В столице открывается I Московский международный фестиваль архивных фильмов

0
860

I Московский международный фестиваль архивных фильмов в Москве является преемником фестиваля «Белые Столбы». С 1997 года его организует Госфильмофонд России для знакомства киноведов и синефилов с коллекцией одной из крупнейших в мире и главной в России синематеки. Фестиваль проходил в кинозалах Госфильмофонда в микрорайоне Белые Столбы города Домодедово Московской области. В 2021 году для популяризации истории кинематографа и возвращения широкому зрителю редких и утраченных фильмов фестиваль архивного кино впервые пройдет в Москве, получив новый статус и новую жизнь. Показы пройдут в кинотеатрах «Иллюзион», «Москино Космос», «Художественный», Центре документального кино (ЦДК) и Музее современного искусства «Гараж».

Кадры из фильма «Идиот»

Кадры из фильма «Драма в таборе»

Кадры из фильма «Русская свадьба XVI столетия»

Кадры из фильма «Смерть Иоанна Грозного»

Кадр и постер фильма «Вокальные параллели»

Кадры из фильма «Долгая счастливая жизнь»

Кадры из фильма «Вальтер Райш»

Кадры из фильма «Дерсу Узала»

Кадры из фильма «Повесть пламенных лет»

В программу фестиваля войдут ретроспективы, показы культовых отечественных и зарубежных фильмов и архивных находок — кинокартин, прошедших реставрацию, восстановление или считавшихся до недавнего времени утраченными. Главной площадкой фестиваля станет кинотеатр Госфильмофонда «Иллюзион», где будет показана основная программа — рубрики «Трудный возраст», «Реставрации и находки», «Персона», «Кино о кино», «Киностолица» и другие. В рамках «Реставраций и находок» покажут несколько выдающихся картин, над восстановлением которых работали специалисты Госфильмофонда и ведущие архивисты мира. Среди этих картин — «Юдифь и Олоферн» (1909), ранняя работа будущего постановщика знаменитого сериала «Фантомас» Луи Фейада столь любимого авангардистами 1920-х годов во Франции и Советском Союзе; и «Мой кузен» (1918) — единственная сохранившаяся игровая кинолента с легендарным тенором Энрико Карузо в главной роли. Среди работ наших соотечественников: оставшаяся незаконченной «Незнакомка» (1985) Динары Асановой — одной из самых ярких фигур «Ленфильма» и всего отечественного кино — и отреставрированный «Молох» (1999) признанного мастера Александра Сокурова. На экране также появится восстановленный в цифровом качестве фильм-эксперимент Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» (2005), сделанный по сценарию Ренаты Литвиновой и с ней же в главной роли. И наконец, зрители увидят «Долгую счастливую жизнь» (1967) — единственную режиссёрскую работу Геннадия Шпаликова, одного из самых знаменитых поэтов периода оттепели.

К 200-летию Достоевского в рубрике «Персона» покажут редкие и малоизвестные экранизации одного из главных российских писателей («Идиот», 1910, Петр Чардынин), а также фильмы легендарных мастеров — Акиры Куросавы, Робера Брессона, Анджея Жулавски, Лукино Висконти.

В кинотеатрах «Художественный» и «Москино Космос», лектории Музея современного искусства «Гараж» и Центре документального кино пройдут параллельные программы.

В старейшем московском кинотеатре «Художественном» на основе анализа кинопроката дореволюционной России и работы с коллекциями ранних фильмов из собраний Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и Госфильмофонда России реконструируют показ 1909 года — года открытия кинотеатра.

В «Москино Космос», единственном в Москве кинотеатре с оборудованием для широкоформатной плёнки, будут показаны архивные фильмы с 70-мм — первый широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет» (1961) Юлии Солнцевой, ставшей первой женщиной удостоенной приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале, и советско-японский картина Акиры Куросавы «Дерсу Узала» (1975), получившая «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Специально для Музея современного искусства «Гараж» была собрана кураторская программа к 90-летию французского режиссёра Алена Кавалье, многократного обладателя премии «Сезар» и призов жюри Каннского кинофестиваля. Он начал снимать в одно время с легендарными режиссерами французской «новой волны» — Годаром, Трюффо, Шабролем, — но всегда стоял в стороне от коллег по цеху и искал свой киноязык. Особенно яркий и уникальный стиль он разработал в 1990-х благодаря распространению видеокамер, которые позволили ему создавать обманчиво любительские (filmeur) дневниковые фильмы-эссе о сложных вопросах человеческого бытия.

В Центре документального кино (ЦДК) будет представлена ретроспектива великого документалиста Семёна Райтбурта. Программа подготовлена в сотрудничестве со ВГИКом и Российским государственным архивом кинофотодокументов (РГАКФД) к 100-летию со дня рождения режиссёра.

Рубрика «Столица» в этом году посвящена Вене и подготовлена в партнёрстве с Австрийским культурным форумом.

Большая часть показов пройдут с плёнки и будут сопровождаться обширной публичной программой: лекциями и дискуссиями с киноведами, реставраторами, режиссёрами и кураторами зарубежных архивов. Полная программа фестиваля будет объявлена в ближайшее время.

– Киносмотр, ставший преемником прославленного на всю страну международного архивного фестиваля «Белые столбы», получил в этом году новую жизнь, что особенно важно в условиях плодотворного межкультурного диалога. В рамках насыщенной программы зрители фестиваля получат возможность познакомиться с шедеврами из коллекции Госфильмофонда России и других российских и иностранных киноархивов. Сохранившиеся работы представляют собой настоящий историко-культурный феномен и будут высоко оценены зрителями. Уверена, у фестиваля есть все шансы стать событием мирового масштаба, – рассказывает министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.

– Я, в качестве генерального директора Госфильмофонда, начинал этот фестиваль, а теперь, в качестве почетного президента, рад приветствовать его в Москве. Это смелый, особенно в современных реалиях, шаг. Но, тем не менее, шаг неизбежный. Я счастлив, что архивное кино всё чаще и чаще покидает стены фондохранилищ, что ведущие синематеки, архивы и дистрибьютеры занимаются реставрацией легендарных фильмов, находят, восстанавливают, казалось бы, утраченные ленты, и возвращают их зрителю. Я надеюсь, что со временем эта архивная лихорадка будет охватывать всю Москву, всю страну. И не только раз в год. Эти картины — прекрасная школа, безграничное вдохновение и невероятное эстетическое впечатление и душевное потрясение. Я завидую тем, кто впервые приобщится к показам Фестиваля архивных фильмов, и желаю родному и любимому Госфильмофонду аншлагов и новых искрометных идей для новых фестивалей! – говорит президент I Московского международного фестиваля архивных фильмов, ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова, доктор искусствоведения Владимир Малышев

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Предыдущая статьяГалерея Surface Lab Art приглашает посетить выставку Константина Фёдорова «Salty Wind»
Следующая статьяКонцерт Classicaplus «Сны Миядзаки» пройдёт на сцене Московского Международного Дома Музыки

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя