Выставка «Область русского пейзажа. Живопись Николая Ромадина из частных коллекций» открывается в фонде IN ARTIBUS

930

27 августа 2019 года в фонде IN ARTIBUS открывается новая выставка «Область русского пейзажа. Живопись Николая Ромадина из частных коллекций», в рамках которой зрителям будет представлено 80 работ Николая Ромадина, среди которых есть не только эталонные для его творчества детализированные лесные пейзажи, воспевающие дремучую мощь русской природы («Река Царевна», «Керженец» и другие), но и более ранние работы 1930-х годов, близкие к живописной эстетике модернизма.

Николай Ромадин. Нарядная зимка. Картон, масло, 34х44 см. 1945 год

Николай Михайлович Ромадин (1903 – 1987) – художник счастливой творческой судьбы. Современник Александра Дейнеки и Юрия Пименова, Андрея Гончарова и Георгия Нисского, студент Вхутемаса, ученик Древина и Фалька – он прожил долгую жизнь, получил все награды и заслужил все звания, предусмотренные для советских художников.

Академик и Народный художник СССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной и Ленинской премий, художник, при жизни которого его работы закупались крупнейшими музеями России, не отличался особенной склонностью к компромиссу – просто творческие пристрастия и темперамент Ромадина счастливо совпадали с официальными идеологическими установками советской власти на патриотизм.

Художник обращает на себя внимание в 1938 году, когда Игорь Грабарь, председатель закупочной комиссии МОССХа, во время обхода мастерских на Масловке говорит (по словам самого Ромадина): «Мы являемся свидетелями рождения русского художника, все купить!». В это же время происходит судьбоносная для Ромадина его встреча с Михаилом Нестеровым, после которой художник записывает в своем дневнике: «Я русский и должен посвятить себя России, а не аморфному человечеству». В 1946 году за серию пейзажей «Волга – русская река» Ромадин получает Сталинскую премию второй степени и удостаивается негласного звания – мастер русского эпического пейзажа.

Николай Ромадин родился в Самаре в семье железнодорожного служащего. В 1922 году он окончил Самарский художественный техникум, а с 1923 начал учиться в Москве во Вхутемасе. Со своим первым преподавателем – Александром Древиным Ромадин расстался довольно быстро, но у следующего – Роберта Фалька был любимым студентом.

В 1929 году два пейзажа Ромадина-выпускника приобретает Государственная Третьяковская галерея.

Со времени знакомства с Михаилом Нестеровым Ромадин всю жизнь находился под его сильным – религиозно-патриотическим моральным влиянием. За свою творческую жизнь он написал множество пейзажей, в основном средней полосы России.

Единственная сохранившаяся работа Ромадина в жанре советской тематической картины – «Вечеринка. Рассказ летчика» (1939)- также будет представлена на выставке, все остальные произведения такого рода были уничтожены художником собственноручно на рубеже 30-40-х годов. Никогда ранее не экспонировались и несколько экспрессивных, ярко-экспериментальных работ.

Завершит свою работу выставка 10 ноября.

Николай Ромадин. Интерьер со скульптурой. Картон, масло, 43х58 см. 1946 год

Николай Ромадин. Река Царевна. Картон, масло, 55х75 см. 1957 год

Николай Ромадин. У ларьков. Фанера, масло, 27х43 см. 1938 год

Николай Ромадин. Этюд к «Керженцу». Картон, масло, 43х58 см. 1946 год

Для справки:

Фонд IN ARTIBUS – некоммерческая организация, поддерживающая исследования в области классического искусства с 2014 года. Основные направления деятельности фонда — организация выставок в сотрудничестве с музеями, культурными фондами и частными коллекциями в России и за рубежом; издательская программа, включающая в себя каталоги выставок, монографии и сборники статей, мемуары художников, детскую литературу об искусстве и серию «Антология искусствознания ХХ века»; организация и проведение научных конференций, поддержка международных культурных инициатив.

Выставки, организованные фондом IN ARTIBUS: «Михаил Рогинский. По ту сторону красной двери» в рамках XIV Архитектурной биеннале в Венеции в 2014 году; «Владимир Вейсберг», «Борис Касаткин» и «Поздний Машков» — выставки из проекта, посвященного московской школе живописи (совместно с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем и региональными музеями России); «Я хотел работать в манере Калло»; «Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»; «Вдохновленные Римом. К 400-летию Сальватора Розы и Гаспара Дюге» (в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Российской государственной библиотекой); «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова» (совместно с Государственным Музеем Архитектуры им. А.В.Щусева); «Архив Харджиева» (в сотрудничестве с РГАЛИ организована выставка и выпуск трех томов из собрания Н. Харджиева); «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио»; «Ничего, кроме гармонии. Владимир Вейсберг из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина и Инны Баженовой».

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.