Гау В.И. Рисунок. Групповой портрет детей в пейзаже. 1840-1850 годы
Детский портрет может быть абсолютно разным – классическим и современным, динамичным, но почти никогда в нём нет полной статики, ибо детский возраст любит познавать новое, он – любопытен.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени обращается всё же к классике – детскому и семейному портрету как аристократического, так и купеческого сословия. Безусловно, семейные портреты с детьми заказывали, приурочивая к значимым событием. Дело это было довольно-таки дорогое, однако в детском портрете отображалась семейная история взросления, становления дочери или сына, их увлечения, черты характера, торжества, праздники.
Брюллов А.П. Рисунок. Портрет трех девочек в интерьере. 1830
Нефф Т.А. Картина. Портрет неизвестной молодой дамы в голубом платье с ребенком на руках. 1801-1900
Семейный портрет с матерью и ребенком – безусловный сюжет русских художников. Любящее сердце матери, её нежный взгляд – часто изображаемый мотив. «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня», — писал Лев Толстой в «Детстве».
Сам Василий Тропинин обращался к детскому портрету. Его знаменитая «Девочка с собакой» представлена в выставочном зале музея. Умненькие карие глаза девочки прекрасно вписываются в саму композицию картины и, конечно, сродни почти чёрным глазам собаки. По платью и атрибутам, представленным на детском портрете, многое можно было узнать: с какими воспитателями в настоящий момент пребывает ребенок, во что он играет (или будет играть в последующем). Так, в руках детей часто можно встретить цветы, птиц, солдатиков (у мальчиков, им, аристократам, часто сопутствовала военная служба и карьера), предметы шитья – у девочек. Всё это можно найти в портретах Карла Брюллова, Петра Соколова, акварелях Владимира Гау, Карла Гампельна из собрания музея и частных коллекций Сергея и Татьяны Подстаницких, Татьяны Удрас и Александра Вихрова.
Марина АБРАМОВА