Узнай о кино больше: РГБ запускает цикл онлайн-лекций известного киноведа и редактора Александра Семенюка

739

7 июля 2020 года Российская государственная библиотека запускает цикл онлайн-лекций известного киноведа и редактора Александра Семенюка. Трансляция цикла «Кино — это запечатлённое время» будет проходить на ютуб канале библиотеки https://www.youtube.com/user/RussianStateLibrary

Слушатели узнают об особенностях киноязыка, смогут обсудить принципы психологии восприятия кино. На примерах любимых и популярных фильмов можно будет проследить эффект воздействия на массовую аудиторию и способы моделирования в общественном сознании картины мира с помощью киноискусства.

Не случайно кинорежиссёр Андрей Тарковский любил повторять: «Кино – это запечатлённое время». В этом смысле киноискусство фиксирует духовную, политико-идеологическую, социокультурную картину эпохи. Одновременно с этим кинематограф в символической форме моделирует образы будущего, причём задолго до их воплощения.

Слушатели лекции смогут анализировать, расшифровывать форму и интерпретировать содержание фильмов на концептуально-художественном уровне, обсуждать способы влияния кино на массовое сознание.

Ниже мы публикуем расписание цикла:

7 июля, 19:00 – «Кино — это запечатлённое время».

Феномен киноискусства как синтеза искусств. Особенности киноязыка. Психология восприятия кино. Отображение кинематографом в символической, образной форме картины мира.

21 июля, 19.00 – «Пространство и время в фильмах Андрея Тарковского и Кристофера Нолана».

Хронотоп – пространство и время в искусстве кино: важнейшая категория, без которой режиссёрам невозможно создавать «миры» своих фильмов. Хронотоп позволяет вмещать в полтора-два часа экранного времени события веков и тысячелетий. В киноискусстве пространство-время может сжиматься и растягиваться, показывать не только прошлое и настоящее, но и будущее, транслировать, наряду с видимой, физической реальностью также и духовную, метафизическую.

4 августа, 19.00 – «Экранизация литературы».

Экранизация литературы — всегда интерпретация, причём многоуровневая, наподобие вложенных друг в друга матрёшек. Невозможно буквально переложить литературный текст на язык кино, механически заместить прозу драмой, заменить звукозрительным кинообразом (в исполнении актёра) литературный мыслеобраз героя, представление о котором у писателя и каждого читателя — свои. В ходе лекции участники обсудят, возможно ли сохранить авторские замысел и смыслы литературного первоисточника при экранизации.

18 августа, 19.00 – «Скрытые смыслы, подтексты в киноискусстве».

Кино оказывает влияние на зрителей через повествование — нарратив. Но наиболее мощное воздействие происходит через скрытые, «зашифрованные» авторские подтексты, которые оформляют основной смысловой контекст всякого фильма — дискурс. О скрытых смыслах и их выражении пойдёт речь на лекции.

1 сентября, 19.00 – «Будущее мирового кинематографа: зрительские ожидания».

Мировой кинопроцесс замер в ожидании. Что будет доминировать в кинематографе после пандемии: радость бытия или апокалиптический дискурс, новый тип героя или ностальгия по прошлому, обращение к художественной традиции или постмодернистский кошмар?

15 сентября, 19.00 – «Телесериал: генезис, цели, перспективы».

Современный телесериал как социокультурный феномен. Манипулятивные функции сериала. Особенности его экранного дискурса: язык, эстетика, драматургия, образный строй. Отличие современного российского телесериала от зарубежных аналогов. Интернет-платформа как транслятор сериалов: новые — формат, идеология, свойства инстанции героя.

29 сентября, 19.00 – «Образ героя в современном российском кино».

Образ героя – всегда типизация и олицетворение всего комплекса качеств народа. Это касается, как положительного, так и отрицательного типов героя. И, в этом смысле, герой фильма – собирательный образ-символ, состоящий из множества психотипов: социальных, национальных, религиозных, психологических, профессиональных. Одновременно образ, характер героя в искусстве кино обладает набором свойств, которые социум полагает в качестве идеального примера, образца для подражания. Кто они, герои нашего времени?

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.