«Фиксаж» – Фестиваль современной фотографии открывается в Новой Третьяковке

1221

4 июля 2020 года в зда­нии Новой Тре­тья­ков­ки откро­ет­ся пер­вый после пан­де­мии коро­на­ви­ру­са фести­валь совре­мен­ной фото­гра­фии «Фик­саж». 3 меся­ца без зри­те­лей! В пусто­те! Рабо­ты 11 авто­ров и более 100 лау­ре­а­тов кон­кур­са «(За)фиксируй мир! – 2020» про­ве­ли в изо­ля­ции и теперь гото­вы пред­стать перед зри­те­ля­ми в новом свете. 

Фести­валь «Фик­саж» – поиск новых, акту­аль­ных идей, форм и совре­мен­но­го фото-язы­ка. Все­го того, что зав­тра назо­вут клас­си­кой. А для того, что­бы новое не кану­ло в лету, нужен осо­бен­ный закре­пи­тель вре­ме­ни – фотофиксаж.

«Фик­саж» объ­еди­ня­ет совре­мен­ных фото­гра­фов, рабо­та­ю­щих в раз­лич­ных жан­рах искус­ства фото­гра­фии: репор­таж, мак­ро­съем­ка, пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет, жан­ро­вое фото, фото­пей­заж, сити- фото­гра­фия, сво­бод­ный жанр.

«Фик­саж» – демо­кра­тич­ный фото­фо­рум, «точ­ка сбо­ра» люби­те­лей и про­фес­си­о­на­лов совре­мен­ной фото­гра­фии. Имен­но поэто­му экс­по­зи­ция Фести­ва­ля объ­еди­нит один­на­дцать пер­со­наль­ных выста­вок извест­ных рос­сий­ских авто­ров и выстав­ку ста луч­ших работ лау­ре­а­тов фото­кон­кур­са «Зафик­си­руй мир – 2020». Тема кото­ро­го – «Если, что-то и нетак», спе­ци­аль­но напи­са­на не так!

Выставки Фестиваля

Тофик Шах­вер­ди­ев. «Что есть счастье» 

Поче­му одни люди счаст­ли­вы, а дру­гие – нет. Что может сде­лать чело­ве­ка счаст­ли­вым, мож­но ли счаст­ли­вым стать и мож­но ли счаст­ли­вым быть? Тофик Шах­вер­ди­ев – член Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов Рос­сии, член Твор­че­ско­го Сою­за худож­ни­ков Рос­сии, заслу­жен­ный дея­тель искусств Рос­сии, народ­ный артист Рес­пуб­ли­ки Азер­бай­джан, лау­ре­ат пре­мии «Золо­той глаз» Меж­ду­на­род­ной гиль­дии про­фес­си­о­наль­ных фото­гра­фов – ищет отве­ты вопро­сы, веч­ные как сама жизнь. Поэто­му рабо­ты его не нуж­да­ют­ся в назва­ни­ях. Сло­ва – лиш­ний посред­ник меж­ду зри­те­лем и масте­ром, кото­рый дает воз­мож­ность каж­до­му неожи­дан­но почув­ство­вать, что ему вдруг, ни с того ни с сего ста­ло хорошо-хорошо.

Сер­гей Шан­дин. «Доро­га, ветер, облака» 

Что запе­чат­ле­ва­ет фото­гра­фия: пред­ме­ты, лица, фигу­ры, или толь­ко свет, отра­жен­ный от них? Может ли оста­нов­лен­ная кар­тин­ка пере­дать чув­ства, настро­е­ние, эмо­цию, кра­со­ту, улыбку.

«Фото­гра­фия рож­да­ет­ся не в момент сра­ба­ты­ва­ния затво­ра, а когда ее рас­смат­ри­ва­ют. Имен­но тогда она из набо­ра раз­но­цвет­ных пятен и линий пре­вра­ща­ет­ся в при­выч­ные обра­зы и эмо­ции. Доволь­но про­сто рас­смат­ри­вать «кра­си­вые» кар­тин­ки, про­ли­сты­вая их, не задер­жи­ва­ясь ни на чем осо­бо. Но для того, что­бы погру­зить­ся в фото­гра­фию, нуж­но оста­но­вить­ся, и при­слу­шать­ся к чув­ствам, кото­рые она пробуждает».

Юрий Кли­мов. «Я знаю, город – будет!» 

Взгляд на город с раз­ных ракур­сов. Стро­и­те­ли небо­скре­бов и сами небо­скре­бы. Тени вели­ко­го про­шло­го и осмыс­ле­ние мас­шта­бов гря­ду­ще­го. Все это в фото­вы­став­ке Юрия Кли­мо­ва – роман­ти­ка, уве­рен­но­го в том, что наш город – будет!

