Выставка «Династия. Пути и миры Путинцевых» открывается в Российской академии художеств

801

25 декаб­ря 2018 года в выста­воч­ных залах Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств (Москва, Пре­чи­стен­ка, д. 21) прой­дёт откры­тие выстав­ки живо­пис­ных и гра­фи­че­ских про­из­ве­де­ний чле­на-кор­ре­спон­ден­та РАХ Эду­ар­да Путин­це­ва и почет­но­го чле­на РАХ Кон­стан­ти­на Путин­це­ва. В экс­по­зи­цию выстав­ки вой­дут рабо­ты раз­ных лет, создан­ные худож­ни­ка­ми за свою твор­че­скую жизнь. В рам­ках откры­тия выстав­ки состо­ит­ся пре­зен­та­ция кни­ги К.Э. Путин­це­ва «Сло­во в аква­рель­ных тонах».

Эду­ард Пет­ро­вич Путин­цев родил­ся в 1930 году в Москве. В 1955 году окон­чил Мос­ков­ский архи­тек­тур­ный инсти­тут, рабо­тал в Яку­тии, где зани­мал­ся про­ек­ти­ро­ва­ни­ем и стро­и­тель­ством жилых и обще­ствен­ных зда­ний. В 1960–1961 годах учил­ся в Выс­шем Коро­лев­ском худо­же­ствен­ном кол­ле­дже в г. Осло (Нор­ве­гия). В 1963 году защи­тил дис­сер­та­цию по север­но­му градостроительству. 

По про­ек­там Э. Путин­це­ва постро­е­но свы­ше 50 обще­ствен­ных зда­ний и соору­же­ний в Москве, Дне­про­пет­ров­ске, Улья­нов­ске, Нуку­се, Новом Урен­гое, Став­ро­по­ле, Буха­ре, Мон­го­лии, Гане и дру­гих горо­дах и стра­нах. Он явля­ет­ся авто­ром более 70 науч­ных тру­дов и книг по север­но­му градостроительству. 

Эду­ард Путин­цев мно­го путе­ше­ству­ет по Рос­сии и миру, фик­си­руя свои впе­чат­ле­ния в быст­рых, ост­рых и точ­ных путе­вых наброс­ках. Мастер спор­та по аль­пи­низ­му, он поко­рял горы Кав­ка­за, Яку­тии, Пами­ра. Более 50 стран мира запе­чат­ле­ны в его живо­пис­ных и гра­фи­че­ских произведениях. 

В экс­по­зи­цию вошли живо­пис­ные рабо­ты и аква­ре­ли раз­ных лет, охва­ты­ва­ю­щие пери­од с кон­ца 1940‑х годов по насто­я­щее вре­мя. В гар­мо­нич­ных по цве­ту и ком­по­зи­ци­он­но­му реше­нию рабо­тах ощу­ща­ет­ся осо­бый, глу­бо­ко инди­ви­ду­аль­ный взгляд худож­ни­ка на окру­жа­ю­щий мир. Рядом с камер­ны­ми лири­че­ски­ми рабо­та­ми пред­став­ле­ны полот­на эпи­че­ско­го зву­ча­ния. Его кра­соч­ные «путе­вые замет­ки», напол­нен­ные бла­го­го­ве­ни­ем перед вели­чи­ем и таин­ствен­ной силой пер­во­здан­ной при­ро­ды, кра­со­той памят­ни­ков древ­ней архи­тек­ту­ры, при­нес­ли Эду­ар­ду Путин­це­ву широ­кое при­зна­ние. Док­тор искус­ство­ве­де­ния Мария Чего­да­е­ва писа­ла о твор­че­стве худож­ни­ка сле­ду­ю­щее: «Эду­ард Путин­цев вскры­ва­ет в сво­их аква­ре­лях имен­но «ана­то­мию» — не внеш­нюю «обо­лоч­ку» нату­ры, а кон­струк­цию, непо­вто­ри­мую внут­рен­нюю струк­ту­ру все­го, что пред­ста­ет перед его гла­за­ми, будь то зда­ние, гора, снеж­ный бугор или дере­во на фоне неба». 

Кон­стан­тин Эду­ар­до­вич Путин­цев родил­ся в Москве. Рисо­вать начал в ран­нем дет­стве. В 1980 году окон­чил Крас­но­прес­нен­скую худо­же­ствен­ную шко­лу, а в 1987 – с отли­чи­ем Мос­ков­ский архи­тек­тур­ный инсти­тут. Диплом­ный про­ект полу­чил Золо­тую медаль ВДНХ.

