Выставка «Эгон Шиле и Рихард Линднер: МЕТАфизика тела» открывается в Музее печатной графики

782

Новый частный в музей в Москве – Музей печатной графики, представляет выставочный проект «Эгон Шиле и Рихард Линднер: МЕТАфизика тела».

Эгон Шиле. Автопортрет в красном. Литография

Эгон Шиле. Две маленькие девочки. Литография

Ричард Линднер. Заднее окно. Литография

Эгон Шиле. Женская голова в шляпе с широкими полями. Литография

Эгон Шиле. Автопортрет. Литография

Ричард Линднер. С обручем. Литография

Выставка включит графические произведения Эгона Шиле – одного из самых шокирующих художников в истории искусств, ярчайшего представителя австрийского экспрессионизма; а также работы американо-немецкого художника Рихарда Линднера, с творчеством которого многие ценители искусства познакомятся впервые. Экспозицию литографий дополнит ковер, собственноручно сотканный Линднером в 1970-х гг., а также объекты, созданные специально к проекту молодыми современными авторами.

Перед кураторами проекта стояла сложная задача: в рамках единого выставочного пространства не просто объединить или противопоставить две масштабные личности художников XX века, но попытаться проникнуть во внутренний мир каждого и найти точки соприкосновения между драматически надломленными образами одного и яркими гротескными образами другого. Между экспрессионизмом и кубизмом, между истоками поп-арта и современного перформанса.

В своем знаменитом образе «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи показал, как отражается божественный замысел в строении тела человека. К его рисунку, как эталону, возвращаются художники всех времен. В классическом искусстве красота обнаженного человеческого тела – это воплощение гармонии мироздания, совершенство природы. В XX веке происходит радикальный пересмотр этой, одной из центральных, темы в западном искусстве. Живопись, философия и психоанализ, –наделяют тело новым особым статусом. Тело и телесное становятся объектом художественной рефлексии и эксперимента. На первый план выдвигается целый ряд вопросов: что считается красивым и некрасивым, допустимым и недопустимым в изображении тела? Какое отношение между телом и тем, что им движет (душа, сознание, бессознательное)? Границы образа тела становятся все более подвижными, происходит смена парадигмы с «тела как объект», как предмета созерцания в академическом понимании, на «тело субъект».

Оба художника – герои выставки – исследовали природу человеческого тела.

Эгон Шиле (1890 – 1918) – несравненный рисовальщик, борец за полную художественную свободу, он пытливо берется за исследование человеческого тела, с помощью которого стремится извлечь на поверхность тайники своей души. Шиле смог представить зрителю иную обнаженную натуру и заставить задуматься над самыми глубинными инстинктами человеческой сущности. Эгон Шиле сегодня абсолютно культовая личность. Он за столь короткий жизненный и творческий срок смог занять переломное место в искусстве и оказать значительное влияние на современные перформативные телесные практики.

Рихард Линднер (1901 – 1978) – художник, иллюстратор и графический дизайнер, музыкант. Творчество Линднера стало неотъемлемой частью мира поп-арта, он был автором нескольких культовых изображений, таких как обложки книги «Антиэдип» (1972) Жиль Делеза и Феликса Гваттари и одним из любимых художников Джона Леннона (обложка The Beatles «Yellow Submarine»). Его художественный стиль получил особый термин – «механический кубизм», где гротескные и характерные образы представляют собой симбиоз человеческого тела и механических деталей. Рихард Линднер представлял жителей мегаполиса как новый телесный конструктор, обладающего чувствами, эмоциями и настроениями. Он на десятилетия предвосхитил появления жанра киберпанк.

Выставка работает с 7 февраля по 10 мая 2020 года.

Для справки:

Музей печатной графики – частный музей, основанный в 2019 году, располагается в здании «Гостиного двора» – нового арт-квартала столицы. Коллекция музея включает графические работы самых известных художников ХХ века. Литографии Шагала, Пикассо, Дали, Шиле; шелкографии Эрте, Уорхола, Лихтенштейна, Вазарели и многих других авторов, в том числе пока мало знакомых отечественному зрителю. Одна из целей музея – расширить рамки представлений о развитии печатной графики, как самом демократичном виде изобразительного искусства. Работы выставляются в формате периодических выставок.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.