Настоящим хитом прошлого сезона в «Пермском театре «У моста» стала постановка «Женихи», московского режиссера Аллы Чепинога. Эксцентричная оперетта, как и все спектакли театра, с первых же показов завоевала любовь зрителей, раз за разом собирая полные аншлаги. В своей работе режиссер сделала яркие акценты на водевильное начало произведения, частично сместив смысловые нагрузки – те вокальные партии, которые у другого режиссера, без сомнений, заняли бы второстепенные позиции, здесь выводятся на первый план, благодаря чему и спектакль, и само произведение обретают новые краски.
Маркер Гусь-Плешаковский (Василий Скиданов) признается Аграфене Саввишне (Дарья Рыжанкова) в любви
«Ставь гроб на попа, на попа ставь гроб!» Дьякон (Илья Бабошин), гробовщик (Андрей Воробьев) и его помощники (Егор Дроздов, Ильназ Яруллин, Николай Горбунов), Аграфена Саввишна (Дарья Рыжанкова), монашка (Екатерина Пономарева)
Сцена свадьбы. Аграфена Саввишна и подружки невесты
«Изъять квадратные метры!» – преддомком Жундриков (Александр Шаманов). Вокруг него: Мадам Пентрик (Маргарита Иванова), извозчик Куприяныч (Вячеслав Леурдо), дьякон (Илья Бабошин), гробовщик (Андрей Воробьев)

Сцена свадьбы вдовы и маркера. Повар (Владимир Ильин), Мадам Пентрик (Маргарита Иванова), гармонист (Андрей Козлов), дьякон (Илья Бабошин)
Это уже не первая работа Аллы Валерьевны с пермским коллективом: уже почти четыре года в «Пермском театре «У моста» идет ее постановка «Гранатовый браслет», взявшая за основу сразу несколько ярчайших произведений Александра Куприна – «Колесо времени», «Поединок», дневниковых записей писателя и другие. Еще тогда, сразу же после успешной премьеры художественный руководитель и создатель «Пермского театра «У Моста» Сергей Федотов предложил Алле Чепинога поставить на его сцене что–то еще. Режиссер говорит, первое, что пришло тогда в голову: конечно же, «Женихи»! Чепинога давно хотела обратиться к ранней оперетте Исаака Дунаевского, ставшей одним из символов его исканий в этом жанре. Режиссер уверенно лавирует между партиями, играя с образами, созданными великим композитором, переосмысливая и обыгрывая их в совершенно новых тональностях. По ее словам, именно на пермской сцене, с театром «У Моста», с его труппой – постановка оперетты стала оптимальным вариантом. Во–первых, для «Женихов» нужно очень много мужских ролей, что можно найти далеко не в каждом театре, во–вторых, все артисты должны быть достаточно эксцентричными и обдладать способностью «ухватить» жанр. Артисты театра «У Моста» как никто подходили под требования. Кроме того, режиссеру нужна был безоговорочная возможность творить, которую охотно предоставил ей художественный руководитель театра Сергей Федотов.
Словом, других вариантов сцены для воплощения постановки «Женихов» Алла Чепинога не рассматривала. И это неудивительно, Пермский театр «У Моста» известен как уникальное пространство с уникальным художественным руководителем, уникальными артистами, уникальной системой репетирования — когда каждый актер знает буквально все роли, и в любой момент готов выйти на сцену. Труппа готова к работе с любыми жанрами — классикой, современной драматургией (как пример, – все пьесы Мартина Макдонаха, которые поставили в театре), так и с музыкальным спектаклем, причем в таком сложнейшем формате как классическая оперетта. К сожалению, сегодня оперетта – не самый распространенный жанр, что касается советской оперетты, то она практически не ставится. Поэтому современных эталонов постановок для артистов не нашлось, пришлось обратиться к старым-добрым советским источникам.
Можно говорить об уникальности материала, над которым пришлось работать пермскому коллективу. И, благодаря худруку Сергею Федотову, который способен беспрестанно организовывать работу одного, пожалуй, из сильнейших коллективов страны, с учетом постоянных разноплановых премьер, процесс подготовки оперетты был обеспечен безупречно.
Как говорит сама Алла Чепинога, она – режиссер большого жанра. Изначально в «Женихах» планировалось занять 24 человека, но после долгих просьб художественного руководителя и создателя «Пермского театра «У Моста» Сергея Федотова сошлись на 19 артистах. Надо подчеркнуть, что 19 артистов на сцене в драматическом театре — это очень много, и работа с ними должна проводиться колоссальная. Тем более, если говорить о «Женихах», где каждая роль — яркая, выпуклая, эксцентричная, где каждый персонаж – важнейшая часть всего действа.
