На Российской креативной неделе обсудили финансирование творческих проектов со стороны кредитных организаций

0
394

Из-за жестких регламентов ЦБ РФ банки не могут кредитовать креативные индустрии, однако в отсутствие кредитных средств индустрии задействуют ресурсы по схеме софинансирования. Об этом председатель правления Российского авторского общества и основатель лейбла «Первое музыкальное» Максим Дмитриев рассказал на сессии «Специальные банковские продукты для креативного сектора: зона риска или точка роста?» в рамках деловой программы Российской креативной недели.

Банковское кредитование – один из самых эффективных способов финансирования творческого бизнеса, и многие кредитные организации прекрасно это понимают. Причина, по которой они не могут давать деньги под залог нематериальных активов – правила Банка России, безапелляционно относящие интеллектуальную собственность к залогам низкого качества, требующим стопроцентного резервирования средств. Кроме того, для оценки интеллектуальной собственности до сих пор применяются иррелевантные методы вроде сравнительного или расходного, в то время как единственный адекватный метод оценки – доходный (метод дисконтированного денежного потока).

Максим Дмитриев рассказал, что устав спорить с банками, музыкальный бизнес решил создать собственный инструмент финансирования творческих проектов. «Несколько лет назад мы решили взять быка за рога и создали собственную краудлендинговую платформу Сo-Fi, которая выдает займы под залог интеллектуальной собственности. Артист может предложить пользователям интеллектуальные права на созданный продукт в качестве залога по займу», – пояснил он.

По словам Дмитриева, сама модель напоминает краудфандинг – сбор средств поклонников на новый альбом, спектакль, кинопроект. Отличие в том, что пользователи не только получат свои деньги назад, но и заработают. Если же проект «не выстрелит», они смогут вернуть вложения после того, как платформа реализует залог.

Некоторые банки пытаются работать с креативными индустриями даже в недружелюбной регуляторной среде. Так, по словам председателя правления РАО, банк «Новый век» после длительных консультаций все же пошел на расширение линейки проектов в области интеллектуальной собственности. Этот опыт оказался успешным. «Банк выдал кредит 130 миллионов рублей на фильм «Тренер», который собрал в прокате более миллиарда рублей», – рассказал Дмитриев.

Одна из ключевых проблем такого рода кредитов – оценка интеллектуальной собственности в качестве залога. Банки попросту не располагают пулом оценщиков, умеющих работать с залогами подобного типа. В то же время музыкальные лейблы или организации, управляющие интеллектуальными правами, накопили огромный опыт такой оценки. Люди из индустрии годами и десятилетиями не только следят за динамикой коммерциализации интеллектуальных прав, но и каждый день принимают бизнес-решения на основании этих наблюдений.

«Наше партнерство с „Новым веком“, о котором я говорил, породило сплав банковских продуктов и услуг с нашими экспертными возможностями в разных областях от физической дистрибуции до концертной деятельности и, разумеется, оценки коммерческого потенциала интеллектуальной собственности», – отметил Дмитриев.

Характерный пример – случай с рэпером Бастой. «Пять-шесть лет назад перед моей компанией встал вопрос о приобретении нового альбома Басты. Мы очень хотели альбом, а Баста очень хотел денег. Это нормально. Но денег нам не хватало. Мы решили обсудить с банком, дадут ли нам кредит на покупку этого объекта интеллектуальной собственности, но естественно, не договорились», – рассказал эксперт. В итоге деньги были привлечены из других источников, а покупка альбома полностью окупилась за два года, и следующие три года он приносил доход.

Дмитриев особо отметил, что крупные лейблы оперируют миллиардами рублей, и многие банки были бы рады работать и зарабатывать вместе с музыкальной индустрией, однако пока что из-за ограничений ЦБ «банки и креативные индустрии страшно далеки друг от друга».

В сессии приняли участие директор «Центра практик качества жизни» Агентства стратегических инициатив Татьяна Журавлева, управляющий директор Департамента цифрового бизнеса банка «Открытие» Алексей Ганеев, руководитель блока малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Константин Басманов, представители креативного бизнеса и институтов развития. Модерировала беседу заместитель председателя банка ВЭБ.РФ Наталья Тимакова.

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Предыдущая статьяВ Ульяновске стартует XI Международная ассамблея художников «Пластовская осень»
Следующая статьяМеждународный яблочно-книжный фестиваль «Антоновские яблоки» пройдёт в Коломне

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя