Узнай о кино больше: РГБ запускает цикл онлайн-лекций известного киноведа и редактора Александра Семенюка

979

7 июля 2020 года Рос­сий­ская госу­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка запус­ка­ет цикл онлайн-лек­ций извест­но­го кино­ве­да и редак­то­ра Алек­сандра Семе­ню­ка. Транс­ля­ция цик­ла «Кино — это запе­чат­лён­ное вре­мя» будет про­хо­дить на ютуб кана­ле биб­лио­те­ки https://www.youtube.com/user/RussianStateLibrary

Слу­ша­те­ли узна­ют об осо­бен­но­стях кино­язы­ка, смо­гут обсу­дить прин­ци­пы пси­хо­ло­гии вос­при­я­тия кино. На при­ме­рах люби­мых и попу­ляр­ных филь­мов мож­но будет про­сле­дить эффект воз­дей­ствия на мас­со­вую ауди­то­рию и спо­со­бы моде­ли­ро­ва­ния в обще­ствен­ном созна­нии кар­ти­ны мира с помо­щью киноискусства.

Не слу­чай­но кино­ре­жис­сёр Андрей Тар­ков­ский любил повто­рять: «Кино — это запе­чат­лён­ное вре­мя». В этом смыс­ле кино­ис­кус­ство фик­си­ру­ет духов­ную, поли­ти­ко-идео­ло­ги­че­скую, соци­о­куль­тур­ную кар­ти­ну эпо­хи. Одно­вре­мен­но с этим кине­ма­то­граф в сим­во­ли­че­ской фор­ме моде­ли­ру­ет обра­зы буду­ще­го, при­чём задол­го до их воплощения. 

Слу­ша­те­ли лек­ции смо­гут ана­ли­зи­ро­вать, рас­шиф­ро­вы­вать фор­му и интер­пре­ти­ро­вать содер­жа­ние филь­мов на кон­цеп­ту­аль­но-худо­же­ствен­ном уровне, обсуж­дать спо­со­бы вли­я­ния кино на мас­со­вое сознание. 

Ниже мы пуб­ли­ку­ем рас­пи­са­ние цикла:

7 июля, 19:00 – «Кино — это запе­чат­лён­ное время». 

Фено­мен кино­ис­кус­ства как син­те­за искусств. Осо­бен­но­сти кино­язы­ка. Пси­хо­ло­гия вос­при­я­тия кино. Отоб­ра­же­ние кине­ма­то­гра­фом в сим­во­ли­че­ской, образ­ной фор­ме кар­ти­ны мира. 

21 июля, 19.00 – «Про­стран­ство и вре­мя в филь­мах Андрея Тар­ков­ско­го и Кри­сто­фе­ра Нолана».

Хро­но­топ — про­стран­ство и вре­мя в искус­стве кино: важ­ней­шая кате­го­рия, без кото­рой режис­сё­рам невоз­мож­но созда­вать «миры» сво­их филь­мов. Хро­но­топ поз­во­ля­ет вме­щать в пол­то­ра-два часа экран­но­го вре­ме­ни собы­тия веков и тыся­че­ле­тий. В кино­ис­кус­стве про­стран­ство-вре­мя может сжи­мать­ся и рас­тя­ги­вать­ся, пока­зы­вать не толь­ко про­шлое и насто­я­щее, но и буду­щее, транс­ли­ро­вать, наря­ду с види­мой, физи­че­ской реаль­но­стью так­же и духов­ную, метафизическую. 

4 авгу­ста, 19.00 – «Экра­ни­за­ция литературы».

Экра­ни­за­ция лите­ра­ту­ры — все­гда интер­пре­та­ция, при­чём мно­го­уров­не­вая, напо­до­бие вло­жен­ных друг в дру­га мат­рё­шек. Невоз­мож­но бук­валь­но пере­ло­жить лите­ра­тур­ный текст на язык кино, меха­ни­че­ски заме­стить про­зу дра­мой, заме­нить зву­козри­тель­ным кино­об­ра­зом (в испол­не­нии актё­ра) лите­ра­тур­ный мысле­об­раз героя, пред­став­ле­ние о кото­ром у писа­те­ля и каж­до­го чита­те­ля — свои. В ходе лек­ции участ­ни­ки обсу­дят, воз­мож­но ли сохра­нить автор­ские замы­сел и смыс­лы лите­ра­тур­но­го пер­во­ис­точ­ни­ка при экранизации.

18 авгу­ста, 19.00 – «Скры­тые смыс­лы, под­тек­сты в киноискусстве».

Кино ока­зы­ва­ет вли­я­ние на зри­те­лей через повест­во­ва­ние — нар­ра­тив. Но наи­бо­лее мощ­ное воз­дей­ствие про­ис­хо­дит через скры­тые, «зашиф­ро­ван­ные» автор­ские под­тек­сты, кото­рые оформ­ля­ют основ­ной смыс­ло­вой кон­текст вся­ко­го филь­ма — дис­курс. О скры­тых смыс­лах и их выра­же­нии пой­дёт речь на лекции. 

1 сен­тяб­ря, 19.00 – «Буду­щее миро­во­го кине­ма­то­гра­фа: зри­тель­ские ожидания».

Миро­вой кино­про­цесс замер в ожи­да­нии. Что будет доми­ни­ро­вать в кине­ма­то­гра­фе после пан­де­мии: радость бытия или апо­ка­лип­ти­че­ский дис­курс, новый тип героя или носталь­гия по про­шло­му, обра­ще­ние к худо­же­ствен­ной тра­ди­ции или пост­мо­дер­нист­ский кошмар? 

15 сен­тяб­ря, 19.00 – «Теле­се­ри­ал: гене­зис, цели, перспективы».

Совре­мен­ный теле­се­ри­ал как соци­о­куль­тур­ный фено­мен. Мани­пу­ля­тив­ные функ­ции сери­а­ла. Осо­бен­но­сти его экран­но­го дис­кур­са: язык, эсте­ти­ка, дра­ма­тур­гия, образ­ный строй. Отли­чие совре­мен­но­го рос­сий­ско­го теле­се­ри­а­ла от зару­беж­ных ана­ло­гов. Интер­нет-плат­фор­ма как транс­ля­тор сери­а­лов: новые — фор­мат, идео­ло­гия, свой­ства инстан­ции героя.

29 сен­тяб­ря, 19.00 – «Образ героя в совре­мен­ном рос­сий­ском кино».

Образ героя – все­гда типи­за­ция и оли­це­тво­ре­ние все­го ком­плек­са качеств наро­да. Это каса­ет­ся, как поло­жи­тель­но­го, так и отри­ца­тель­но­го типов героя. И, в этом смыс­ле, герой филь­ма – соби­ра­тель­ный образ-сим­вол, состо­я­щий из мно­же­ства пси­хо­ти­пов: соци­аль­ных, наци­о­наль­ных, рели­ги­оз­ных, пси­хо­ло­ги­че­ских, про­фес­си­о­наль­ных. Одно­вре­мен­но образ, харак­тер героя в искус­стве кино обла­да­ет набо­ром свойств, кото­рые соци­ум пола­га­ет в каче­стве иде­аль­но­го при­ме­ра, образ­ца для под­ра­жа­ния. Кто они, герои наше­го времени? 

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.