В Продюсерском центре Игоря Сандлера прошла пресс-конференция по случаю 50-летнего юбилея рок-группы «Интеграл»

1127

17 нояб­ря 2015 года в Про­дю­сер­ском цен­тре Иго­ря Санд­ле­ра про­шла пресс-кон­фе­рен­ция по слу­чаю 50-лет­не­го юби­лея рок-груп­пы «Инте­грал». Совре­мен­но­му моло­до­му рос­си­я­ни­ну, поклон­ни­ку музы­ки 1960–1980‑х годов про­шло­го века слож­но пред­ста­вить, в каких усло­ви­ях суще­ство­ва­ла совет­ская музы­каль­ная и раз­го­вор­ная эстрада.

Артист, высту­па­ю­щий на сцене дол­жен был сто­ять по стой­ке «смир­но», музы­каль­ное сопро­вож­де­ние отве­чать стан­дар­там совет­ской пес­ни, состав музы­кан­тов соот­вет­ство­вать регла­мен­ту. Даже сак­со­фон счи­тал­ся инстру­мен­том чуж­дой иде­а­ло­ги­че­ской про­па­ган­ды. Всё про­ис­хо­дя­щее на сцене, сло­ва, музы­ка, тек­сты юмо­ри­стов, дви­же­ния тан­цо­ров кон­тро­ли­ро­ва­лись над­зор­ны­ми орга­на­ми всех мастей, от худ­со­ве­тов до КГБ. Каж­дое про­из­не­сен­ное со сце­ны сло­во, долж­но было быть «зали­то­ва­но» — заве­ре­но пись­мен­но и печа­тью цен­зур­ных орга­нов. Пред­ста­вить себе появ­ле­ние на про­фес­си­о­наль­ной сцене рок-груп­пы, где каж­дое сло­во, каж­дый жест, сам ритм музы­ки «дышат» сво­бо­дой, было невоз­мож­но. Тем не менее, рок-груп­па «Инте­грал» появи­лась и все суще­ству­ю­щие запре­ты систе­мы раз­ру­ши­ла «до основания».

При филар­мо­ни­ях ста­ли появ­лять­ся рок-груп­пы: в «Лен­кон­цер­те» – «Зем­ляне», в Кеме­ро­во — «Диа­лог», в Там­бов­ской филар­мо­нии – «Кру­из», в «Мос­кон­цер­те» — «Авто­граф», а «Рос­кон­церт» – дал нашей стране «Маши­ну вре­ме­ни». Поче­му так про­изо­шло — это объ­яс­нил народ­ный артист Ген­на­дий Хазанов.

3875494257629

1967 год. Бари Али­ба­сов – удар­ные, вокал, Миха­ил Ара­пов – кла­виш­ные, вокал, Алек­сандр Кра­хин – гита­ра, вокал, Алек­сандр Сте­фа­нен­ко – бас-гита­ра, вокал

Посколь­ку в совет­ское вре­мя рок-груп­пы мог­ли рабо­тать толь­ко при филар­мо­ни­ях, а дирек­тор Сара­тов­ской филар­мо­нии Алек­сандр Нико­ла­е­вич Скор­луп­кин под­дер­жи­вал груп­пу, то, на встре­че с началь­ни­ком сара­тов­ско­го Управ­ле­ния куль­ту­ры в ответ на тре­бо­ва­ния началь­ни­ка «уво­лить Али­ба­со­ва или поло­жить на стол парт­би­лет» отдал свой пар­тий­ный билет. Впо­след­ствии за этот посту­пок Алек­сандра Скор­луп­ки­на назы­ва­ли «дирек­тор-рево­лю­ци­о­нер». И имен­но за это его вызы­ва­ли на допро­сы в КГБ за то, что он «при­ютил» «запре­щён­ных» — рок-груп­пу «Инте­грал», Алек­сандра Розен­ба­у­ма, груп­пу «Шесте­ро моло­дых» с Нико­ла­ем Рас­тор­гу­е­вым, созда­тель кото­рой В.И. Дар­чи­ев так и умер в тюрьме...

