Выставки художников Влада Кулькова, Дмитрия Булныгина, Вероники Актановой и Лёвы Бородина открываются в АРТ4

173

21 марта 2019 года в столичном Музее АРТ4 (Москва, Хлыновский тупик, д. 4) открываются выставки Влада Кулькова «Дневник Орфея. Берега Титанов», Дмитрия Булыгина «Что дано», Вероники Актановой «Санация Вероники» и Лёвы Бородина «FOM».

Влад Кульков. «Дневник Орфея. Берега Титанов»

Всякий раз, сидя в мастерской Влада, оказываясь вместе с ним в благоприятных для художественного размышления обстоятельствах, я наблюдаю его за рисованием, занятием акварелью или живописью и достоверно убеждаюсь в том, что он ничего “не придумывает”. В какой-то непредсказуемый момент, сквозь полупрозрачную взвесь отраженных друг в друге пигментов, будто из толщи океанической воды, к нам на обозрение не спеша выплывает невиданная, непредсказуемая образность. В такие моменты удивлёнными оказываются все, по обе стороны изобразительного медиума. Свидетель подобных встреч уже не скажет наверняка, кто кого сочинил и узрел.

Случается и так, что Влад намечает определённый план действий перед тем как приступить к изображению, и в этом состоянии он скорее напоминает мне путника, заворожённого пройденной/видимой/предстоящей дорогой словно наложенным безвременным заклинанием. Он намечает маршрут, пытается представить себе наиболее отчетливо ландшафт желанной земли, температуру света, что ложится в её долины. Обмыслив всё это, загадав как желание, он в предвкушении очередного витка, встречи с теми, кто населяет эти дали, с душевными и бездушными, красноречивыми, осторожными – полупрозрачными и мерцающими.

Путешествие в царство Теней, что совершает Орфей в надежде подняться вновь рука об руку со своей Истиной; пророчества оракула, которые транслирует Пифия, стоя над разломом, распростёртым до недр Земли, вдыхая его ядовитые туманы – архетипические образы экскавации ускользающего субъективного смысла, который тут же рассыпается, стоит только герою дерзнуть убедиться в его достоверности.

Дмитрий Булыгин. Коллаж. Серия «Вспомнить всё». Обои, 70х100 см.

Пионер русского видеоарта, Дмитрий Булныгин, представит проект «Что дано», который сформировался благодаря двум сериям работ – коллажной «Вспомнить всё» и скульптурной «Термитрики-2». «Вспомнить всё» возникла благодаря коллекции старых советских обоев, которые автор использовал в своих видеоработах. Называя обои «отчуждённым материалом», Булныгин при помощи коллажа воспроизводит в работах образы, навеянные собственными воспоминаниями.

«Так, мотив с парижскими бездомными возник из ежедневного созерцания лежащих на мостовых тел, ремейки гобеленов связаны с посещением музея Клюни, а азиатские пещеры и контуры Будд, видимо, – воспоминания о путешествиях».

Присутствие на выставке двух работ из серии «Терминитки-2» не случайно. Шелуху семечек, из которых были созданы новые объекты, автор так же интерпретирует как «антиэстетический» материал.

«Семечки – меланхоличный досуг миллионов, гобеленами которым служила грубая бумага обоев с однообразными узорами. В данном сочетании “Термитники-2” – памятники эпохе коллективного бессознательного».

Вероника Актанова. Жасминовый путь. Серия «Ковры». Картон, акрил. 107×130 см.

Вероника Актанова представит свой проект «Санация Вероники», состоящий из работ серий – «ЖУКИ» и «Ковры». Художница трактует проекты «ЖУКИ» и «Ковры» как два типа взаимодействия с реальным миром: принятие данности установленных правил, либо противодействие им.

«А ещё надо контактировать с людьми или закрыться дома, искать работу или не искать, встраиваться в систему или не встраиваться, делать или забить».

ЖУКИ для художницы это своего рода пассивное принятие жизни, бездействие.

«ЖУКИ – это про беспомощность, зацикленность, растерянность. Все жуки находятся у меня в комнате, как баги в голове (интерьер картинок – это моя комната). Они ёрзают там, где мало воздуха, спариваются, плодятся, а выбраться не могут».

«Ковры» Актанова противопоставляет «ЖУКАМ», как аналог сопротивления сложившейся системе, её разрушение. Таким образом разбитый узор Ковров олицетворяет, по концепции автора, собой сломанную систему.

«Когда ты знаешь правила игры и либо играешь по этим правилам и двигаешься вперед, либо нарушаешь их, чтобы вскрыть систему, обыграть, разбить её узор. Ковры – это то, что могли бы сделать жуки, но не сделали».

Девятилетний Лёва Бородулин (р. 2009) – самый молодой художник с персональной выставкой за всю историю музея АРТ4. Но в этом случае возраст не является критерием в выборе художника. Свобода в линиях, присущая детям, превращается у него не в наивную бессмысленную картинку, а в довольно уверенное высказывание о существовании своего мира, где у каждой линии есть смысл. В процессе рисования Лева в моменте придумывает историю, рассказывая ее в потоке мысли, в которой есть взрослая логическая последовательность. Таким образом получилась серия «FOM». FOM – это выдуманный фирменный знак Лёвы, присутствующий почти во всех рисунках. В некоторым смысле FOM – это название его фантазийного мира, некоей корпорации мутантов, монстров.

Завершат свою работу выставки 24 мая.