Выставочный проект «Гео-метрия в культуре XX-XXI веков. К столетию Баухауса» представят в РОСИЗО-ГЦСИ

543

24 октября 2019 года в здании РОСИЗО-ГЦСИ на Зоологической откроется первая часть масштабной выставки «Гео-метрия в культуре XX-XXI веков. К столетию Баухауса».

Л. Лисицкий. Трибуна Ленина. 1920 год. Музей Маяковского

Н. Гончарова. Автолитография. 1920 год. Музей Маяковского

Культура, построенная на структурной образности, обладает редким даром находить точки равновесия в те моменты, когда мир теряет видимую стабильность и его сущность оказывается на грани беззащитности. Искусство в этом положении с пульсирующей прогрессивной настойчивостью начинает задавать вопросы, провоцируя культурную память. Ее сигналы, как вспышки, разрушают устойчивость клише прошлых визуальных стратегий, возвращаясь при этом в те художественные свидетельства, которые обладают способностью определять координаты существования. Именно тогда актуализируется супрематизм Казимира Малевича, художественная система Баухауса, ее образовательная форма и традиции, закрепленные в диагональной оптике МАДИ, конструктивные поиски равновесия социальной жизни и искусства в ГИНХУКе, интегральное зрение послевоенной культуры, его нелинейная образность и обращение к фрактальной геометрии.

Сергей Резников. Пишущая машина. 1980 год. Коллекция ГЦСИ

Э. Булатов. Свобода есть свобода. 1997-1998 годы. Коллекция ГЦСИ

Экскиз рекламного плаката ГУМа. 1923 год. Музей Маяковского

Глядя из сегодняшнего времени на XX столетие, мы обнаруживаем новый контекст, утверждающий внутреннюю радикальную измененность нашего существования. Сегодняшняя геометрическая культура обнаруживает особые точки в неравновесных изменениях реальности, в паузах, сдвигах, разрывах исторической ткани, где собираются и встречаются, как в фокусе, прошлое и будущее. Один слой этого уникального хронотопа просвечивает сквозь другой, сливаясь и одновременно отделяясь, подчеркивая, выявляя образования актуального, еще только рождающегося, не отказываясь при том от желания контакта с ушедшим в глубины памяти.

Художники, участвующие в проекте, нуждаются в этой многослойной образности как в радикальной пластической инструментальности, способной регистрировать толчки, покачивания, колеблющиеся состояния нашей формализованной виртуальной цивилизации. Культурная память, сосредоточенная в проекте, так же полифонична и наполнена контекстом, как и сами художественные технологии. Она естественно присутствует, постоянно проявляя себя в супрематических парадоксах Малевича, прямых углах школы Баухауса, многоугольных проекциях МАДИ, постоянно возвращаясь к традициям пифагорейства, к бесконечной ностальгии по идеальному, как это происходит в альбомах Ильи Кабакова, и в зеркальном узнавании нас самих в интегральных структурах Лайоша Кашшака и Александра Родченко. Эта память живет палимпсестом, взаимным наложением своих слоев, вибрацией приливов и отливов визуально-смысловых состояний. В ней совершенно отчетливо обнаруживаются два вектора, два противоположных комплекса умонастроений, причем оба обозначаются термином «авангард», где художественное сознание обретает свою целостность в геометрической образности. Один – оптимистически окрашен возрожденческими ожиданиями и весь устремлен из прошлого в будущее, в другом – доминируют постмодернистские ценности и археологическое понимание культуры. Первое – обрастает многочисленными проектами и стратегиями обновления. Второе – указывает на неизбежность осознания пределов культуры, ее кризисов и катастроф.

А. Родченко. Эскиз иллюстрации к первому изданию поэмы Владимира Маяковского «Про это». 1923 год. Музей Маяковского

А. Панкин. Объект в. 2. Геометрия нулевых точек в числовой структуре в. 2. 2002 год. Коллекция ГЦСИ

Б. Орлов. Из серии «Прибавочный элемент V». 2001 год. Частная коллекция

Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Густав Клуцис, Лайош Кашшак, и Виктор Вазарели, Ласло Мохой-Надь, Виктор Хулик, Янош Саксон-Сас, Варвара Степанова и Александр Родченко открываются в энергетике проекта как имена звезд – но не как в голливудских плитах, а в текстах вечной культуры, в осознанно обозначенном постисторическом шрифте, где уважение и значимость граничат с более широким, чем культурная память, контекстом. В этой новой системе координат, в текстовой драматургии гео-метрии участники проекта открывают свою личностную экзистенцию, входя в сегодняшний день в образе героя мифологии независимой культуры и независимой художественной мысли, человека, идущего сквозь время – паломника, очарованного странника.

Экспозиция проекта «Гео-метрия в культуре ХХ-XXI веков. К столетию Баухауса» предполагает двухчастную структуру. Первая часть открывается отсылками к художественным системам Казимира Малевича, Василия Кандинского и Александра Родченко, превративших пластические идеи геометрии в манифест, связывая в дальнейшем личную философию художников с идеями Баухауса. Образы Баухауса продолжаются в композициях из коллекции венгерского музея MOBIL MADI (Будапешт, Венгрия), в инсталляции «Блюз на крыше» (мастерская «Движущиеся картинки» Андрея Суздалева) и видеопроекциях немецкого авангардного кинематографа 20-х годов прошлого столетия (Ханс Рихтер, Викинг Эггелинг, Вальтер Руттман). Органичным завершением первой части экспозиции выступят произведения Александра Родченко, Владимира Маяковского, Густава Клуциса, Валентины Кулагиной, Эль Лисицкого, Натальи Гончаровой, Михаила Матюшина, Ивана Клюна, Алексея Крученых, Варвары Степановой из собрания «Государственного музея В.В. Маяковского», посвященные идеям геометрии в советской России и формированию социалистической культуры. Визуальные смыслы этих образов наглядно подтверждаются фрагментами из фильмов выдающегося советского кинорежиссера Дзиги Вертова.

В. Хулик-мл. Geo mover. 2003 год. Mobil MADI Muzeum

Г. Клуцис. Проект позодежды. 1921-1922 годы. Музей Маяковского

В. Кандинский. Маленькие миры I. 1922 год. Музей Маяковского

Вторая часть проекта будет посвящена развитию геометрических систем в послевоенной культуре, а затем – в период «оттепели» и в следующих фазах нашей истории. Эта часть проекта опирается в большинстве своем на произведения из фондов РОСИЗО-ГЦСИ и частных коллекций: Эрик Булатов, Владимир Янкилевский, Сергей Резников, Валерий Юрлов, Владимир Немухин, Франциско Инфанте-Арана, Юрий Злотников, Борис Турецкий, Александр Панкин, Игорь Шелковский, Илья Кабаков, Дмитрий Пригов.

Д. Апикян. Refraction BW2. 2008 год. Коллекция Яноша Саксон-Сас

Образы геометрии в этой фазе проекта естественно переходят в наше столетие, актуализируя «новою искренность», осваивая идеи фрактальной геометрии и геометрии «новой устойчивости», провозглашенной в открытиях русской физики (Владимир Кобрин). Финальная часть второй части экспозиции (Иван Горшков, Александра Митлянская) не ставит точку, как завершение проекта, она парит в границах будущего, в его эстетической экологии, прогнозируя дальнейшее развития идей геометрии в современном искусстве, как поиск социокультурной гармонии и формирование универсального художественного языка согласия.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.