«Сиена на заре Ренессанса» – под таким названием объединили шедевры живописи из собраний Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива в Сиене, музеев Тосканы и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сиена на протяжении долгого времени соперничала с Флоренцией в торгово-финансовой сфере, в битве при Монтаперти (1260) Сиена одержала победу с верой в то, что городу помогла Богородица. С тех пор многочисленные изображения Мадонны так характерны для сиенской школы живописи, представленных в настоящее время в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В Сиене того периода творил современник Джотто – Дуччо ди Буонинсенья, основоположник сиенской школы, близкий к традициям Византии. В работах Дуччо удалось соединить византийскую традицию и новые к тому времени течения. Игра света на ликах Мадонны, изящество, тонко выписанные жесты, элегантность очень характерно для сиенской школы живописи, всегда тяготеющей к отображению деталей. До XV века изобразительное искусство Сиены процветало до того момента, пока не уступило место Флоренции. Братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Джованни ди Паоло, Сано ди Пьетро – последователи Дуччо, сиенские мастера живописи, вырабатывавшие собственную манеру письма.
На выставке впервые (никогда еще такие произведения искусства не покидали пределы Сиены) представлены «таволетты Биккерны» – 10 табличек – пример уникального светского искусства, предоставленные Государственным архивов Сиены. Подобные таволетты – явление сугубо сиенское. Написанные на деревянной основе обложки для расходных книг сиенского казначейства. К росписи подобных дощечек привлекались лучшие художники Сиены, а изображением на них служили возглавлявшие казначейства лица и их рабочие места. Всё было расписано с особой тщательностью и характерным вниманием к деталям. Подобная форма светского искусства – важнейшее документальное свидетельство истории Сиены и государственном устройстве.
Выставка открыта до 3 октября 2021 года.
Марина АБРАМОВА