Кон­стан­тин Путин­цев начал выстав­лять свои рабо­ты еще в годы обу­че­ния в инсти­ту­те. Пер­вое при­зна­ние он полу­чил за рубе­жом, где его гра­фи­ке была дана высо­кая оцен­ка искус­ство­ве­да­ми и прес­сой. В 1989 году рабо­ты Кон­стан­ти­на Эду­ар­до­ви­ча были отме­че­ны спе­ци­аль­ным дипло­мом Все­мир­но­го биен­на­ле архи­тек­ту­ры в Софии. С тех пор они неод­но­крат­но демон­стри­ро­ва­лись рос­сий­ских и зару­беж­ных выстав­ках. Напри­мер, в 2006 и 2007 годах рабо­ты К. Путин­це­ва пред­став­ля­ли Рос­сию на евро­пей­ской выстав­ке «Куль­тур­ное насле­дие» (Париж, Франция).

Кон­стан­тин Путин­цев, как и его отец, явля­ет­ся страст­ным путе­ше­ствен­ни­ком и мно­го вре­ме­ни про­во­дит в стран­стви­ях по Рос­сии и миру. Он объ­ез­дил прак­ти­че­ски весь свет от Новой Зелан­дии до Кана­ды, от Китая до Шот­лан­дии, от самых уда­лен­ных угол­ков Рос­сии до стран Африки. 

Осо­бое место в твор­че­стве Кон­стан­ти­на Путин­це­ва зани­ма­ет тема Рус­ско­го Севе­ра. По сло­вам само­го худож­ни­ка, этот край бли­зок ему, и он по-осо­бен­но­му его чув­ству­ет. Цикл «Волж­ские этю­ды» при­ме­ча­те­лен тем, что рабо­ты вхо­дя­щие в него — «сию­ми­нут­ные», то есть сде­лан­ные бук­валь­но за 5–7 минут. В них худож­ни­ку уда­лось отра­зить откры­ва­ю­щу­ю­ся его взо­ру кра­со­ту, он запе­чат­ле­ва­ет мгно­ве­ние, пере­да­ет состо­я­ние природы. 

В пей­за­жах Путин­це­ва есть и настро­е­ние, и вер­ная пере­да­ча состо­я­ния атмо­сфе­ры и сре­ды, созда­ю­щая пол­ное ощу­ще­ние сопри­сут­ствия, сопе­ре­жи­ва­ния. В осо­бен­ной лири­че­ской инто­на­ции и оду­хо­тво­рен­но­сти про­сле­жи­ва­ет­ся пре­ем­ствен­ность тра­ди­ций рус­ско­го пей­за­жа, про­хо­дя­щая через два века ­ от Ильи Ост­ро­ухо­ва к В.Н. Руцаю, к Эду­ар­ду Путин­це­ву и его сыну ­ Кон­стан­ти­ну. Еще одна осо­бен­ность твор­че­ства Кон­стан­ти­на Путин­це­ва, пере­шед­шая от отца ­ погру­же­ние в поэ­зию и про­зу, вылив­ше­е­ся в изда­ние кни­ги «Сло­во в аква­рель­ных тонах». Читая про­из­ве­де­ния Кон­стан­ти­на Путин­це­ва, про­сто чув­ству­ешь, как вме­сто кисти он рису­ет сло­вом нема­те­ри­аль­ные, в отли­чие от кар­тин, обра­зы или пей­за­жи. Под­бор­ка рас­ска­зов и сти­хов – слов­но бы выстав­ка уст­ных кар­тин. Попу­те­ше­ство­вать по этой лите­ра­тур­но­-худо­же­ствен­ной гале­рее – дело инте­рес­ное и увлекательное.

Иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют, что про­из­ве­де­ния Кон­стан­ти­на Путин­це­ва 2000‑х годов отли­ча­ют­ся от его работ кон­ца 1980‑х — нача­ла 1990‑х годов появ­ле­ни­ем более ярко­го, насы­щен­но­го цве­та, тем­пе­ра­мент­ных кра­сок, рез­ких кон­тра­стов, а вме­сте с тем боль­шей лирич­но­стью, роман­тиз­мом, глу­би­ной внут­рен­не­го содержания. 

Рабо­ты Эду­ар­да и Кон­стан­ти­на Путин­це­ва нахо­дят­ся в собра­ни­ях госу­дар­ствен­ных музеев и мно­го­чис­лен­ных част­ных кол­лек­ци­ях в Рос­сии и за рубежом.

Худож­ни­ка­ми созда­ны сот­ни путе­вых зари­со­вок, в кото­рых авто­ры не уста­ют вос­хи­щать­ся миром, при­ро­дой, исто­ри­че­ски­ми и архи­тек­тур­ны­ми досто­при­ме­ча­тель­но­стя­ми. Все эти рабо­ты зри­те­ли смо­гут уви­деть на выстав­ке в Рос­сий­ской ака­де­мии художеств. 

Завер­шит свою рабо­ту выстав­ка 13 янва­ря 2019 года.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.