Выставка «Тренды коллекционирования в России» пройдёт в рамках 45 Российского антикварного салона в Москве

943

Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров – это профессиональная организация, существующая с 2004 года. Она объединяет крупнейшие и наиболее компетентные художественные галереи, работающие не только в Москве, но и в других городах России. В составе МККААД есть также и зарубежные участники из Великобритании, Сербии и Польши, специализирующиеся на русском искусстве. 15 лет с точки зрения мирового арт-рынка – немного. Тем важнее деятельность конфедерации, которая занимается популяризацией русского искусства не только в России, но и в мире.

Основным результатом работы галерей – участниц конфедерации становится изучение и сохранение исторического материала, активное содействие в формировании частных и музейных собраний, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью национального и мирового художественного процесса.

Большинство членов МККААД создают собственные собрания. Предметы из них часто можно увидеть на резонансных выставках в крупнейших российских и зарубежных музеях.

Выставка «Тренды коллекционирования в России» представит более 50 выдающихся произведений из частных собраний коллекционеров-антикваров – членов конфедерации. В экспозицию войдет широкий спектр произведений, отражающий основные направления в сегодняшнем коллекционировании: русская живопись и графика XVIII–XIX веков, работы русского авангарда и искусство второй половины ХХ века (соцреализм, нонконформизм), западноевропейская живопись XVI–XX веков, иконопись, театрально-декорационное искусство начала XX века, декоративно-прикладное искусство, в частности антикварная мебель, кабинетная бронза и русский фарфор, в том числе агитационный, редкие книги, антикварное оружие и милитаристика.

В экспозиции будет живопись известных мастеров: И.К. Айвазовского, А.К. Саврасова, Б.П. Виллевальде, Ф.А. Рубо, В.Д. Поленова, И.Е. Репина. К.И. Горбатова, В.М. Васнецова, Б.М. Кустодиева, К.А. Коровина, Н.К. Рериха, И.И. Машкова, Р.Р. Фалька, Р.А. Родченко, А.А. Дейнеки, А.Т. Зверева, Георга Опица, Яна Порселиса, Мельхиора де Хондекутера, Альбера Марке и других.

В 2019 году Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров отмечает свое 15-летие. К юбилею, в рамках 45-го Российского антикварного салона, с 27 ноября и по 1 декабря 2019 года пройдет выставка «Тренды коллекционирования в России».

Избранные произведения, которые можно будет увидеть на выставке «Тренды коллекционирования в России»:

Иван Константинович Айвазовский. «Закат на море с отдыхающими». 1869 год

Произведения И.К. Айвазовского 1850–1860-х годов отличает яркая цветовая гамма. На картине «с отдыхающими» с тонким мастерством написано сияющее небо с тающими в горизонте клубящимися облаками и с пламенеющим золотом в предзакатный час летнего вечера. Айвазовский создает впечатление щедрого богатства природы и неги от ясного заката.

Исследователи относят это полотно к разряду одних из лучших и подтверждают его особую ценность для частных и музейных собраний. Представленная работа экспонировалась на выставке «И.К. Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее в 2016 году и была опубликована в каталоге выставки.

Георг-Эммануэль Опиц. «Макарьевская ярмарка под Нижним Новгородом». Первая четверть XIX века.

Многофигурное полотно, имеет не только художественную, но и историческую ценность, поскольку на ней запечатлена самая знаменитая в России начала XIX века ярмарка.

Известно, что документальных подтверждений, бывал ли Опиц в России, нет, однако есть большое число рисунков со сценами, которые можно было увидеть, только путешествуя по стране. Представленная на выставке картина полна такими деталями, которые свидетельствуют о том, что художник имел возможность наблюдать Макарьевскую ярмарку в жизни. Необычно еще одно обстоятельство: это не просто жанровая сцена, по мнению исследователей, работа написана по заказу. Художник изобразил заказчика в центре композиции на втором плане, в генеральском свитском двубортном мундире образца 1812–1817 годов, в окружении сопровождающих его лиц и участников ярмарки. Именно тип мундира позволил предположить, что картина написана в те же годы.

В.Е. Маковский. «Спаситель». 1890 год

Лик Христа, оправленный в деревянную раму с изображением символов евангелистов, был создан художником для храма Христа Спасителя в селе Борки по заказу семьи императора Александра III. 17 октября 1888 года на железнодорожном участке Тарановка – Борки потерпел крушение императорский поезд. Было много погибших, но Александр III и его семья не пострадали. В благодарность Господу за чудесное избавление от смертельной опасности императором было решено воздвигнуть на месте катастрофы храм Христа Спасителя и часовню Нерукотворного Спаса. Проект храма разработал архитектор Роберт Марфельд, а художественное оформление – Владимир Маковский. Уникальная рама «Спасителя», сохранившаяся до наших дней, была выполнена на Императорской мебельной фабрике Шмидта в Москве.

