26 августа откроется ежегодная выставка московских театров ИТОГИ СЕЗОНА-57. Выставка ИТОГИ СЕЗОНА была создана в 1964 году при кабинете театрально-декорационного искусства ВТО — ныне СТД РФ — по инициативе художников Александра Лушина, Вадима Рындина, Бориса Кноблока и искусствоведа Милици Пожарской. И стала, пожалуй, единственной театральной выставкой-долгожителем в стране, а возможно, и в мире. Почему?.. Во-первых, в самой идее была заложена регулярность. Еще, вероятно, благодаря рабочей, не пафосной природе, скромно позиционирующей себя как «выставка-отчет», а не как «выставка достижений». Размещаясь в фойе бывшего Дома Актера на Тверской, ИТОГИ не требовали дорогостоящих затрат на дизайн, полиграфию, PR компанию – зритель и так приходил сюда, кто на творческие вечера, кто на закрытые кинопоказы, капустники, юбилеи.., получив перед этим качественную дозу сценографии. Зато вернисаж ИТОГОВ собирал многоликую толпу художников, искусствоведов, музейщиков, театральных технологов, актеров… С особой, тайной целью, сюда приходили и режиссеры. Сколько счастливых, длительных «брачных союзов» и скоротечных «пылких романов» между режиссером и художником произошли именно благодаря ИТОГАМ… По результатам выставки журнал «Театр» публиковал пару-тройку цветных вклеек с репродукциями театральных эскизов, макетов, к которым прилагалась подробнейшая статья-разбор. К тому же, регулярно выходили журналы «Декоративное искусство СССР», «Творчество», «Искусство», где публиковались материалы, посвященные проблемам сценографии, издавался ежегодник «Художники театра и кино», увидел свет двухтомник «Художник, сцена» и «Художник, сцена, экран». В эти далекие времена, казалось, именно здесь, в цеху художников театра, возникла какая-то свободная зона, куда все приходили подышать.
Шли годы, выставка аккуратно фиксировала каждый театральный сезон. И вдруг, в 1990-ом году — пожар Дома Актера на Тверской — пристанище ИТОГОВ. Драматизм ситуации не отменил выставки. Коллеги из Союза художников России по-братски предоставили зал на Кузнецком, 20. Потом начались скитания: от скромного районного выставочного зала на Таганке, до музея Декоративно-прикладного искусства, а позже – музея Современного искусства на Петровке, что, кстати, придало выставке иной статус. ИТОГИ посолиднели, на них впервые обратили внимание городские СМИ.
В 1998 году престижный, новый, «с иголочки» выставочный зал «Новый Манеж» любезно предоставил свои белоснежные залы общей площадью 1200 м2 художникам-скитальцам. Вначале все растерялись – чем заполнить такое чрезмерное пространство? Было принято решение – пусть это будут итоги ИТОГОВ за 5 лет. Специально для выставки около ста московских художников придумывали инсталляции, создавали арт объекты, приносили костюмы, куклы и даже фрагменты декораций… Экспозиция 1998 года обозначила новый виток в истории выставки: она зашла на территорию Города. И все последующие выставки в «Новом Манеже» казались солидными, а художники часто специально создавали выставочные эскизы, потому что экспонировать рабочий эскиз в этом «сливочном» пространстве считалось слишком прозаичным.
Сорокалетие ИТОГОВ отмечалось в самом сердце Москвы – на Манежной площади в Центральном выставочном зале «Манеж». Сороковые оказались роковыми… Печально знаменитый пожар Центрального «Манежа» поглотил ИТОГИ. Вся экспозиция оказалась погребенной в залах Бетанкура… «Мы до сих пор ходим по пеплу», — сказал кто-то из художников… «Что же дальше?» — повис вопрос. Однако, ровно через год, как и полагается, ИТОГИ, будто птица Феникс, вновь «восстали из пепла».
Почему же вспомнилась удивительная, местами грустная, история ИТОГОВ? Потому, что вернисаж 56-ой выставки, запланированный на День Театра – 27 марта 2020 года – все-таки не состоялся. Впервые… Пожары, экономические кризисы и последующие не всегда благоприятные обстоятельства не привели к тому, к чему привел «зловредный вирус». Он нанес крах отлаженному ходу жизни миллионов людей, поглумился над их планами, «строил гримасы»… Не обошел стороной и их культурную деятельность, потребность творить и делится сотворенным. Нынешняя выставка – справедливое восстановление ежегодной «повинности» московских художников театра – предъявлять итог-отчет того, что удалось создать за два театральных сезона «несмотря на» и «вопреки».
В эскизах, макетах, фотографиях перед зрителем предстанут знаковые спектакли сразу двух театральных сезонов: «Ромео и Джульетта» Владимира АРЕФЬЕВА и «Горе от ума» Станислава БЕНЕДИКТОВА в РАМТ, опера «Вольный стрелок» Ирины АКИМОВОЙ и Юрия УСТИНОВА в МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, «Преступление и наказание» Ларисы ЛОМАКИНОЙ в Санкт-Петербургском театре «Приют комедианта», «Пиноккио Лес» и «Пиноккио. Театр» Юрия ХАРИКОВА в Электротеатре Станиславский, «Папа» Николая СИМОНОВА в театре «Современник», «Слово о полку Игореве» Наны АБДРАШИТОВОЙ в театре на Малой Бронной и еще множество спектаклей более чем восьмидесяти московских авторов, осуществивших постановки не только в театрах столицы, но и других городов России и даже за рубежом. Особое место займут работы художников-лауреатов прошедшего фестиваля «Золотая Маска»: Анастасии НЕФЕДОВОЙ — эскизы и костюмы к спектаклю «Пиноккио. Театр», Степана ЛУКЬЯНОВА — макет и фотографии к спектаклю «Октавия. Трепанация» в Электротеатре Станиславский, а также инсталляция Алексея КОНДРАТЬЕВА к спектаклю «Приказ Короля» Екатеринбургского театра Урал Опера Балет.
Отдельный экспозиционный раздел будут посвящен памяти выдающегося художника Сергея Бархина, где будут представлены не сценографические работы, а иллюстрации к трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский». Атрибутированные как «Мизансцены и образы», они на самом деле изображают сцены из сочиненного им авторского спектакля. Эти работы Сергей Бархин планировал экспонировать на несостоявшейся в 2020 году выставке Итоги сезона 56.
Выставка завершит работу 12 сентября.