«Мне инте­ре­сен город. Он – и мно­го­гра­нен, и неис­чер­па­ем. Город все вре­мя изме­ня­ет­ся, рас­тет, но все рав­но оста­ет­ся самим собой. Его стро­ят люди, люди в нем живут. Одни – зна­ют, как выгля­дит город изнут­ри. Дру­гие – видят толь­ко фаса­ды. А я ста­ра­юсь пой­мать момен­ты, когда чело­век и город, как буд­то при­ка­са­ют­ся друг к другу».

Вале­рия Зве­ре­ва. «Тай­ны ближ­не­го космоса» 

Кос­мос бли­же, чем кажет­ся! Он – в любом Под­мос­ков­ном лесу. Вале­рия Зве­ре­ва рас­ши­ря­ет види­мое про­стран­ство и погру­жа­ет зри­те­ля в таин­ствен­ные миры, где мхи и гри­бы борют­ся, пре­одо­ле­ва­ют, противостоят.

«Любой новый мир оше­лом­ля­ет, захва­ты­ва­ет, увле­ка­ет и, конеч­но же, вызы­ва­ет жела­ние рас­ска­зать о нем все­му све­ту. Но рас­ска­зы­вать мож­но по-раз­но­му. Осо­бен­но, если твой мир не виден обыч­ным взгля­дом. А твои моде­ли – почти неза­мет­ны, но потря­са­ю­ще кра­си­вы и сложны».

Игорь Андре­ев «Лиза уеха­ла к бабушке» 

Обыч­ные дети – такие, какие есть и какие были все­гда. Они – не пози­ру­ют и не наря­жа­ют­ся. Про­сто живут на ули­цах почти неза­тро­ну­тых пере­ме­на­ми. А Игорь Андре­ев, опус­ка­ет­ся перед сво­и­ми геро­я­ми на коле­ни, что­бы под­нять­ся до их уровня.

«Фото­гра­фи­руя детей, я буд­то пыта­юсь смот­реть одно­вре­мен­но в двух про­ти­во­по­лож­ных направ­ле­ни­ях – огля­ды­ва­юсь назад, вспо­ми­ная соб­ствен­ное без­об­лач­ное дет­ство и в тоже самое вре­мя пыта­юсь раз­гля­деть буду­щее поко­ле­ние, кото­ро­му пред­сто­ит жить в новой Рос­сии. Хочет­ся осмыс­лить и пере­дать соби­ра­тель­ный образ про­вин­ци­аль­ной детворы».

Алек­сандр Каза­ков. «Вре­мя реакции» 

Эмо­ции, суще­ству­ю­щие вне вре­ме­ни про­яв­ля­ю­щи­е­ся во вре­мя зна­ко­вых собы­тий. Для каме­ры Алек­сандра Каза­ко­ва не суще­ству­ет поли­ти­ков, поэтов, сол­дат. Куда важ­нее искрен­ность чело­ве­че­ских чувств и сила эмоций.

На вопрос: «Зачем вы это сни­ма­ли?», Алек­сандр Каза­ков дает про­стой ответ: «Я сни­мал, пото­му что это про­ис­хо­ди­ло!». Тем инте­рес­нее наблю­дать, как Алек­сан­дру уда­ет­ся про­ве­сти зри­те­ля по тон­кой гра­ни, на кото­рой что-то серьез­ное и жест­кое вхо­дит в кон­такт с чем-то искрен­ним и чело­ве­че­ским. Воз­мож­но, имен­но этим опре­де­ля­ет­ся клю­че­вой аспект вос­при­я­тия его работ.

Надеж­да Най­де­но­ва «Урав­не­ние с неизвестными»

Обыч­ные места ста­но­вят­ся необыч­ны­ми, а люди пере­во­пло­ща­ют­ся в иных. Каж­дой рабо­той Надеж­да Най­де­но­ва сно­ва и сно­ва побуж­да­ет при­рав­ни­вать извест­ное к неизвестному.

«Все­гда счи­та­ла, что у меня тех­ни­че­ские моз­ги и ника­ких твор­че­ских начал. Но в 2008 году, когда я серьез­но увлек­лась фото­гра­фи­ей, пере­до мной открыл­ся уди­ви­тель­ный и совер­шен­но непо­знан­ный мир. А ведь в любом угол­ке мира най­дет­ся место, кото­рое хочет­ся оста­вить в памя­ти, и фото­ап­па­рат, как раз тот инстру­мент, кото­рый дает воз­мож­ность сохра­нить и визу­аль­но рас­ска­зать о необыч­ных и совер­шен­но потря­са­ю­щих местах».

