та­ции, рас­кры­тия ста­ти­сти­ки каче­ства и объ­е­мов ока­зан­ных ими услуг в соот­вет­ству­ю­щем пунк­те пла­на ока­за­лись неопре­де­лен­ные фор­му­ли­ров­ки, такие как «уточ­не­ние ста­ту­са», «совер­шен­ство­ва­ние услуг».

Такое же «раз­мы­тие» про­изо­шло и в крайне важ­ном вопро­се рас­пре­де­ле­ния прав на резуль­та­ты, создан­ные с при­вле­че­ни­ем бюд­жет­ных средств. Утра­ти­ли чет­кость не толь­ко фор­му­ли­ров­ки, пред­ло­жен­ные Пра­ви­тель­ству РФ пред­при­ни­ма­те­ля­ми, но и фор­му­ли­ров­ки пору­че­ния Пре­зи­ден­та Рос­сии по тому же вопро­су, кото­рый еще в 2012 году поста­вил пра­ви­тель­ству зада­чу опре­де­лить исчер­пы­ва­ю­щий пере­чень слу­ча­ев, когда пра­ва закреп­ля­ют­ся за Рос­сий­ской Феде­ра­ци­ей. Это пору­че­ние до насто­я­ще­го момен­та так и не исполнено.

В части рабо­ты госу­дар­ствен­но­го сег­мен­та эко­но­ми­ки, по мне­нию Сер­гея Мат­ве­е­ва, дело­вой кли­мат ско­рее ухуд­шит­ся: «Гос­за­каз­чи­кам, к кото­рым отно­сит­ся широ­кий круг ком­па­ний, рабо­та­ю­щих в сфе­ре атом­ной энер­ге­ти­ки, кос­ми­че­ской тех­ни­ки, авиа­стро­е­ния, пра­ви­тель­ство наме­ре­но опре­де­лить поря­док управ­ле­ния не толь­ко интел­лек­ту­аль­ны­ми пра­ва­ми, но и иму­ще­ством, в кото­ром они выра­же­ны. Это вызы­ва­ет целый ряд вопро­сов. Один из них – как эти пра­ви­ла будут при­ме­нять к облач­ным хра­ни­ли­щам с кон­струк­тор­ской доку­мен­та­ци­ей, раз­но­об­ра­зие в про­це­ду­рах уче­та прав и иму­ще­ства лишь воз­рас­тет». Так­же гос­за­каз­чи­ков обя­жут вовле­кать интел­лек­ту­аль­ную соб­ствен­ность в обо­рот. «Это вызы­ва­ет недо­уме­ние – ведь если они ее «зака­за­ли» и не исполь­зу­ют, види­мо, они неква­ли­фи­ци­ро­ван­ные заказ­чи­ки, нера­ци­о­наль­но тра­тя­щие сред­ства нало­го­пла­тель­щи­ков». По мне­нию Сер­гея Мат­ве­е­ва, в этой части дорож­ной кар­ты умест­но гово­рить о про­фи­лак­ти­ке не вполне здо­ро­во­го дело­во­го кли­ма­та, а не о лече­нии», – пола­га­ет Сер­гей Матвеев.

В Минэко­но­мраз­ви­тия лишь частич­но учли пред­ло­же­ние РСПП об изме­не­ни­ях в Нало­го­вый кодекс РФ. Пони­мая потреб­но­сти пред­при­ни­ма­те­лей, слож­но­сти нало­го­во­го адми­ни­стри­ро­ва­ния, рис­ки, воз­ни­ка­ю­щие для биз­нес-сооб­ще­ства, РСПП пред­ло­жил пол­но­стью отка­зать­ся от упла­ты нало­га на добав­лен­ную сто­и­мость при пере­да­че прав на резуль­та­ты интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти. Извест­но, что НДС уже не при­ме­ня­ет­ся при при­об­ре­те­нии прав в про­цес­се про­из­вод­ства кино­филь­мов, а так­же при лицен­зи­ро­ва­нии рос­сий­ско­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния и изоб­ре­те­ний. Про­пи­сан­ное в дорож­ной кар­те оче­ред­ное послаб­ле­ние – воз­мож­ность не упла­чи­вать НДС при ком­плекс­ной пере­да­че прав на товар­ный знак и дру­гие объ­ек­ты – никак не помо­жет решить вопрос осво­бож­де­ния сде­лок со все­ми вида­ми объ­ек­тов интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти от нало­го­вой нагруз­ки. Эта мера лишь спро­во­ци­ру­ет рост спор­ных и кон­фликт­ных ситу­а­ций меж­ду ФНС и биз­не­сом, более того, слож­но­сти адми­ни­стри­ро­ва­ния и воз­ни­ка­ю­щие рис­ки пере­ква­ли­фи­ка­ции сде­лок пре­вы­сят поль­зу от оче­ред­ной льго­ты и никак не будут спо­соб­ство­вать постро­е­нию про­стой и про­зрач­ной систе­мы вза­и­мо­дей­ствия биз­не­са и орга­нов вла­сти, уве­рен Матвеев.

