21 июня 2021 года Новой Третьяковской Галерее на Крымском Валу открывается выставка работ художника Александра Беридзе «Ментальный Фигуратив».
Александр родился в Ленинграде, школу заканчивал в Тбилиси и в возрасте 24 лет в 2000 г уехал жить и работать во Францию. Александр рисует работы большими сериями, из которых сегодня критики выделяют 4 основных серии. Александр не даёт названия картинам, а только сериям.
Организаторы выставки обращают внимание на его последней серии работ, названной «Reflection» – Размышление. Через полтора-два года после публикации первой его работы в социальных сетях с ним связалась большая группа Французских ученных (философы, менталисты, нейробиологи и психологи), которые более 20 лет ведут исследовательские работы с нашим сознанием и подсознанием, представляя себе Мыслительный процесс. Увидев работы Александра, ученные пришли к единодушному согласию, что Александр первый художник, который визуализировал и нарисовал мыслительный процесс, как таковой. С тех пор, с 2017 года, Александр работает на стыке Искусства и Науки. Ученые назвали это направление в Искусстве не Абстракцией, а Ментальным Фигуративом. Первым результатом сотрудничества с французскими ученными стала книга «Открытие нашей Мыслительной жизни», которая полностью написана на основе 60 картин Александра и была представлена на известном Парижском книжном салоне. весной 2018 г.
В 2019 г Александр приехал в Москву и встретился с Российскими ученными, которые также поддержали концепцию французских коллег.
Живопись Александра Беридзе – удивительная попытка непосредственно, без использования привычных зрителю образов, знаков и символов, воплотить на холсте внутренний мир человека, текучий, переменчивый и неповторимый, но вместе с тем всегда обладающий определенной направленностью, устремленностью. Французские исследователи обозначили стиль Александра Беридзе как «ментальный фигуратив» – наглядное запечатление человеческого сознания во всем богатстве и многообразии постоянно перетекающих друг в друга форм и линий. Наше мышление никогда не стоит на месте, это развернутый во времени процесс, и полотна Александра Беридзе как нельзя лучше схватывают эту его особенность.
Психологи не первое столетие спорят о том, носит ли наше мышление образный характер или представляет собой «чистую мысль», например, осознание отношения между образами или правила решения поставленной задачи, и художник дает свой неожиданный ответ на этот вопрос. Примечательно название серии его картин Reflexion: среди значений этого слова – и отражения, и размышления, и собственно рефлексия – по определению британского философа восемнадцатого столетия Джона Локка, «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Это попытка художник взглянуть не на мир вокруг него, а на то, что происходит в его собственном сознании, «остановить мгновение» и вместе с тем поймать волну, наметить вектор, направление, в котором устремляется «поток сознания», как обозначил его знаменитый психолог Уильям Джеймс. Мысль не может течь во всех направлениях сразу, и эту ее особенность тоже схватывает Александр Беридзе, как бы направляя, фокусируя внимание зрителя линиями и формами.
Мне представляется, что эти холсты – непосредственный интерфейс между сознанием художника и сознанием зрителя. Здесь нет нужды интерпретировать, линии и формы призваны именно наглядно показать, как протекает наш мыслительный процесс, а не описать, что чувствует и о чем думает художник. И именно в этом особая ценность его работ.
Мария ФАЛИКМАН, доктор психологических наук, зав. кафедрой Психологии в Высшей школе Экономики