I Московский международный фестиваль архивных фильмов в Москве является преемником фестиваля «Белые Столбы». С 1997 года его организует Госфильмофонд России для знакомства киноведов и синефилов с коллекцией одной из крупнейших в мире и главной в России синематеки. Фестиваль проходил в кинозалах Госфильмофонда в микрорайоне Белые Столбы города Домодедово Московской области. В 2021 году для популяризации истории кинематографа и возвращения широкому зрителю редких и утраченных фильмов фестиваль архивного кино впервые пройдет в Москве, получив новый статус и новую жизнь. Показы пройдут в кинотеатрах «Иллюзион», «Москино Космос», «Художественный», Центре документального кино (ЦДК) и Музее современного искусства «Гараж».
Кадры из фильма «Идиот»
Кадры из фильма «Драма в таборе»
Кадры из фильма «Русская свадьба XVI столетия»
Кадры из фильма «Смерть Иоанна Грозного»
Кадр и постер фильма «Вокальные параллели»
Кадры из фильма «Долгая счастливая жизнь»
Кадры из фильма «Вальтер Райш»
Кадры из фильма «Дерсу Узала»
Кадры из фильма «Повесть пламенных лет»
В программу фестиваля войдут ретроспективы, показы культовых отечественных и зарубежных фильмов и архивных находок — кинокартин, прошедших реставрацию, восстановление или считавшихся до недавнего времени утраченными. Главной площадкой фестиваля станет кинотеатр Госфильмофонда «Иллюзион», где будет показана основная программа — рубрики «Трудный возраст», «Реставрации и находки», «Персона», «Кино о кино», «Киностолица» и другие. В рамках «Реставраций и находок» покажут несколько выдающихся картин, над восстановлением которых работали специалисты Госфильмофонда и ведущие архивисты мира. Среди этих картин — «Юдифь и Олоферн» (1909), ранняя работа будущего постановщика знаменитого сериала «Фантомас» Луи Фейада столь любимого авангардистами 1920-х годов во Франции и Советском Союзе; и «Мой кузен» (1918) — единственная сохранившаяся игровая кинолента с легендарным тенором Энрико Карузо в главной роли. Среди работ наших соотечественников: оставшаяся незаконченной «Незнакомка» (1985) Динары Асановой — одной из самых ярких фигур «Ленфильма» и всего отечественного кино — и отреставрированный «Молох» (1999) признанного мастера Александра Сокурова. На экране также появится восстановленный в цифровом качестве фильм-эксперимент Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» (2005), сделанный по сценарию Ренаты Литвиновой и с ней же в главной роли. И наконец, зрители увидят «Долгую счастливую жизнь» (1967) — единственную режиссёрскую работу Геннадия Шпаликова, одного из самых знаменитых поэтов периода оттепели.
К 200-летию Достоевского в рубрике «Персона» покажут редкие и малоизвестные экранизации одного из главных российских писателей («Идиот», 1910, Петр Чардынин), а также фильмы легендарных мастеров — Акиры Куросавы, Робера Брессона, Анджея Жулавски, Лукино Висконти.
В кинотеатрах «Художественный» и «Москино Космос», лектории Музея современного искусства «Гараж» и Центре документального кино пройдут параллельные программы.
В старейшем московском кинотеатре «Художественном» на основе анализа кинопроката дореволюционной России и работы с коллекциями ранних фильмов из собраний Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и Госфильмофонда России реконструируют показ 1909 года — года открытия кинотеатра.
В «Москино Космос», единственном в Москве кинотеатре с оборудованием для широкоформатной плёнки, будут показаны архивные фильмы с 70-мм — первый широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет» (1961) Юлии Солнцевой, ставшей первой женщиной удостоенной приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале, и советско-японский картина Акиры Куросавы «Дерсу Узала» (1975), получившая «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Специально для Музея современного искусства «Гараж» была собрана кураторская программа к 90-летию французского режиссёра Алена Кавалье, многократного обладателя премии «Сезар» и призов жюри Каннского кинофестиваля. Он начал снимать в одно время с легендарными режиссерами французской «новой волны» — Годаром, Трюффо, Шабролем, — но всегда стоял в стороне от коллег по цеху и искал свой киноязык. Особенно яркий и уникальный стиль он разработал в 1990-х благодаря распространению видеокамер, которые позволили ему создавать обманчиво любительские (filmeur) дневниковые фильмы-эссе о сложных вопросах человеческого бытия.
В Центре документального кино (ЦДК) будет представлена ретроспектива великого документалиста Семёна Райтбурта. Программа подготовлена в сотрудничестве со ВГИКом и Российским государственным архивом кинофотодокументов (РГАКФД) к 100-летию со дня рождения режиссёра.
Рубрика «Столица» в этом году посвящена Вене и подготовлена в партнёрстве с Австрийским культурным форумом.
Большая часть показов пройдут с плёнки и будут сопровождаться обширной публичной программой: лекциями и дискуссиями с киноведами, реставраторами, режиссёрами и кураторами зарубежных архивов. Полная программа фестиваля будет объявлена в ближайшее время.
– Киносмотр, ставший преемником прославленного на всю страну международного архивного фестиваля «Белые столбы», получил в этом году новую жизнь, что особенно важно в условиях плодотворного межкультурного диалога. В рамках насыщенной программы зрители фестиваля получат возможность познакомиться с шедеврами из коллекции Госфильмофонда России и других российских и иностранных киноархивов. Сохранившиеся работы представляют собой настоящий историко-культурный феномен и будут высоко оценены зрителями. Уверена, у фестиваля есть все шансы стать событием мирового масштаба, – рассказывает министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.
– Я, в качестве генерального директора Госфильмофонда, начинал этот фестиваль, а теперь, в качестве почетного президента, рад приветствовать его в Москве. Это смелый, особенно в современных реалиях, шаг. Но, тем не менее, шаг неизбежный. Я счастлив, что архивное кино всё чаще и чаще покидает стены фондохранилищ, что ведущие синематеки, архивы и дистрибьютеры занимаются реставрацией легендарных фильмов, находят, восстанавливают, казалось бы, утраченные ленты, и возвращают их зрителю. Я надеюсь, что со временем эта архивная лихорадка будет охватывать всю Москву, всю страну. И не только раз в год. Эти картины — прекрасная школа, безграничное вдохновение и невероятное эстетическое впечатление и душевное потрясение. Я завидую тем, кто впервые приобщится к показам Фестиваля архивных фильмов, и желаю родному и любимому Госфильмофонду аншлагов и новых искрометных идей для новых фестивалей! – говорит президент I Московского международного фестиваля архивных фильмов, ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова, доктор искусствоведения Владимир Малышев