Двой­ная упла­та соци­аль­ных и пен­си­он­ных взно­сов по-преж­не­му сохра­нит­ся при выпла­те автор­ских воз­на­граж­де­ний. РСПП высту­пал с более эффек­тив­ным для рын­ка пред­ло­же­ни­ем по устра­не­нию кол­ли­зии, одна­ко Минэко­но­мраз­ви­тия про­игно­ри­ро­вал ини­ци­а­ти­ву. Вме­сто ради­каль­но­го реше­ния про­бле­мы пра­ви­тель­ство наме­ре­но «усо­вер­шен­ство­вать» пра­ви­ла выпла­ты воз­на­граж­де­ний авто­рам, хотя эти пра­ви­ла при­ме­ня­ют­ся толь­ко в спор­ных ситу­а­ци­ях, когда автор и рабо­то­да­тель не зафик­си­ро­ва­ли дого­во­рен­ность о воз­на­граж­де­ни­ях в тру­до­вых контрактах.

Полу­ме­рой мож­но назвать и изло­жен­ные в дорож­ной кар­те меро­при­я­тия в части льгот по нало­гу на при­быль. Речь идет о пре­фе­рен­ци­ях для инно­ва­ци­он­ных отрас­лей эко­но­ми­ки и соот­вет­ству­ю­щих ком­па­ний. «Веро­ят­но, орга­ни­за­ции, кото­рые сей­час не попа­да­ют пусть даже в рас­ши­рен­ный пере­чень инно­ва­ци­он­ных, нико­гда не полу­чат шан­са стать тако­вы­ми», – пред­по­ло­жил Матвеев.

С целью повы­ше­ния уров­ня защи­ты прав интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти РСПП вно­сил пред­ло­же­ние по сня­тию барье­ров для раз­ви­тия инсти­ту­тов меди­а­ции и тре­тей­ско­го раз­би­ра­тель­ства, а так­же пред­ла­гал обес­пе­чить адек­ват­ную тре­бо­ва­ни­ям биз­не­са доступ­ность судеб­ной защи­ты нару­шен­ных прав – сей­час такая воз­мож­ность огра­ни­че­на зако­ном. Одна­ко в дорож­ной кар­те гово­рит­ся лишь об «улуч­ше­нии регла­мен­та рабо­ты Пала­ты по патент­ным спо­рам (ППС)», кото­рый дав­но и вполне обос­но­ван­но вызы­ва­ет прин­ци­пи­аль­ные воз­ра­же­ния со сто­ро­ны пред­при­ни­ма­тель­ско­го сооб­ще­ства в силу непро­зрач­но­сти дея­тель­но­сти дан­но­го орга­на – от сро­ков раз­ре­ше­ния кон­флик­та до про­це­ду­ры при­ня­тия решений.

Пред­при­ни­ма­тель­ское сооб­ще­ство высту­па­ло за отме­ну уста­рев­ших пра­вил инвен­та­ри­за­ции и сто­и­мост­ной оцен­ки прав на резуль­та­ты науч­но-тех­ни­че­ской дея­тель­но­сти, кото­рые дей­ству­ют в Рос­сии с 2002 года. Эти пра­ви­ла долж­ны были отме­нить в рам­ках «регу­ля­тор­ной гильо­ти­ны», посколь­ку они явля­ют­ся никак не обос­но­ван­ным вме­ша­тель­ством во внут­ри­хо­зяй­ствен­ную дея­тель­ность пред­при­я­тий. Но вме­сто пол­ной отме­ны «мы видим лишь кос­ме­ти­че­ские поправ­ки, кото­рые по-преж­не­му созда­ют излиш­нюю и, что самое важ­ное, совер­шен­но бес­смыс­лен­ную кон­троль­но-над­зор­ную нагруз­ку», утвер­жда­ет Мат­ве­ев. Учет резуль­та­тов, полу­чен­ных с при­вле­че­ни­ем бюд­жет­ных средств, тре­бу­ет упро­ще­ния и уни­фи­ка­ции, но это пред­ло­же­ние биз­не­са тоже не реализовано.

Схо­жая ситу­а­ция и с мера­ми по сти­му­ли­ро­ва­нию него­су­дар­ствен­ных инве­сти­ций в иссле­до­ва­ния и раз­ра­бот­ки. Оче­ред­ное «рас­ши­ре­ние спис­ка направ­ле­ний иссле­до­ва­ний, затра­ты на кото­рые мож­но спи­сы­вать с повы­ша­ю­щим коэф­фи­ци­ен­том, не решит про­бле­мы – ведь глав­ны­ми при­чи­на­ми невос­тре­бо­ван­но­сти это­го меха­низ­ма оста­ют­ся слож­ность и непред­ска­зу­е­мость систе­мы его нало­го­во­го адми­ни­стри­ро­ва­ния», отме­тил эксперт.

Соглас­но пла­ну рос­сий­ско­го пра­ви­тель­ства, зако­но­про­ек­ты по зада­чам дорож­ной кар­ты будут утвер­жде­ны в 2020–2021 годах. Каб­мин сфор­ми­ру­ет экс­перт­ные груп­пы, при­зван­ные обес­пе­чить пря­мой кон­такт орга­нов вла­сти, пред­при­ни­ма­те­лей и отрас­ле­вых специалистов.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.