Также на выставке будут уникальные иконы – Тринити, или Трехликие Троицы, фламандской и русской школ. Таким необычным образом художники пытались изобразить триединство Бога. Тринити появились в европейском искусстве в XII–XIII веках и просуществовали до раннего Нового времени, пока не попали под запрет богословов, которые увидели в этих образах подобие язычества и подвергли их уничтожению. В православной традиции такие иконы просуществовали еще несколько столетий, пока 21 мая 1722 года не вышел указ Синода о запрете икон, «противныя естеству, истории и самой истине».

Представленные на выставке иконы уникальны. Трехликий Бог фламандской школы конца XV века является единственным произведением такого рода, написанным маслом на дереве в Средневековье. Русская икона конца XVIII века – одно из немногих уцелевших свидетельств существования иконографии смесоипостасной Троицы в Российской империи.

Константин Горбатов. «На реке великой». Псков». 1911 год

1900–1910-е годы – время становления Горбатова как живописца, время, когда определяется тематика его пейзажей с панорамными видами и узкими улочками старых русских городов, со старинными ладьями на речных просторах. Масштабное полотно, представленное в данной экспозиции, было создано художником в 1911 году для годичной Отчетной конкурсной выставки в Императорской Академии художеств, на которой молодой живописец представил двадцать две картины. После этой выставки Горбатов получил звание художника. И в том же году на международной выставке в Мюнхене русский живописец получил золотую медаль.

Сергей Виноградов. «Пишет». 1910 год

На картине изображена Софья Мамонтова – дочь Всеволода Саввича Мамонтова, владельца имения Головинка в Тульской губернии, где в течение нескольких лет художник писал интерьеры усадьбы, а также с удовольствием писал хозяйку дома и ее дочерей Соню и Катю.

Александр Родченко. «Жонглер». 1935 год

Картина происходит из семьи художника. В 1988 году она была продана на единственном аукционе Sotheby’s в Москве. Тема цирка не раз появляется в творчестве Родченко. Впервые он обращается к ней в конце 1920-х, но серьезно не разрабатывает. В середине 1930-х годов советская власть объявляет главным стилем соцреализм, а представителей авангарда начинают преследовать. Тоталитарное государство почти не оставляло свободного пространства для творческого самовыражения. Тема цирка становится своеобразной отдушиной для Александра Родченко. С 1935 по 1948 год художник создал серию серию работ, посвященную циркачам: акробатам, жонглерам, борцам, клоунам – героям, оставившим яркие впечатления от его детства. Цирк Родченко разнообразен. Где-то это фантастика, где-то гротеск, где-то мягкий юмор. Авангард и романтика соединились в произведениях данного цикла. Кстати, «Жонглер» экспонировался в 2014 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке «В гостях у Родченко и Степановой» в разделе «Цирк Родченко».

Картоньер-этажерка из Аничкова дворца, середина 1860-х годов

Картоньер из Голубого кабинета Аничкова дворца представляет собой утонченную стилизацию под XVIII век, выполненную с высочайшим профессионализмом. Сохранились старинные фотографии интерьеров дворца, на которых этот предмет мебели есть среди обстановки кабинета-гостиной. Поскольку все оформление комнаты носило эклектический характер, ориентированный на стили Людовиков XV и XVI, картоньер был задуман в манере французских мастеров конца XVIII века. Однако вещь была изготовлена не за границей, а в мастерской, которую возглавил в 1860-е годы Фридрих Мельцер. Его имя упоминается, в частности, среди мастеров, награжденных за отделку покоев для великого князя Александра Александровича и его жены, избравших после свадьбы Аничков дворец своей резиденцией. В 1881 году Мельцер стал основателем одного из самых крупных мебельных предприятий в России, получил звание поставщика Двора Его Императорского Величества, а его сыновья с успехом продолжали дело отца.

Мебель фабрики Мельцера украсила почти все императорские резиденции 1880-х – 1910-х годов, ее продукцию охотно покупали аристократы, банкиры, купцы, творческая элита, то есть практически все состоятельные жители России.

Выставка МККААД на 45-м Российском антикварном салоне – это специальный проект, призванный показать развитие российского собирательства за последние 30 лет.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.