– Я люблю большие спектакли, – объясняет Алла Валерьевна, – вообще, по моему мнению, музыкальный театр всегда предполагает большую форму. Надо отметить, что действительно, все постановки режиссера отличаются своеобразной грандиозностью и масштабом. Далеко не каждый режиссер справится с подобной «весовой категорией», но Чепинога виртуозно лавирует между сложнейшими вокальными партиями, десятками образов, многоступенчатой системой построения сюжета музыкального спектакля.
Сюжет оперетты нельзя назвать оригинальным, впрочем, нельзя забывать, что создавался он почти 100 лет назад. Так что задумки автора и вдумчивой, кропотливой работы режиссера достаточно, чтобы получилась хорошая, смешная, сыгранная оперетта. После смерти мужа – трактирщика Ивана Самсоновича Бокастова (Михаил Чуднов), его вдова – молодая Аграфена Саввишна (Дарья Рыжанкова) – становится предметом воздыхания стразу пятерых женихов. Это местный дьякон — отец Валериан (Илья Бабошин), извозчик Куприянович (Вячеслав Леурдо), повар Ефим Исаевич (Владимир Ильин), гробовщик Филат Игнатьевич Штобышов (Андрей Воробьев) и биллиардный маркер Роман Казимирович Гусь-Плешковский (Василий Скиданов). Положа руку на сердце, никого из них не волнует сама Аграфена – все женихи пылают жаркой страстью к ее доходному питейному заведению. Роль «веселой вдовы» понравилась молодой трактирщице. Расчетливая Аграфена мечтает, обвенчавшись с гробовщиком, создать «трактирно-гробовой трест». Еще один кандидат в мужья – биллиардный маркер Гусь-Плешковский, у которого нет ни гроша за душой, но его эффектная внешность и «аристократические» манеры пленяют женщину. Именно на нем, в конце концов, останавливает свой выбор Аграфена. Однако, во время свадьбы, прервав торжественные речи, веселье гостей и разухабистый фокстрот, в комнату врывается сам трактирщик в покойницком одеянии. Оказывается, он не умер, а заснул летаргическим сном, и звуки свадебного веселья его разбудили. Женихи, только что пылавшие безумной страстью к Аграфене, теряют к ней всякий интерес: ведь она больше не владелица доходного заведения.
Работа над постановкой шла в три этапа, режиссер прилетала в Пермь из Москвы и в долго и тщательно прорабатывала спектакль с труппой.
С самого начала было решено, что в постановке должна быть авторская аранжировка. Музыку заказали в компании «Страдиварики» – это удивительный квартет, состоящий скрипки, аккордеон, контрабаса и рояля. Была создана полностью авторская аранжировка, полностью придуманная под «пермских женихов».
— Спектакль уже существовал у меня в голове, и я точно знала, чего хочу, — рассказывает Алла Валерьевна. – Нам не пришлось подстраиваться под музыку – музыку сделали оптимальной – под уникальных актеров театра и спектакль. Сперва такая задумка казалась нереальной, все же это не драматический театр, а классическая оперетта, где любое отклонение может разрушить сюжет. Но, тем не менее, практически все оригинальные номера нам удалось использовать — в оперетте «Женихи» они идут в том или ином виде.
Режиссер отмечает, что в театре «У Моста» ей ни разу не приходилось быть недовольной результатом. По ее словам, недовольна она была только тогда, когда приходило время уезжать, а так хотелось побыть еще, поработать над спектаклем.
— Дорабатывать что–то? – удивляется Алла Валерьевна. – Постановка и так будет сама собой дорабатываться, в процессе показов, в этом театре всегда так происходит.
И это правда. Худрук театра Сергей Федотов требует, чтобы артисты играли только правду, не просто сохраняли на сцене рисунок и форму, а воплощали принципы игры. И если только кто–то один в спектакле выбивается, сразу после показа все идут репетировать. Возможно, всего на пару часов, возможно – до самого утра. Артисты пермского театра всегда находятся в тонусе, внимание у них развито так, как ни в каком другом театре, потому что… еще с утра никто не знает точно, кто именно сегодня выходит на сцену. Непосредственно перед показом постановки художественный руководитель решает, кто из труппы сыграет в сегодняшнем спектакле. Поэтому и про программки здесь никогда не слышали — чьи имена писать, если заранее никогда ничего неизвестно? «Пермский театр «У Моста» – это место редкостное, где все артисты в буквальном смысле знают все роли. Даже если репетиция идет с конкретным артистом, вся труппа сидит в зале — любой из них может выйти на сцену в любой момент и сыграть любую роль.
В новом театральном сезоне оперетта «Женихи» в постановке Аллы Чепинога продолжит свое шествие по пермской сцене, без сомнений завоевывая все новые и новые сердца зрителей. И, конечно же, продолжая нести звание одного из самых популярных у зрителей спектаклей театра.
Людмила ЛУКОВНИКОВА,
Фото – Вадим БАЛАКИН





