В новом сезоне Sotbey’s впервые проведет торги онлайн

532

В мае и июне 2020 года Sotheby’s представит работы крупнейших русских художников на онлайн-аукционах Русская живопись и Русское декоративно-прикладное искусство, Фаберже и иконы, открытых для участников с 26-го мая по 2-е июня и с 9-го по 17-е июня соответственно. Объединяя редкие произведения из крупных международных собраний, аукцион русской живописи включает знаковые работы художников XIX века – «Неаполитанский залив» Ивана Айвазовского, «Вид Москвы» Алексея Саврасова и написанный Константином Маковским портрет его третьей жены Марии Алексеевны Маковской. Помимо этого, на торгах будут представлена редкая графика и произведения советских нонконформистов. Аукцион русского декоративно-прикладного искусства (9 – 17 июня) объединит более 200 лотов, среди которых: предметы из серебра, подборка фарфора Императорского фарфорового завода и изделия фирмы К. Фаберже из важных европейских и американских коллекций.

«Русская живопись» и «Русское декоративно-прикладное искусство» – лишь два из нескольких аукционов, которые, с учетом сложившихся в мире обстоятельств, были переведены в режим онлайн. Начало 2020 года ознаменовалось стремительным развитием онлайнаукционов Sotheby’s: было проведено более 50 онлайн-торгов в различных категориях коллекционирования, а общая вырученная на аукционах сумма превысила 100 миллионов долларов. Онлайн-аукционы Sotheby’s всегда отмечаются высоким процентом проданных лотов. В частности, в ходе онлайн-торгов работ из собрания знаменитого коллекционера старых мастеров Рафаэля Валльса было продано 98% лотов, а общая сумма более, чем втрое превысила общий верхний эстимейт торгов. В то же время недавно прошедший аукцион современного искусства из серии Contemporary Curated поставил рекорд по общей сумме продаж среди всех онлайн-аукционов, когда-либо проведенных Sotheby’s.

Аукцион русской живописи (26 мая – 2 июня)

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив. Эстимейт: 800.000 – 1.200.000 фунтов стерлингов

Созданный в 1878 году морской пейзаж « Неаполитанский залив» – редкий пример мастерства Айвазовского в изображении игры света на воде. Сочетающий многие любимые мотивы художника в одной композиции этот впечатляющий 2-метровый пейзаж является одним из крупнейших произведений Айвазовского в истории международных аукционов.

Константин Егорович Маковский. Портрет Марии Алексеевны Маковской. Эстимейт: 180.000 – 250.000 фунтов стерлингов

Константин Маковский – блестящий мастер женского портрета. На данной работе изображена третья жена художника Мария. Маковский познакомился с Марией Алексеевной Матавтиной на Всемирной выставке 1889 года в Париже, где он представил несколько своих картин. Их тайный роман перерос в третий брак художника.

Маковский писал портреты Марии с самого начала их отношений. Она позировала для таких знаменитых работ, как «Ромео и Джульетта» (1895), находящейся в коллекции Одесского музея изящных искусств, и «Офелия» (1911), проданной на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2004 году.

Алексей Кондратьевич Саврасов. Вид Москвы. Эстимейт: 350.000 – 550.000 фунтов стерлингов

Коренной москвич, будучи студентом, а позднее преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Саврасов неоднократно обращался к теме Москвы в своем творчестве. Его ранние работы,такие как «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851, Государственная Третьяковская Галерея), а также более поздние произведения «Вид на Московский Кремль. Весна» (1873, Государственный русский музей) принадлежат к лучшим примерам московской пейзажной школы. На картине можно рассмотреть не только Кремль, но и Храм Христа Спасителя, который в момент написания работы был свежим дополнением к архитектурному облику города.

Петр Петрович Кончаловский. Сумерки, 1920 год. Эстимейт: 60.000 – 80.000 фунтов стерлингов

Лето 1920 года Кончаловский провел в подмосковной усадьбе Абрамцево – месте, где писатели и художники работали над возрождением национального художественного стиля, опирающегося на русское народное творчество.

