В музее В.В. Маяковского открылась выставка «Нас мало. Нас, может быть, трое…»: Судьба поэтического союза»

344

21 июля 2015 года в 18:00 в «Доми­ке Чехо­ва» (Москва, ул. М. Дмит­ров­ка, 29, стр. 4) откры­лась выстав­ка «Нас мало. Нас, может быть, трое…»: Судь­ба поэ­ти­че­ско­го сою­за», посвя­щен­ной слож­ней­ше­му пере­пле­те­нию судеб четы­рех круп­ней­ших поэтов нача­ла XX века — Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го, Бори­са Пастер­на­ка, Мари­ны Цве­та­е­вой и Нико­лая Асеева.

В музее В.В. Маяковского открылась выставка «Нас мало. Нас, может быть, трое…»: Судьба поэтического союза»

Назва­ние выстав­ке дала пер­вая стро­ка сти­хо­тво­ре­ния Бори­са Пастер­на­ка из цик­ла «Я их мог поза­быть» (1921). Под тре­мя поэта­ми, «донец­ки­ми, горю­чи­ми и адски­ми», Борис Пастер­нак имел в виду себя, Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го и Нико­лая Асе­е­ва. В 1923 году, под­пи­сы­вая свою кни­гу «Темы и вари­а­ции» Марине Цве­та­е­вой, он про­ци­ти­ро­вал свое сти­хо­тво­ре­ние и вклю­чил ее в этот союз.

Тема выстав­ки — слож­ней­шее пере­пле­те­ние судеб четы­рех поэтов, исто­рия их сою­зов и раз­ры­вов, ито­ги жиз­ни и смерть каж­до­го из них. Сквоз­ной объ­еди­ня­ю­щий мотив — отно­ше­ния каж­до­го с Вла­ди­ми­ром Мая­ков­ским. Эти отно­ше­ния, пол­ные дра­ма­тиз­ма, твор­че­ско­го при­тя­же­ния, пре­дан­ной друж­бы и сорат­ни­че­ства, а так­же напря­жен­ной, очень лич­ной поле­ми­ки, рас­кры­ва­ют­ся пред­став­лен­ны­ми пись­ма­ми, руко­пи­ся­ми и дру­ги­ми документами.

Посе­ти­те­ли выстав­ки смо­гут уви­деть мно­го­мер­ную кар­ти­ну совет­ской поэ­зии пер­вой поло­ви­ны ХХ века, пока­зан­ную через судь­бы самых ярких поэтов это­го вре­ме­ни. Так­же экс­по­зи­ция рас­ска­зы­ва­ет о поэ­ти­че­ских сою­зах 60‑х годов, свя­зан­ных с памя­тью о Вла­ди­ми­ре Мая­ков­ском и его поко­ле­нии. Об одном из них Андрей Воз­не­сен­ский воз­ве­стил в сти­хо­тво­ре­нии «Нас мно­го. Нас, может быть, чет­ве­ро…» (1964), пере­фра­зи­ру­ю­щем Бори­са Пастер­на­ка. К чет­вер­ке он при­чис­лил себя, Бел­лу Ахма­ду­ли­ну, Робер­та Рож­де­ствен­ско­го и Евге­ния Евту­шен­ко — ярких пред­ста­ви­те­лей новой поэ­ти­че­ской эпо­хи. Еще одна из тем выстав­ки — неле­галь­ные лите­ра­тур­ные объ­еди­не­ния, в боль­шой мере свя­зан­ные с поэ­ти­че­ски­ми сход­ка­ми у памят­ни­ка Вла­ди­ми­ру Мая­ков­ско­му на Три­ум­фаль­ной площади.

Выстав­ка созда­на на осно­ве доку­мен­тов руко­пис­но-доку­мен­таль­но­го, изо- и фото­фон­дов, фон­да ред­кой кни­ги Госу­дар­ствен­но­го музея В.В.Маяковского, фон­дов Госу­дар­ствен­но­го лите­ра­тур­но­го музея, Рос­сий­ско­го госу­дар­ствен­но­го архи­ва лите­ра­ту­ры и искус­ства, Дома-музея М.И.Цветаевой, Меж­ду­на­род­но­го исто­ри­ко-про­све­ти­тель­ско­го, пра­во­за­щит­но­го и бла­го­тво­ри­тель­но­го обще­ства «Мемо­ри­ал», Все­рос­сий­ской госу­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки ино­стран­ной лите­ра­ту­ры име­ни М.И.Рудомино.

Выстав­ка «Нас мало. Нас, может быть, трое…»: Судь­ба поэ­ти­че­ско­го сою­за» про­дол­жит рабо­ту до 25 октяб­ря 2015 года. 

Источ­ник — сайт mkrf.ru

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.