VIII ежегодная премия THE ART NEWSPAPER RUSSIA объявила лауреатов

775

26 февраля 2020 гоа состоялась церемония вручения VIII Ежегодной премии The Art Newspaper Russia — в Гостином Дворе были объявлены лауреаты в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад» за 2019 год.

Ежегодная премия газеты The Art Newspaper Russia — одно из самых ожидаемых событий в мире искусства, знак признательности за выдающиеся достижения в этой области. Наградой отмечаются самые значимые события прошедшего года в сфере русского искусства в России и за рубежом, а также деятельность меценатов по развитию и сохранению культурного наследия страны. Выбор лауреатов определяется как успехом у широкой публики, так и резонансом в профессиональном сообществе. Приз — скульптура работы российского художника Сергея Шеховцова в виде перекрещивающихся Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля, а также посвященный лауреату перформанс. Редакция газеты считает особенно важным отметить те события, которые включают Россию в интернациональный художественный контекст, пропагандируют российское искусство за рубежом и в то же время позволяют нашим зрителям увидеть и оценить мировое искусство.

Церемонию открыли издатель газеты и учредитель Премии The Art Newspaper Russia Инна Баженова и главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.

«МУЗЕЙ ГОДА» — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Директор музея: Марина Лошак.

За открытость новациям, расширение границ влияния музея и новый подход к старому искусству Одним из блокбастеров сезона стала выставка «Щукин. Биография коллекции», посвященная великому коллекционеру французского модернизма. Это часть эпохального международного проекта, объединившего усилия парижского Фонда Louis Vuitton, Эрмитажа и ГМИИ. Пушкинский предложил свою версию выставки Щукина, сделав акцент на смелом дизайне и семейной истории. В числе ярких шоу зарубежного искусства, за которым зрители ходят в музей, — первые в России выставки Томаса Гейнсборо и «Лондонской школы» 1970-х годов. Новаторским оказался проект ГМИИ для Венецианской биеннале «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто», где были продемонстрированы возможности нового отдела «Пушкинский XXI», пригласившего к участию звезд мирового медиаарта. ГМИИ — самый модный из российских музеев. Он сотрудничает с ведущими дизайнерами, которые разрабатывают уникальные музейные сувениры. Запущен проект по работе с молодежью «Пушкинский.Youth». Репутация Пушкинского как музея, открытого новациям и современности, сыграла свою роль в том, что находившийся в кризисе Государственный центр современного искусства перешел под его руководство. О результатах этой реформы мы, очевидно, услышим в новом сезоне. Но главное, над чем трудится сейчас команда музея, — это реализация грандиозной идеи музейного городка, освоения прилегающего района «вширь и вглубь».

В 2019 году был показан проект огромного подземного пространства — «Цистерны», которое объединит все здания музея.

«ВЫСТАВКА ГОДА» — «Бессмертие». 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства (Екатеринбург). Комиссар: Алиса Прудникова. Куратор: Шаоюй Вэн.

За новаторскую интерпретацию вечной темы и ударную работу с производственными объектами Амбициозная тема бессмертия, выдвинутая комиссаром Алисой Прудниковой, вдохновила 76 художников из 25 стран на яркие и парадоксальные работы. Куратор основного проекта «Преодолеть границы бессмертия: к множественности будущего» китаянка из нью-йоркского Музея Гуггенхайма Шаоюй Вэн предложила замысловатые ходы в интерпретации этой темы, соединяющие современные технологии и древние духовные и мистические практики. Биеннале восполнила дефицит возвышенного в современном искусстве и одновременно подтвердила свое реноме интеллектуальной лаборатории, тесно связанной с местным контекстом: главная выставка прошла на крупном действующем предприятии — Уральском оптикомеханическом заводе (входит в корпорацию «Ростех»). По традиции биеннале предлагает художникам программу резиденций в промышленных центрах региона, по размаху, пожалуй, единственную в своем роде.

В этот раз художники работали в десяти местах, включая Асбест, Верхнюю Салду, Тобольск, акцентируя внимание на том, что нам делать с отжившими свое технологиями, рабочими с закрытых заводов, заброшенными терриконами и прочими, часто вредными, руинами индустриализации. Второй площадкой биеннале стал кинотеатр «Колизей», где состоялся международный симпозиум с участием нобелевского лауреата по физике Константина Новоселова и был представлен впечатляющий проект о русском космизме, вдохновленный поисками бессмертия на других планетах.

