Выставка Рами Меира в Музее Востока показывает «культуру мудрости» горских евреев

511

С 12 августа 2020 года в Государственном музее Востока открыта выставка израильского художника Рами Меира «История одного народа – для всего мира». Это первая персональная выставка художника, посвященная истории и культуре горских евреев. Она доступна для посетителей до 6 сентября.

Рами Меир. В горах Кавказа. 2016 год. Холст, масло (вверху)

Рами Меир. Проводы горских евреев в Царскую армию. Ансамбль Кубы. 2010 год. Холст, масло (внизу)

Рами Меир. Горы Кавказа. 2018 год. Холст, масло

Рами Меир. Моя гордость. 2017 год. Холст, масло

Рами Меир. Горские евреи-земледельцы. 2013 год. Холст, масло

Рами Меир. Горско-еврейский Раввин. 2017 год. Холст, масло

Рами Меир. Горская еврейка и младенец. 2015 год. Холст, масло

Рами Меир. Горские евреи на Кавказе. 2017 год. Холст, масло

Рами Меир. Горская еврейка, г. Куба. 2016 год. Холст, масло

Рами Меир. Князь. 2018 год. Холст, масло

Рами Меир. Кавказский торговец тканями. 2015 год. Холст, масло

Рами Меир. Кавказский раввин. 2016 год. Холст, масло

Рами Меир. Горец. 2016 год. Холст, масло

В рамках экспозиции в музее – ключевой площадке в России, где собраны памятники искусства и художественной культуры народов Востока, включая Кавказ, представлена 31 работа художника Меира. Это живописные картины, отражающие быт, обычаи, ремесла и народный костюм горских евреев, а также чеканки с ювелирной обработкой и деревянные скульптуры. В числе картин есть те, в которых мастер применил свою авторскую технику 3D-мазка, привнесенную им в живопись из чеканки.

«Серия картин художника «Горские евреи» в очередной раз поднимает вопрос о роли и месте культуры и истории малых локальных групп в большом мире искусства. Это тема ценности культуры и истории небольших народов для мировой культуры. И эту тему в своем творчестве поднимали многие великие художники», – говорит куратор выставки Наталия Иванова. По ее словам, главная ценность культуры горских евреев – это культура мудрости.

Выставка показывает непростую историческую судьбу горских евреев, часто непростой и трудный быт. Это был гонимый народ, который нашел мирный дом на Кавказе, но был вынужден для безопасности селиться высоко в горах. Там люди трудились, возделывали скалистую почву, из ничего воссоздавали ремесла. А подвалы своих жилищ часто выдалбливали прям в горах с двумя-тремя подвальными помещениями, чтобы в случае нападения защитить своих детей и женщин. При этом люди смиренно и благодарно принимали свою непростую судьбу, необходимость трудиться и создавать свой мир. Что сегодня дало возможность таким представителям горских евреев как Рами Меир рассказать в Государственном музее Востока об этом жизненном пути своего народа.

«Это удивительный народ, в котором в равной степени соединены еврейская мудрость и жизненные подходы, кавказский темперамент и принципы. Информацию для серии картин «горские евреи» художник собирал буквально по крупицам. Стремился воссоздать средствами живописи достоверную историю своего народа, изучал старинные открытки, семейные фотографии, исторические документы, книги, дореволюционные газеты. Это он сделал как для своего народа, так и для всего мира», – говорит Наталия Иванова.

«Картины самобытного израильского художника Рами Меира вводят нас в мир столетней давности. Выставка отражает жизнь горских евреев: это свадьбы, это проводы на службу в российскую армию, это замечательные жанровые сюжеты, портреты умудренных жизнью старцев. Слово мудрость – любимое понятие художника. Он очень часто его употребляет, и его работы проникнуты мудростью», – поделилась впечатлениями о выставке Татьяна Метакса, советник генерального директора Государственного музея Востока.

О том, почему для художника было так важно представить серию картин, посвященную своему народу в государственном музее в Москве, Анастасия Живцова поинтересовалась у Рами Меира накануне:

– В чем главная особенность культуры горских евреев?

– Культура горских евреев – это, в первую очередь, культура мудрости. Жизненный опыт целых поколений, проживших непростую судьбу. Он накапливался и передавался детям. Горские евреи за всю историю никогда не винили обстоятельства, а всегда жили с благодарностью, много трудились, сохраняли свою веру, обычаи, язык, ремесла. Это сильный и умный народ, у него есть чему поучиться. Моя цель – собрать и сохранить историю для своих потомков и всего мира. Я считаю, что человек, который не знает своей истории, не знает самого себя. Но я преклоняюсь перед людьми, кто свою культуру и историю не только знают, но и помогают ее возрождать.

– А что еще ценно в культуре горских евреев?

– Это культура трудолюбия. В нашем народе испокон веков было очень много талантливых ремесленников: ювелиров, ковроткачей. Ювелиры создавали не только женские украшения, но и религиозную утварь. Чеканщики создавали из драгоценных металлов свитки для торы. Наши мастера работали и с оружием. Например, рукоятку кинжала делали из чистого серебра и затем предавали его чеканной ювелирной обработке. Народы Востока испокон веков славятся своими орнаментами. Их мы видим в том числе в произведениях ковроткачества горских евреев. Вообще, предметы восточного быта издревле в России считались диковинными, красивыми, оригинальными, ценными и дорогими.

– Поделитесь примером мудрости горско-еврейского народа.

С детства нас учат, что во время молитвы, когда ты хочешь попросить что-то для себя, сначала нужно попросить для всех, и только затем для себя. Ты должен просить сделать счастливыми всех, и себя в их числе. Нас учат: чтобы тебе было хорошо, хорошо должно быть всем. Не только тебе в твоей семье, но и соседскому мальчику. Иначе тебе не будет хорошо.

– Вы горский еврей. Почему тогда вы – израильский художник?

– Я – израильтянин. Я родился в Баку, затем уже со своей семьей эмигрировал в Израиль. Моя внучка Ромили – израильтянка, с ней я разговариваю на иврите. Современный Израиль объединяет евреев со всего мира: из Марокко, Ирана, Ирака, Англии, Франции, Америки, России, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Прибалтики и других стран мира. Можно весь мир перечислить. Родными я считаю три государства: Израиль, Россию и Азербайджан. Они одинаково мне дороги. Израиль – родина моих предков, о которой я мечтал с детства и куда в итоге переехал. Азербайджан – родина моего детства, и здесь до сих пор живут многие мои друзья. Россия – родина моей молодости и настоящего, здесь я учился, служил в армии, здесь провожу много времени сегодня и здесь работаю.

– Ваша выставка, посвященная горским евреям, совпадает с двумя очень важными событиями: Днем Рождения города Москвы (5 августа) и Еврейским новым годом (16 сентября). Это совпадение?

– Это уважение. Когда в нашем народе отмечают новый год или празднуют день рождения, всегда макают кусочек яблока в мед со словами: «Чтобы этот год был таким же сладким, как и это яблоко в мёде». И я с этими прекрасными пожеланиями поздравляю Москву с днём рождения! Это великий город, который не раз восстанавливался и восхищал своим возрождением и русский народ, и те, что близки к России, и весь мир! С предстоящим новым годом я поздравляю и весь еврейский народ! Желаю сладкого нового года! И очень горжусь горскими евреями.

Анастасия ЖИВЦОВА,
Фото – Алексей ПОТОПАХИН

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.