С 19 по 24 июня 2021 годав «Иллюзионе» покажут специальную программу «Звук в кино. Начало: 1931–1935». В первой половине 1930-х, с приходом звука в кино и преодолением кризиса (художественного и экономического) рубежа десятилетий, у кинематографистов открылось второе дыхание — ветераны кино (Яков Протазанов, Амо Бек-Назаров) и еще только начинающие свой путь Николай Экк, Маргарита Барская, Александр Мачерет, Иосиф Хейфиц и Александр Зархи стали устанавливать новые стандарты в операторской работе и экспериментировать со звучащей речью, шумами и музыкой (среди композиторов, которые определили пути развития киномузыки были Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Гавриил Попов).
Звучащее слово вплотную приблизило героя к зрителю. Идеал авангарда — «Эксперимент, понятный миллионам» — стал осуществляться воочию. Спустя десятилетия Григорий Козинцев, снявший в 1934 году одну из лучших своих картин «Юность Максима», назовет этот период «второй утопией» (первая — послереволюционное десятилетие). Но продлился этот период совсем недолго. С 1936 года под знаком «борьбы с формализмом» эпоха эксперимента приходит к завершению.
В программу вошли первые советские звуковые фильмы, которые так или иначе решали самые насущные эстетические проблемы первых лет звукового кино. Автор программы — историк кино, главный искусствовед Госфильмофонда России Евгений Марголит. Фильмы «Моя родина», 19 июня в 14:45, и «Последняя ночь», 24 июня в 19:30, представит Евгений Марголит. Все показы пройдут с 35-мм плёнки из архива Госфильмофонда.