«ЛИЧНЫЙ ВКЛАД» — Владимир Потанин, основатель Благотворительного фонда Владимира Потанина. За филантропическое постоянство в меняющемся мире.

Владимир Потанин — пионер благотворительного движения в России: свой некоммерческий фонд он учредил в 1999 году. Фонд Потанина десятилетиями поддерживает Эрмитаж, а также малые провинциальные музеи в рамках нескольких грантовых конкурсов. Самым известным из них стал «Меняющийся музей в меняющемся мире». В 2019 году фонд финансировал учреждение стипендий для русскоговорящих специалистов на прохождение стажировки в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, сделал первый крупный взнос в эндаумент Третьяковской галереи. С помощью фонда парижский Центр Помпиду получил в дар исключительную коллекцию современного русского искусства. В прошедшем году в развитие этого проекта в Париже прошла научная конференция. Бюджет фонда в 2019 году составил около 1 млрд руб.

«КНИГА ГОДА» — Юрий Аввакумов. «Бумажная архитектура: антология» (Музей современного искусства «Гараж», 2019). За создание главы о «бумажной архитектуре» во всемирной истории искусства.

Без Юрия Аввакумова, его методичности и организационных талантов, можно предположить, никто бы сейчас о феномене «бумажной архитектуры» не знал и не вспоминал, а проекты молодых советских архитекторов в музейных коллекциях не хранились. Он же и название «бумажная архитектура» ввел в обиход.

А теперь, много лет спустя, составил книгу «Бумажная архитектура: антология». Представление о том, что такое «бумажная архитектура», можно получить по 16 фрагментам статей, написанных людьми, в архитектурном и художественном мире хорошо известными. Еще больше дефиниций и объяснений можно почерпнуть из приведенных в конце книги четырех десятков интервью и статей самого Аввакумова. Вкратце, на излете советской эпохи молодые архитекторы, томившиеся в проектных институтах и не имевшие шанса на индивидуальную карьеру, воплощали свои фантазии и идеи в утопическом «бумажном» жанре. Основную часть тома как раз составили такие проекты, их в книге 250 от 84 архитекторов. Создавали их группами, компаниями и дружескими дуэтами, которые с 1981 по 1988 год участвовали в самых разных конкурсах, прежде всего в объявленных журналом Japan Architect. Потом движение сошло на нет. Кто-то начал реальную архитектурную карьеру, кто-то, как сам Юрий Аввакумов, остался на поле чистого искусства. Разностильную графику «бумажников» интересно рассматривать: и ту, что известна по многочисленным выставкам, и подзабытые проекты. Хотя, конечно, даже современная хорошая полиграфия не способна воспроизвести тончайшую рукотворность некоторых листов.

«РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА» — Государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы, ювелирные изделия из собрания Музеев Московского Кремля. Работы выполнили: реставрационные мастерские Музеев Московского Кремля.

За кропотливую работу по возрождению уникальных предметов и прославление скромных героев реставрационного цеха 87 предметов, собранных на выставке «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» (12 июля — 13 октября 2019 года), объединены тем, что в течение последних пяти лет они прошли через реставрационные мастерские музея, существующие с 1963 года. За эти полвека сложилась настоящая школа реставрации Московского Кремля со своими принципами, которые передаются из поколения в поколение.

Одна из главных особенностей этой школы — сочетание технологических новаций с художественным мастерством. Разнообразнейший состав коллекций музея диктует и разностороннюю специализацию — здесь работают мастера по восстановлению и консервации живописи и ткани, металла, бумаги, книг и графики. Их работа позволила не просто вернуть предметам утраченный вид, но и сделать настоящие научные открытия: установить имя автора, уточнить дату создания, вписать вещь в конкретный исторический контекст. Среди самых выдающихся примеров реставрации — алмазные венцы братьев-царевичей Ивана и Петра, коронационное платье императрицы Марии Федоровны, ренессансный шлем работы западноевропейских мастеров, французская шпалера, оружие и конское убранство, иконы, эмали, предметы быта и детские игрушки. Особо стоит отметить видеоролики, подготовленные к выставке. В них сами реставраторы (имена и лица которых часто остаются за кадром) рассказывают о своей работе. А из лекций зрители узнавали и о традициях хранения сокровищ в царской казне, и о поновлении фресок в соборах Кремля, и о современной жизни мастерских музея.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.