Мариинский театр. Приморская сцена. «Спящая красавица». Фото – Илья Коротков
В марте 2024 года выступления ярких звёзд российского балета проходят в Северной Корее и Республике Беларусь. Зарубежное направление федеральной программы «Большие гастроли» объединяет ценителей искусства в разных частях света.
24 марта завершились гастроли Приморского филиала Государственного академического Мариинского театра в Пхеньяне. Уже через несколько дней, 28 марта, «Большие гастроли» продолжились в Минске, где свои постановки представил Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана. Поддерживать традиции добрососедства и дружбы со странами Европы и Азии помогает работа ФГБУК РОСКОНЦЕРТ в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации.
Тетр балета Б. Эйфмана. «Евгений Онегин». Фото – Дмитрий Соболев
«Зарубежное направление «Больших гастролей» чрезвычайно важно как для зрителей, так и для самих коллективов. Благодаря гастролям любители театрального искусства могут познакомиться с лучшими постановками из других стран. А взаимодействие между театрами России и русскими театрами зарубежья способствует укреплению общего культурного пространства и дает возможность артистам получать уникальный творческий опыт», – отметила Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.
С 20 по 24 марта балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра впервые выступила на сцене художественного театра «Мансудэ» (г. Пхеньян). Здесь на протяжении четырёх вечеров зрители встречали овациями прекрасные постановки. Идея провести эти гастроли впервые появилась еще осенью 2023 года после визита в Приморский край лидера Северной Кореи Ким Чен Ына. Руководитель КНДР побывал на балете «Спящая красавица» и был впечатлен мастерством российских артистов. Серию выступлений было решено приурочить к 75-летию со дня подписания Соглашения об экономическом сотрудничестве между Россией и КНДР.
В рамках гастролей публике представили сказочный балет-феерию «Спящая красавица». Зрители смогли познакомиться с жемчужиной классического танца в хореографии Мариуса Петипа и в авторской интерпретации художественного руководителя балетной труппы театра Эльдара Алиева. Визуальное решение постановки, впечатляющей своим размахом и роскошью, создал народный художник России Вячеслав Окунев.
Мариинский театр. Приморская сцена. «Жар-птица». Фото – Геннадий Шишкин
Кроме этого, зрители увидели балет «Жар-птица» Игоря Стравинского — яркий образец современного балетного искусства. Балетмейстер Эльдар Алиев создал свой вариант сценария, соединив несколько популярных сказочных сюжетов, и поставил спектакль в неоклассическом стиле. В своей хореографии автор сохранил традиционное противопоставление мира добрых земных персонажей изломанной гротескной пластике тёмных сил. Красочное оформление придумали и воплотили петербургские театральные художники Семен Пастух и Галина Соловьёва. В концертной программе «Вечер старинной и современной хореографии» публике продемонстрировали эталонные номера из балетов «Раймонда» и «Сатанилла», легендарную миниатюру «Лебедь» и хореографический номер «Вдохновение».
Мариинский театр. Приморская сцена. Вечер хорографии. Фото – Илья Коротков
Гастроли труппы Приморской сцены Мариинского театра открыли новую страницу в развитии российско-корейских отношений, они станут началом активного культурного обмена между странами.
Вслед за этим, 28-31 марта, «Большие гастроли» продолжились в другой части света. Театр балета Бориса Эйфмана выступил в Минске.
Россия и Беларусь имеют много совместных планов и проектов в культурной сфере, которые помогают сформировать единое дружественное пространство. Давние исторические корни и славянские традиции помогают постоянному укреплению и развитию культурного диалога между нашими странами. Ещё одним шагом на пути создания этого диалога станет праздник балета, который пройдёт на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь (Большой театр Беларуси).
Театр балета Бориса Эйфмана познакомил зрителей с великолепными спектаклями «Чайка. Балетная история» и «Евгений Онегин». Имя Бориса Эйфмана всегда ассоциируется с наиболее интересными художественными экспериментами и смелым прочтением классических произведений. Хореограф обновляет и обогащает форму и содержание современного балета.
Хореографическая интерпретация великой пьесы А.П. Чехова «Чайка. Балетная история» на музыку С.В. Рахманинова, А. Ситковецкого помогла зрителям погрузиться в неповторимый, наэлектризованный страстями мир по другую сторону кулис. В нем любовные интриги переплетены с муками творчества, личные драмы – с загадками рождения работ художников. Здесь Борис Эйфман исследует, как из бесконечно многообразного жизненного потока, объединяющего возвышенное и низменное, вечное и сиюминутное, появляются произведения искусства.
30 и 31 марта зрителям представили балет «Евгений Онегин» на музыку П.И. Чайковского, А. Ситковецкого. Эта постановка – хореографическая версия романа в стихах А.С. Пушкина. В этом балете Эйфман соединил классику и современность. Пушкинские герои превращены в знаковых персонажей нашего времени, прошедших сквозь тревожную эпоху перемен, живущих на сломе веков. Балет дает зрителю уникальную возможность – увидеть хрестоматийный сюжет глазами современного человека.
Не секрет, что российские культурные проекты по-прежнему остаются востребованными во всём мире. Зарубежное направление программы «Большие гастроли», стартовавшее в 2015 году, помогает международному культурному сотрудничеству.