Пейзаж с дубами в сумерках, скорее всего, является одним из пленэрных этюдов Кончаловского, написанных в ходе пребывания в Абрамцеве. Эта работа экспонировалась на персональных выставках Кончаловского в Москве (1922 г.) и Париже (1925 г.), упомянута в выставочных каталогах и в каталоге-резоне художника. «Сумерки», как и две другие работы представленные на предстоящих торгах, принадлежали художнику Савелию Сорину, а затем были унаследованы его племянницей Анной Сориной-Руанэ. Данная работа была преподнесена Сорину Кончаловским в качестве подарка.

Николай Константинович Рерих. Горница в дом Садко, 1920 год. Эстимейт: 60.000 – 80.000 фунтов стерлингов

Эта работа, приобретенная вскоре после создания дедом нынешнего владельца, хранилась в одной и той же английской частной коллекции в течение века. Ее появление на рынке станет настоящим событием для коллекционеров работ Рериха и тех собирателей, кто интересуется русским театром и балетом. Эскиз декорации «Садко» связан с так и не состоявшейся постановкой этой самой русской из опер Николая Римского-Корсакова.

Эдуард Гороховский. Групповой портрет в интерьере, 1983 год. Эстимейт: 40.000 – 60.000 фунтов стерлингов

На созданном Гороховским задушевном портрете группы близких друзей мы видим самых известных представителей московских нонконформистов: сверху, слева направо, Нина Гороховская, Гарик Басмаджян и Галина Чуйкова; снизу, слева направо, Виктор Пивоваров, Виктория Мочалова и Иван Чуйков.

Картина явно написана не с натуры: это живописное отображение фотографического портрета, добавляющее еще один слой восприятия между зрителем и изображением. Расстояние разделяет их не только в пространстве, но и во времени: напоминая раскрашенный от руки черно-белый снимок, за много лет выцветший на солнце, портрет помещает изображенных на нем людей в исторический контекст.

Наталья Нестерова Мацеста. Эстимейт: 12.000 – 18.000 фунтов стерлингов

В первой половине 1970-х годов Наталья Нестерова начала экспериментировать с композициями, поновому интерпретирующими официальный канон социалистического реализма: героические сцены труда и идиллические сцены отдыха преобразились под иронической кистью художницы в сюрреалистическую фантасмагорию и маскарады. Основными сюжетами этих фантастических композиций стали сцены из жизни крымских, кавказских и прибалтийских домов отдыха.

Монументальное здание на этой картине – один из старейших санаториев Мацесты, крупнейший бальнеологический курорт в России, расположенный в окрестностях всесоюзной здравницы Сочи. Построенный в 1924 году санаторий в Мацесте пользовался популярностью среди высокопоставленных государственных деятелей, включая Иосифа Сталина, Леонида Брежнева и Никиту Хрущева.

Аукцион русского декоративно-прикладного искусства, Фаберже и икон (9-17 июня)

Центральное место на аукционе русского декоративноприкладного искусства Sotheby’s занимают редкие работы из серебра и эмали, включая уникальную икону Фаберже с безупречным провенансом. Эта редкая икона Христа Вседержителя была изначально включена Кабинетом его Императорского величества в перечень возможных подарков от Императора Николая II королевскому семейству Черногории на золотую свадьбу в 1910 году. Икона не была выбрана, вероятно, из-за ее высокой стоимости.

Впоследствии она была дарована чайному магнату Никону Молчанову в 1916 году, а после этого путешествовала с его семьей по Китаю, Бразилии и Америке, откуда она теперь впервые попала на аукцион.