С 1967 года до кон­ца 1970‑х «Инте­грал» был един­ствен­ной в стране гастро­ли­ру­ю­щей рок-груп­пой, с пере­пол­нен­ны­ми кон­церт­ны­ми зала­ми, Двор­ца­ми спор­та и ста­ди­о­на­ми. Он стал осно­во­по­лож­ни­ком мно­гих жан­ров – таких как глэм-рок, пси­хо­де­ли­че­ский рок, кан­три-музы­ка и рок-шоу. Груп­па откры­ла путь на про­фес­си­о­наль­ную сце­ну мно­гим рок-ансамблям.

«Инте­грал» поло­жил нача­ло неви­дан­но­му для СССР тех­ни­че­ско­му осна­ще­нию кон­цер­тов, с потря­са­ю­щим све­то­вым оформ­ле­ни­ем, взры­ва­ми, квад­ра­фо­ни­че­ским зву­ком, впер­вые появив­шим­ся на сцене дымом всех видов. Это была пер­вая груп­па, музы­кан­ты кото­рой созда­ва­ли фан­та­сти­че­ские обра­зы, шоки­ру­ю­щие совет­скую моло­дёжь. «Инте­грал». Труд­но пред­ста­вить груп­пу, кото­рая бы так повли­я­ла бы на раз­ви­тие совет­ской и пост­со­вет­ской рок-музы­ки и шоу-бизнеса.

«Инте­грал» про­из­во­дил оше­лом­ля­ю­щее впе­чат­ле­ние, об этом гово­ри­ли мно­гие выда­ю­щи­е­ся лич­но­сти, сто­яв­шие у исто­ков рос­сий­ской рок-музы­ки: Юлий Гусман, Полад Бюль Бюль Оглы, Андрей Мака­ре­вич, Пётр Под­го­ро­дец­кий, Алек­сандр Лев­шин, Давид Тух­ма­нов, Алек­сей Коз­лов, Вяче­слав Зай­цев, Крис Кель­ми, Сева Гак­кель, Бай­га­ли Сер­ке­ба­ев (груп­па «А‑Студио»), Аппо­ло­нов-Гри­го­рьев, до сих пор хра­ня­щий афи­ши «Инте­гра­ла» и мно­гие дру­гие.

Инте­рес­но и то, что рок-груп­па «Инте­грал» оста­ви­ла след в оте­че­ствен­ном кине­ма­то­гра­фе того вре­ме­ни. Музы­ку к филь­му Юлия Гусма­на «Не бой­ся я с тобой» — пер­во­му совет­ско­му бое­ви­ку запи­сы­вал «Инте­грал». А в пер­вом оте­че­ствен­ном филь­ме рок-опе­ре «Звез­да и смерть Хоаки­на Мурье­ты», участ­ни­ки груп­пы — Игорь Санд­лер, Юрий Лоза и Алек­санд Гума­ров игра­ли роль рейн­дже­ров, вра­гов роман­ти­че­ско­го героя. Позд­нее Игорь Санд­лер вос­со­здал эту опе­ру на сцене теат­ра, сыг­рав одну из глав­ных ролей — роль «Смер­ти». Пьер Кар­ден при­сут­ство­вав­ший на пре­мье­ре был пора­жён его игрой.

674674

1981 год. Игорь Санд­лер – кла­ви­ши, вокал, Бари Али­ба­сов — вокал, Юрий Лоза – вокал, гита­ра, Пётр Бере­зов­ский — удар­ные, вокал, Аль­берт Гума­ров – бас-гита­ра, вокал Халил Дау­ка­ев – удар­ные, вокал

В жиз­ни груп­пы было нема­ло чудес и даже неве­ро­ят­ных, мисти­че­ских собы­тий. Толь­ко одно то, что рок-груп­па в оди­но­че­стве гастро­ли­ро­ва­ла по СССР с запре­щён­ной музы­кой око­ло 10 лет – уже необъ­яс­ни­мый факт. Как это уда­лось Али­ба­со­ву, спро­си­те у него или Ген­на­дия Хаза­но­ва, нема­ло постра­дав­ше­го и от КГБ и от худ­со­ве­тов Росконцерта.

