Участники сессии Российской креативной недели «От sound tape до стриминга: трансформация музыкальной индустрии» Дмитрий Коннов и Максим Дмитриев обсудили изменения бизнес-процессов и развитие технологий коммерциализации контента на рынке музыки за последние 25 лет.
Управляющий партнер ZVONKO GROUP Дмитрий Коннов, выступивший модератором, отметил, что «тема сессии — музыкальное “сегодня” и будущее индустрии, но, чтобы говорить о будущем, надо понимать, что происходило в прошлом».
По мнению Коннова, глобальная цифровизация привела к революции в производстве, дистрибуции и монетизации музыки. Модель продвижения артистов пришла к схеме «360 градусов»; сейчас она подразумевает активное PR-сопровождение проектов, музыкальный консалтинг, рекламную и организационно-концертную деятельность. Кассеты и компакт-диски остались в прошлом, их сменили стриминговые сервисы, а вместо рекламы и раскрутки на радио появилась онлайн-дистрибуция через специализированные сервисы и социальные сети.
Главным спикером сессии выступил председатель Правления Российского Авторского Общества Максим Дмитриев. «Максим Иванович Дмитриев своей жизнью иллюстрирует историю развития российского музыкального контентного — я подчеркиваю, именно контентного бизнеса. Максим Дмитриев начал с аудиокассет, внес ощутимый вклад в создание российского музыкального рынка, сделал лидерами лейблы Effective и “Первое Музыкальное”, а теперь имеет отношение к стримингу», — представил эксперта модератор.
Дмитриев подчеркнул, что последние 25 лет процесс создания музыки не изменился, но способ доведения продукта до конечного потребителя стал другим: «Великое заблуждение, что сейчас артист сам может записать песню дома, выложить на ВК и стать звездой. Это невозможно. Артисту нужна команда, которая будет работать над его материалом, имиджем, дизайном оформления продукта. В этом смысле ZVONKO GROUP повторяет историю концерна “Союз”, в который я пришел работать в 1997 году. Мы сами создаем и сами продаем».
ZVONKO GROUP, созданная в 2021 году, объединила старейшие и самые успешные российские музыкальные компании — лейбл «Первое Музыкальное», Национальное Музыкальное Издательство, студию «Союз», компанию «Национальный цифровой агрегатор» (НЦА), SOYUZ MUSIC, Effective Records.
По словам Дмитриева, ZVONKO GROUP в ближайшее время изменит рынок, особенно в плане продвижения и монетизации контента: «До недавнего времени было так: мы создаем продукт и идем на поклон к цифровым платформам дистрибуции. Но мы задались вопросом, почему бы нам не создать собственную платформу. Она называется Национальным цифровым агрегатором, но скоро переименуется в ZVONKO Digital».
«Сегодня стриминг — основной инструмент зарабатывания денег, — добавил эксперт. — Для меня у стриминга есть только одна прелесть — это сервис рекомендаций. По моему мнению, подписная модель, которую предлагают некоторые стриминговые платформы, создает проблемы для правообладателей. Главная из них — в том, что снижается время прослушивания музыки. Сейчас подписка на музыку — это часть подписки на сервис экосистемы, например Яндекса или Сбера. Пользователи этих сервисов часто вообще музыку не слушают, поэтому правообладатель не получает отчисления, а лейбл продолжает платить за дистрибуцию».
В завершение сессии Максим Дмитриев дал прогноз относительно будущего музыкальной индустрии: «Все развивается по спирали. Музыканты возвращаются к стилям и направлениям, которые были популярны ранее. Например, певица Zivert — это качественная реинкарнация синти-попа 80-х–90-х годов. В Америке сейчас есть тенденция перехода исполнителей из рэпа в гитарную музыку. Технологии меняют только структуру бизнеса, а сами музыканты всегда будут вдохновляться творчеством».