На аукционе представлено более шестидесяти произведений фирмы К.Фаберже, среди которых рамки, портсигары, брелоки в форме яиц и украшенные яркой эмалью предметы из важного немецкого собрания. Среди других произведений Фаберже, происходящих из различных коллекций Европы и Америки, стоит отметить редкую чарку, украшенную мелким жемчугом и эмалью, а также чайный сервиз из трех предметов работы Федора Рюкерта. Обе работы характеризует присущий фирме Фаберже неорусский стиль и утонченная цветовая палитра.

Украшенная драгоценными камнями и эмалью икона Христа Вседержителя. Москва, 1908-1917 годы. Эстимейт: 60.000 – 80.000 фунтов стерлингов

Серебряно-позолоченный чайный сервиз Фаберже, украшенный перегородчатой эмалью. Главный мастер Федор Рюкерт, Москва, продавец в розницу Маршак, 1908-1917 год. Эстимейт: 60.000 – 80.000 фунтов стерлингов

Редкое серебряное зеркало в стиле рококо. Жан-Батист Вайян, СанктПетербург, 1846 год. Эстимейт: 20.000 – 30.000 фунтов стерлингов

Две фарфоровые таццы и блюдо для овощей из банкетного сервиза Фермерского дворца. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, эпоха царствования Александра III (1881-1894) и Николая II (1894-1917). Эстимейт: 2.000 – 3.000 фунтов стерлингов

Другой важной частью торгов является редкая коллекция фарфора и серебряных изделий из коллекции князя Феликса Юсупова и его жены княгини Ирины Александровны. Аристократ, муж племянницы императора Николая II, князь Феликс знаменит своим участием в убийстве Распутина. Вынужденные эмигрировать после отречения царя от престола, Феликс и Ирина бежали из России, взяв с собой лишь малую часть своего имущества. Большевики захватили большую часть их владений, включая особняк в центре Москвы. Именно там, под лестницей, в апреле 1923 года был найден тайник с драгоценностями, золотом и серебром. Советское правительство очень прагматично относилось к императорским сокровищам, продавая их за рубеж и даже пуская на переплавку. К счастью, некоторые драгоценности из этого тайника были спасены в сентябре 1927 года, когда богатый американский путешественник Эдвард К. Финч приобрел их в советском магазине, где они продавались для сбора средств в пользу русских детей. Он увез эти драгоценности в США, где они и хранились в его семейной коллекции.

Позолоченная изнутри и украшенная мелким жемчугом серебряная чарка Фаберже. Москва, 1908-1917 год. Эстимейт: 10.000 – 15.000 фунтов стерлингов

На аукционе также представлена великолепная подборка фарфора, произведенного на Императорском фарфоровом заводе начиная с эпохи Императрицы Елизаветы Петровны до последних лет царствования Николая II, а затем в новаторском, авангардном и пропагандистском стиле раннего советского времени. Среди произведений Императорского фарфорового завода, представленных на торгах, особенно интересны раритеты из орденских сервизов и исключительно редкая фарфоровая тарелка с изображением офицеров Лейбгвардии Кавказского горского эскадрона эпохи царствования Николая I. Важное место занимают редкие тарелки Государственного фарфорового завода с пропагандистскими мотивами, а также два лота, созданные на рубеже веков на Фарфоровом заводе братьев Корниловых, расписанные по мотивам знаменитых иллюстраций Ивана Билибина к русским народным сказкам. Этот известнейший русский художник передал волшебство традиционных славянских народных сказок, воскресил национальную мифологию и создал узнаваемый повсюду типично русский стиль.

Офицер Лейб-гвардии Кавказского горского эскадрона: фарфоровая тарелка военной тематики Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, эпоха царствования Николая I (1825-1855), 1833 год. Эстимейт: 20.000 – 30.000 фунтов стерлингов

Набор из шести фарфоровых тарелок. Фарфоровый завод братьев Корниловых, Санкт-Петербург. Эстимейт: 12.000 – 18.000 фунтов стерлингов

РСФСР: советская фарфоровая тарелка Государственного фарфорового завода, Петроград, 1920 год. Эстимейт: 8.000 – 12.000 фунтов стерлингов

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.