Сво­бо­до­мыс­лие Бари Али­ба­со­ва поро­ди­ло нема­ло рос­сий­ских звёзд и музы­каль­ных явле­ний, вплоть до зарож­де­ния сна­ча­ла рос­сий­ской музин­ду­стрии, а поз­же пре­сло­ву­то­го шоу-биз­не­са. Юрий Лоза, про­ра­бо­тав­ший в груп­пе 5 лет, запу­стил под­поль­ный рок, став супер­звез­дой СССР сере­ди­ны 80‑х. Андрей Шепе­лев, Ири­на Кома­ро­ва, Миха­ил Лаза­рев про­дол­жи­ли после Инте­гра­ла раз­ви­тие совет­ской про­фес­си­о­наль­ной кан­три-музы­ки, создав груп­пы «Куку­ру­за», «Фор­вард». Были и те, кто, научив­шись али­ба­сов­ско­му сво­бо­до­мыс­лию, поло­жи­ли нача­ло фоно­грам­ме, такие как Женя Бело­усов, став­ший пер­вой секс-звез­дой, Андрей Разин, рас­пло­див­ший под фоно­грам­му кло­нов-сирот типа «Лас­ко­вый май». По их сто­пам пошёл и сара­тов­ский уче­ник Бари Али­ба­со­ва, быв­ший мили­ци­о­нер Алек­сандр Шиши­нин, создав «Лас­ко­вый май» в юбках – груп­пу «Ком­би­на­ция».

Впер­вые на совет­ском ЦТ в испол­не­нии Инте­гра­ла про­зву­ча­ла пес­ня «При­вет», создан­ная нико­му неиз­вест­ной тогда груп­пой «Сек­рет». Бас-гита­рист «Сек­ре­та» — Дима Рубин, рабо­тал в «Инте­гра­ле». В резуль­та­те «Сек­рет» про­рвал­ся в супер-звёз­ды ТВ. Ярчай­ший пер­со­наж «Инте­гра­ла» Игорь Санд­лер, запом­нив­ший­ся необыч­ным обра­зом лысо­го ино­пла­не­тя­ни­на с сач­ком, создал груп­пу «Индекс», без кото­рой, сего­дня мы бы не зна­ли Гри­го­рия Лепса.

Пол­ный спи­сок соде­ян­но­го Али­ба­со­вым в «Инте­гра­ле» мож­но уви­деть в Вики­пе­дии в ста­тье «Инте­грал (груп­па)». Воз­мож­но, без «Инте­гра­ла» не воз­ник­ли бы такие име­на, как Сер­гей Чело­ба­нов, име­ю­щий стиль, ори­ги­наль­ность, яркость, Мари­на Хлеб­ни­ко­ва, груп­па «Форум», Игорь Нови­ков — «Голу­бые гита­ры». Сер­гей Пере­гу­да — «Любе», Ири­на Алле­гро­ва, Игорь Таль­ков, «Элек­тро­клуб», «Ком­би­на­ция», Любовь Успен­ская, «Маши­на вре­ме­ни», Миха­ил Шуфутинский.

SK07121985

Ста­тья Бари Али­ба­со­ва «Худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель не преду­смот­рен». Газе­та «Совет­ская куль­ту­ра», 7 декаб­ря 1985 год

Позд­ний Али­ба­сов вос­пи­тал нема­ло про­дю­се­ров, бла­го­да­ря кото­рым воз­ник­ли такие явле­ния, как Ранет­ки, Витас. Игорь Хар­чен­ко – «Отпе­тые мошен­ни­ки», Вита­лий Фро­ли­ков – «Фаб­ри­ка звёзд», Сла­вян­ский базар, Вла­ди­мир Боро­ви­ков – Еле­на Воро­бей, Феликс Цари­кат­ти и мно­гие дру­гие. В 2016 году Бари Али­ба­сов и Игорь Санд­лер празд­ну­ют трой­ной юби­лей — груп­пе «Инте­грал», без кото­рой сего­дня рос­сий­ская музы­ка вряд ли была бы такой, испол­ня­ет­ся 50 лет, Иго­рю Санд­ле­ру — 60 лет, Бари Али­ба­со­ву — 70! И, сего­дня труд­но пред­ста­вить, какая была бы в нашей стране «музы­каль­ная инду­стрия», если бы не было воз­дей­ствия Али­ба­со­ва на рос­сий­скую музы­каль­ную жизнь, Иго­ря Санд­ле­ра на совре­мен­ную музы­каль­ную индустрию.

Соб.инф.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.