Выставка «Портрет войны в трех измерениях» открывается в галерее «Артефакт»

903

21 апре­ля 2020 года гале­ре­ея ГРОСart и Гале­рей­ный центр «Арте­факт» откры­ва­ют выстав­ку гра­фи­ки, скульп­ту­ры, фото­гра­фии «Порт­рет вой­ны в трех изме­ре­ни­ях». Выстав­ка при­уро­че­на к 75-лет­не­му юби­лею побе­ды совет­ско­го наро­да в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне и пока­зы­ва­ет мало­из­вест­ные и впер­вые пред­став­лен­ные гра­фи­че­ские про­из­ве­де­ния Алек­сандра Дей­не­ки и Лео­ни­да Сой­фер­ти­са, скульп­ту­ры Бори­са Орло­ва, а так­же доку­мен­таль­ные фото­гра­фии воен­но­го кор­ре­спон­ден­та Бори­са Фиш­ман-Бори­со­ва и лет­чи­ка-фрон­то­ви­ка Алек­сандра Зени­на.

Лонид Сой­фер­тис. «Поезд оста­но­вил­ся». Фраг­мент. Эскиз. 1978 год

Тему Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны мож­но без­ого­во­роч­но счи­тать одной из самых неис­чер­па­е­мых в оте­че­ствен­ном искус­стве ХХ века и совре­мен­но­сти уже в силу того, что такая круп­но­мас­штаб­ная тра­ге­дия изна­чаль­но ста­ла ого­лен­ным нер­вом нашей исто­рии. В рам­ках насто­я­щей выстав­ки мно­го­ли­кий порт­рет вой­ны запе­чат­лен сред­ства­ми гра­фи­ки, скульп­ту­ры и фото­гра­фии в испол­не­нии авто­ров, раз­лич­ных по сти­ле­вым изме­ре­ни­ям, но еди­ных в сво­ем прон­зи­тель­ном нерав­но­ду­шии к этой Войне. 

У Алек­сандра Алек­сан­дро­ви­ча Дей­не­ки (1899–1969) воен­ная тема опре­де­ли­ла один из зна­чи­мых раз­де­лов его искус­ства, в кото­ром имен­но гра­фи­че­ская часть оста­ет­ся на сего­дняш­ний день отно­си­тель­но мало­из­вест­ной. Для Лео­ни­да Вла­ди­ми­ро­ви­ча Сой­фер­ти­са (1911–1996) вой­на ста­ла одной из клю­че­вых и луч­ших стра­ниц его твор­че­ской дея­тель­но­сти. Здесь важ­но пом­нить, что Дей­не­ка был все­го два­жды на корот­кое вре­мя коман­ди­ро­ван в зону воен­ных дей­ствий, в то вре­мя как Сой­фер­тис прак­ти­че­ски всю вой­ну про­шел худож­ни­ком фрон­то­вых газет. 

Зато Дей­не­ка отно­си­тель­но корот­кие фрон­то­вые впе­чат­ле­ния с избыт­ком ком­пен­си­ро­вал под­час жут­ки­ми в сво­ем экс­прес­сив­ном поры­ве «порт­рет­ны­ми» зари­сов­ка­ми Вой­ны, стран­но не впи­сы­ва­ю­щи­ми­ся в более при­выч­ную для нас эпи­че­скую интер­пре­та­цию воен­ной темы в оте­че­ствен­ном искус­стве. Подоб­ный экс­прес­си­о­нист­ский ракурс воен­ной гра­фи­ки Дей­не­ки, под­час насе­лен­ной фан­та­зий­ны­ми, почти сюр­ре­а­ли­сти­че­ски­ми обра­за­ми, часто про­сле­жи­ва­ет­ся и в изоб­ра­же­нии сцен, свя­зан­ных с жиз­нью тыла. 

