Долина Катманду – оазис Великого шелкового пути, связавшего культуры двух древних цивилизаций – Индии и Китая, духовный и художественный центр, где более 16 веков производятся предметы для религиозных культов Буддизма и Индуизма: невероятно утонченные произведения скульптуры и живописи, равных которым нет во всей Азии.
Считается, что именно под влиянием непальской сакральной живописи, паубхи, сформировалась тибетская буддийская живопись тханка, а многоярусная архитектура храмов, которую мы видим теперь в китайских и японских пагодах, проникла в глубину Восточных земель благодаря известному непальскому художнику Аранико (1245 – 1306), 40 лет служившего при дворе китайского императора династии Юань.
Преобладание красной палитры (синий, зелёный и золотой – для акцентирования деталей), стройные и изящно-изогнутые фигуры божеств, тонкие и мягкие черты лица, большое количество сложных филигранно прописанных декоративных элементов – характерная неварская эстетика прошла через века и продолжает находить воплощение в работах современных мастеров Непала.
Экспозицию составили работы непальских художников – «звёзд первой величины», демонстрирующих разные, вплоть до противоположных, подходов к развитию и осмыслению неварского искусства. Одни, как Лок Читракар, строго придерживаются национальной традиции иконографии, основанной на изучении старинных текстов и руководств по сакральной живописи, другие, следуя школе мастерства невари, привносят в своё творчество черты общемирового современного искусства.
Например, снискавший мировую известность Радж Пракаш Туладхар привнёс в паубху объемность изображения и натуралистичный гималайский пейзаж, а настоящая непальская знаменитость Самундра Ман Сингх Шреста придал ей невероятную реалистичность.
«Известны случаи, когда оформители в багет пытались смахнуть с полотен Ман Сингх Шресты изображенную на них воду. Техника его стилизаций и детализаций настолько безупречна, что формы, которыми он наделяет божества, кажутся ожившими», – рассказывает куратор выставки Валерия Рудина.
Нашлось на выставке место и для российских художников, учеников Лока Читракара. Мастер поделился секретами древней техники в своей студии Simrik Atelier (Патан, Непал), двери его школы открыты не только для непальцев и тибетцев, но и для иностранных студентов.
Дополнили экспозицию выставки «5 Цветов Великой Пустоты», иллюстрируя всё богатство сакрального искусства Непала, металлические скульптуры и предметы мелкой пластики из серебра, бронзы и латуни, выполненные в неварской технике литья.