Аршак Ога­не­сян «Кон­тра­мо­та променад» 

Стиль – един­ствен­ная и непо­вто­ри­мая осо­бен­ность, отли­ча­ю­щая чело­ве­ка от дру­гих людей. Доста­точ­но мимо­лет­но­го взгля­да на любую из фото­гра­фий Арша­ка, что­бы про­ник­нуть­ся его сти­лем, более того – уви­деть авто­ра. Дина­мич­ный, быст­рый, теку­чий как ртуть.

«Все вре­мя дви­га­юсь впе­ред, под­ни­ма­ясь на вер­ши­ну, кон­ца кото­рой не вижу. Посто­ян­но учусь, учусь у моло­дых, у масте­ров, учусь все­му, что меня инте­ре­су­ет, а инте­ре­су­ет меня мно­гое: радость дру­га, боль про­хо­же­го, оди­но­кий голубь, съе­жив­ший­ся в углу пере­хо­да в мороз­ный день».

Алек­сандр Ов-Лебе­дев «Антро­по­ло­гия желаемого» 

Фото­гра­фия – вид искус­ства, доку­мен­таль­ный по сво­е­му опре­де­ле­нию. Но для Алек­сандра Ов-Лебе­де­ва поня­тие объ­ек­тив­ной реаль­но­сти – услов­но. Ему важ­нее открыть про­стран­ство внут­рен­не­го позна­ния и для того, кто в кад­ре, и для фотографа.

Метод «отстра­нен­но­го вос­при­я­тия», поз­во­ля­ет Алек­сан­дру Ов-Лебе­де­ву достичь эффек­та подоб­но­го тому, кото­ро­го уда­ва­лось добить­ся Яну Вер­ме­е­ру с помо­щью его зер­каль­ной каме­ры-обску­ры. Эффек­ту, при кото­ром образ как буд­то отде­ля­ет­ся от про­об­ра­за и начи­на­ет существовать.

Ната­лья Голу­бе­ва «В скор­лу­пе иллюзий»

Двой­ные посла­ния и загад­ки. Тай­на рож­де­ния неиз­вест­но­го. Неклас­си­че­ские натюр­мор­ты, побуж­да­ю­щие к соав­тор­ству. Ната­лья Голу­бе­ва пред­ла­га­ет каж­до­му само­му раз­бить скор­лу­пу иллю­зий, и понять, что же в ней не так!

«Мне нра­вят­ся двой­ные посла­ния и загад­ки. Осо­бен­но, если они спо­соб­ны отра­жать смысл. Имен­но поэто­му в моих рабо­тах часто при­сут­ству­ют яйца. Ведь они луч­ше все­го выра­жа­ют двой­ствен­ность взгля­да – сна­ру­жи и изнут­ри скорлупы».

Сер­гей Тра­пезин. «Вне статистики»

Жизнь чело­ве­ка не под­чи­ня­ет­ся выду­ман­ным пра­ви­лам, как их не назо­ви: хоть «зако­ном», хоть «ста­ти­сти­кой». Ее не впи­сать в строч­ки или колон­ки, ее нель­зя ни сосчи­тать, не пере­счи­тать. Жизнь мож­но толь­ко про­жить. Без огляд­ки на циф­ры, про­цен­ты и про­чую мишуру.

«Я не став­лю зада­чу про­ти­во­по­став­лять сто­ли­цу и про­вин­цию. Так же как и не став­лю зада­чу пока­зать толь­ко нега­тив­ную сто­ро­ну. Моя цель – про­сто зафик­си­ро­вать обы­ден­ную жизнь, кото­рую день за днем про­жи­ва­ют обыч­ные люди, такие как все. Такие, как мы».

Сто работ лау­ре­а­тов кон­кур­са «Зафик­си­руй мир! Если, что-то и нетак»

Три сло­ва темы кон­кур­са – три клю­че­вых момен­та любой неожи­дан­но­сти. Со сло­ва «если» – почти все­гда начи­на­ет раз­ви­вать­ся какая-нибудь стран­ная ситу­а­ция. Сло­во «что-то» – это чаще все­го что-нибудь непо­нят­ное, необыч­ное и не такое как у всех. Ну а сло­ва «нетак» вооб­ще не суще­ству­ет. Зато самых раз­ных и необыч­ных «нета­ков» – пол­ным-пол­но. На выстав­ке – рабо­ты фик­си­ру­ю­щие собы­тия, вызы­ва­ю­щие доб­рую улыб­ку и фото­гра­фии, на кото­рых изоб­ра­же­но что-то, что выгля­дит не так. Все, что нару­ша­ет обы­ден­ный поря­док и заве­ден­ный ход вещей.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.