Талант, подвластный волшебству

1068

В преддверии новогодних и рождественских праздников в рамках проекта «Волшебство музыки» состоялся концерт Российского национального оркестра и юных музыкантов, стипендиатов благотворительного фонда «Новые имена». Многолетнюю традицию не смогла нарушить даже пандемия – отсутствие слушателей в зале Чайковского компенсировала онлайн-трансляция.

Старая как мир мудрость «талантам надо помогать» актуальна сегодня, как никогда. Это не фигура речи, а самая что ни на есть реальность – мы живем в мире смещенных ценностей, где воинствующее дилетантство изо всех сил пытается потеснить и обесценить подлинный профессионализм, достигающийся долгим обучением, упорным трудом и настоящим талантом. В проекте Российского национального оркестра «Волшебство музыки» счастливо сочетаются просветительство и, если можно так выразиться, наставничество. С одной стороны, концерты проекта предназначены в первую очередь детской и юношеской аудитории, в том числе и ребятам, которые лишены возможности самостоятельно попасть в концертный зал – воспитанникам детских домов, школ-интернатов и детских садов для ребят с ограниченными возможностями.

С другой – в концертах нередко принимают участие юные музыканты, опекаемые благотворительным фондом «Новые имена», для которых эти выступления становятся важными этапами их профессиональной музыкальной карьеры. Создательница программы и одноименного фонда, выдающийся педагог Иветта Воронова, всю жизнь посвятила талантливым детям. В самом начале 90-х она открыла юного Дениса Мацуева, сегодня пианист с мировым именем возглавляет фонд, давший ему путевку в жизнь.

Проект «Волшебство музыки» был бы невозможен без поддержки компании «Шеврон Нефтегаз Инк.»:

– Тема культуры по-прежнему остается одной из самых популярных для филантропии в России – считает Вера Шейнина, советник по общественным связям компании. – Существует множество проектов, связанных с талантливыми детьми. Но, к сожалению, проектов, где музыканты играют для детей с ограниченными возможностями здоровья, все еще не так много. Мы рады что наш совместный проект с РНО продолжается и все большее количество детей и молодежи становятся его участниками. Мы по-прежнему надеемся видеть среди наших слушателей детскую и молодежную аудиторию и, конечно, продолжать нашу традицию концертов для семей тех, кто участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Разумеется, пандемия оказала свое влияние на благотворительную деятельность компании «Шеврон» – некоторые проекты пришлось перевести в онлайн-формат. Это коснулось, в первую очередь, области культуры и отчасти образования. Некоторые проекты, их, к счастью, немного, отложены до лучших времен. Мы верим, что человечество справится со всеми проблемами, вызванными вирусом.

Этот концерт «Волшебства музыки» должен был состояться еще весной. Чтобы получить право выступить с прославленным оркестром, питомцы фонда «Новые имена» еще в феврале предстали перед авторитетным жюри, в состав которого вошли представители художественного совета оркестра, солисты, концертмейстеры групп. Оценив в открытом прослушивании выступления 27 стипендиатов, жюри отобрало 17 исполнителей, первые пять и вышли на сцену Концертного зала имени П.И. Чайковского. Правда, ждать своего звездного часа им пришлось больше полугода. По известным причинам концерт прошел без публики, но прямые трансляции на сайте московской Филармонии и на других интернет-площадках, включенных в масштабный общероссийский проект «Всероссийский виртуальный концертный зал», собрали у экранов и мониторов почти 200 тысяч слушателей.

Виолончелистка Мария Слащёва выбрала для участия в концерте Паганини – «Вариации на одной струне на тему из оперы Россини «Моисей в Египте».

– Это одно из самых сложных произведений в моем репертуаре, и для меня было большой честью сыграть его вместе с Российским национальным оркестром. Играть без публики непросто – очень не хватает живой реакции на твое исполнение. Но, с другой стороны, для меня это был уникальный опыт – понять, насколько я могу соответствовать энергетике пустого зала и через виртуальное пространство донести живую силу музыки.

Екатерина Дворецкая исполнила Концерт для флейты и арфы с оркестром Моцарта.

– Для меня это произведение – проверка состоятельности как исполнителя, ведь его играли и играют все выдающиеся арфисты. С публикой и инструмент, и сам зал звучат иначе. Если нет зрителя, нет и отклика, зато проще сосредоточиться на технических моментах и сыграть, может быть, даже чище, но эмоциональный накал будет гораздо слабее. Так что лучше пусть маленький зал и совсем немного слушателей – арфа просто предназначена для камерной атмосферы, – чем ряды пустых кресел.

Пианистка Анастасия Ключерёва тоже играла Моцарта – Концерт ля мажор для фортепиано с оркестром №23.

– Эта музыка – как глоток чистейшего альпийского воздуха в заполненной до предела городской жизни. Первую часть этого концерта я сыграла, когда мне было 10 лет на конкурсе «Astana Piano Passion», вторую и третьею – сейчас, спустя почти шесть лет. Я благодарна и фонду, и оркестру за возможность выйти на сцену зала Чайковского с такими замечательными музыкантами.

«Волшебство музыки» – это уникальный, масштабный проект, и я счастлив, что могу принимать в нем участие, – поделился своими чувствами дирижер Алексей Соболев. – Юные талантливые музыканты совершенствуют свое исполнительское мастерство выступая с прославленным Российским национальным оркестром. Программа этого концерта была составлена из сочинений Моцарта, Гуммеля, Паганини, Россини, которые входят в репертуар ведущих мировых солистов и оркестров. Здесь каждый исполнитель может в полной мере проявить свой талант, музыкальность, продемонстрировать высокий уровень технического мастерства, понимание стиля, виртуозное владение инструментом, звуком, показать гибкость и мобильность во взаимодействии с оркестром. Дирижер всегда берет на себя ответственность за результат исполнения, особенно, когда выступаешь с юными музыкантами. Здесь очень важна поддержка дирижера, индивидуальный подход к каждому солисту, стараться не подавить, а раскрепостить исполнителя, чтобы излишнее волнение не помешало ему максимально раскрыть свой артистический и творческий потенциал. Конечно, этому результату предшествует большая подготовительная работа дирижера с партитурой, оркестровыми партиями, встречи и индивидуальные репетиции с солистами, во время которых важно отрепетировать и прояснить все детали их интерпретаций до оркестровых репетиций. Мы сыграли этот концерт накануне Нового года и Рождества и вложили в него наши надежды, что эти трудные времена пройдут и в скором будущем на наших концертах вновь будут полные залы».

Виктория ПЕШКОВА

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.