В отли­чие от Дей­не­ки, кото­рый почти в каж­дом из воен­ных наброс­ков и зари­со­вок стре­мит­ся создать пре­дель­но обна­жен­ный в сво­ей остро­те сим­вол воен­ной тра­ге­дии, Сой­фер­тис береж­но и нето­роп­ли­во, хотя не менее выра­зи­тель­но и точ­но фик­си­ру­ет забав­ные по сюже­ту и неред­ко роман­ти­че­ски окра­шен­ные быто­вые момен­ты. Имен­но они кон­траст­но напол­ня­ют осо­бо уяз­ви­мую на войне фазу сол­дат­ской жиз­ни настро­е­ни­ем теп­ло­го юмо­ра, мяг­ко­го гро­тес­ка и лири­че­ско­го переживания. 

Наря­ду с воен­ным оче­вид­цем Дей­не­кой и участ­ни­ком вой­ны Сой­фер­ти­сом, один из самых ярких совре­мен­ных худож­ни­ков Борис Кон­стан­ти­но­вич Орлов (род. 1941) как ровес­ник нача­ла Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны и сын фрон­то­ви­ка объ­ек­тив­но не остал­ся в сто­роне от этой темы, хотя и пре­тво­рил ее в духе сво­ей экзи­стен­ци­аль­ной твор­че­ской «мета­по­зи­ции» и иро­нич­но­го «импер­ско­го» сти­ля. Создан­ные им пара­док­саль­ные по раз­ви­тию фор­мы и содер­жа­ния скульп­ту­ры – как бы анти-порт­рет­ные, но гипер-парад­ные бюсты или псев­до­и­сто­ри­че­ские порт­ре­ты – несут в себе поляр­ный син­тез воз­вы­шен­но­го и анек­до­тич­но­го, реаль­но­го и гро­тес­ко­во­го, пафос­но­го и трагического. 

Нако­нец, неза­бы­ва­е­мый «порт­рет вой­ны» оста­ви­ла нам фото­гра­фия, убе­ди­тель­ное искус­ство кото­рой мож­но про­сле­дить на при­ме­ре работ воен­но­го фото­кор­ре­спон­ден­та газет «Крас­ная звез­да» и «Ком­со­моль­ская прав­да» Бори­са Яко­вле­ви­ча Фиш­ман-Бори­со­ва (1910–1981). В его натур­но-худо­же­ствен­ных фото­гра­фи­ях запе­чат­ле­на целая лето­пись Вели­кой Оте­че­ствен­ной от зло­ве­ще-суро­во­го пара­да ухо­дя­щих на фронт войск в нояб­ре 1941 года на Крас­ной пло­ща­ди до страш­ных сцен осво­бож­ден­но­го Освен­ци­ма и прон­зи­тель­ных видов раз­ру­шен­ных горо­дов, и осо­бен­но Бер­ли­на после улич­ных боев в 1945 году. Одно­вре­мен­но при­сут­ству­ю­щая в цен­ных фото­до­ку­мен­тах Фиш­ман-Бори­со­ва и лири­че­ски-быто­вая линия орга­нич­но допол­ня­ет­ся непри­тя­за­тель­ны­ми, но муже­ствен­но-тро­га­тель­ны­ми живы­ми сце­на­ми воен­ных буд­ней в люби­тель­ских поход­ных фото­гра­фи­ях лет­чи­ка Алек­сандра Ива­но­ви­ча Зени­на (1921–1999), вое­вав­ше­го в соста­ве штур­мо­вой авиадивизии. 

Таким обра­зом, посред­ством гра­фи­ки, скульп­ту­ры и фото­гра­фии столь раз­ные, на пер­вый взгляд, худож­ни­ки суме­ли создать емкий и впе­чат­ля­ю­щий порт­рет Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, отли­ча­ю­щий­ся пора­зи­тель­ной цель­но­стью и весо­мой полнотой.

Выстав­ку мож­но посмот­реть онлайн на сай­те — grosartgallery.com .

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.