27 октября 2021 года в историческом зале ожидания Казанского вокзала «Комфорт» откроется выставка «Игра в города», посвященная сорокалетнему юбилею спектакля «Юнона и Авось». В центре выставки — инсталляция художницы и сценографа Ирины Кориной, представляющая собой проект музея «Юноны и Авось».
А. Рыбников, М. Захаров, А. Вознесенский, Н. Караченцов на премьере спектакля «Юнона и Авось», 1981 год
О чем проект «Игра в города»?
В основе экспозиции поп-ап-музея — история создания спектакля, рассказанная через эпизоды из жизни шести авторов: поэта Андрея Вознесенского, композитора Алексея Рыбникова, режиссера Марка Захарова, художника Олега Шейнциса, балетмейстера Владимира Васильева и актера Николая Караченцова. Единое повествование в инсталляции художницы Ирины Кориной под кураторством Вячеслава Шмырова рассказывает о том, как «Юнона и Авось» стала легендарной постановкой с международной славой, и помещает ее в культурный контекст эпохи застоя.
Для Центра Вознесенского обращение к знаменитой рок-опере не только дань уважения постановке «Ленкома» и поэме Андрея Вознесенского, но и попытка рассказать о «Юноне и Авось» как о произведении, преодолевшем границы искусств, жанров, государств, идеологий. Выставка «Игра в города» рассказывает о том, благодаря чему «Юнона и Авось» смогла объединить разных людей и разные континенты. Место проведения — зал ожидания Казанского вокзала, построенный архитектором Алексеем Щусевым в начале ХХ века, выступает здесь метафорой пересечения творческих замыслов и судеб.
Как «Юнона и Авось» связана с географией?
В основе сюжета спектакля — история любви русского графа Резанова и испанской девушки Кончиты, дочери губернатора основанного испанцами на американском континенте города Сан-Франциско, — феерическая цепочка географических названий и исторических событий, неоднократно оплетающая нашу планету.
Так и уникальная судьба спектакля начинается в 1971 году, когда Андрей Вознесенский, находясь в Канаде, знакомится с историей любви Резанова и Кончиты и пишет об этом поэму «Авось». Она и становится отправной точкой одной из самых красивых легенд о любви, выраженной сначала в рок-опере Алексея Рыбникова, а потом в спектакле театра «Ленком». Здесь образуется новая «игра в города»: от премьеры «Юноны и Авось» в Москве в застойном 1981 году через триумфальные гастроли в Париже в 1983 году, сделавшие спектакль достоянием мира, до нью-йоркских гастролей театра «Ленком» на закате горбачевской эпохи в 1990.
Авторы и организаторы о выставке
Ирина Корина, художник проекта:
– Мы создаем проект музея «Юноны и Авось»: меняем местонахождение спектакля, его смысловое положение, рассматриваем этот проект как часть истории страны. Вспоминаем контекст возникновения, конец 70-х и 80-е и думаем о нем как о наследии, как о части музейной коллекции. Сама форма экспонирования на выставке «Игра в города» носит макетно-декорационный характер. Этот музей пока представляет из себя модель, эскиз.
Вячеслав Шмыров, куратор выставки:
– История создания «Юноны и Авось» — поэмы, пластинки, спектакля — история о преодолении «железного занавеса». Феномен за закрытыми дверьми. Спектакль мечты, который парадоксально питали православные песнопения и русский рок, стихотворные и сценографические эксперименты и игра на полной отдаче сил национальной актерской школы… Этому музыкальному и театральному феномену в этом году сорок лет, а это почти две тысячи представлений не только на сцене родного театра «Ленком», но и во многих частях света, в том числе триумфальные гастроли в Париже и Нью-Йорке… Этому событию и посвящена выставка уникальных артефактов и уникальных человеческих историй поэта Вознесенского, композитора Рыбникова, режиссера Захарова, художника Шейнциса, хореографа Васильева и актера Караченцова.
Ольга Варцева, директор Центра Вознесенского:
– Спектакль «Юнона и Авось», основанный на поэме Андрея Вознесенского, все еще проходит в «Ленкоме» с аншлагами — феноменальный успех для театральной постановки. История спектакля задействует практически весь мир, разные континенты и города. Отсюда и выбор площадки — тема дороги, маршрутов и перемещений проходит красной нитью через всю экспозицию, отправляя посетителя в путешествие от Красноярска до Нью-Йорка.
Фото А. Стернин. 1981-1983. Архив театра «Ленком»
В рамках выставки пройдет сопроводительная перформативная и образовательная программа, которая в ближайшее время будет анонсирована на сайте Центра и в соцсетях. Среди готовящихся событий — перформансы, концерты, кураторские экскурсии, мастер-классы, лекции о «Юноне и Авось» и кинопоказы.
Для справки:
Ирина Корина — художник, окончила РАТИ-ГИТИС (2000) по специальности «сценограф». В качестве сценографа сотрудничала со многими театрами Москвы и России, с начала 2000-х работает в кино. В 2017 ее инсталляция была представлена в основном проекте 57-й Венецианской биеннале. Ее персональные выставки прошли в фонде GRAD в Лондоне, Бруклинской академии музыки в Нью-Йорке, Московском музее современного искусства, на фестивале Steirischer Herbst в Граце, Австрия. Лауреат профессиональной премии в области современного искусства «Соратник» (2006, 2009, 2012) и Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» (2008, 2015). Художник года (2021, Cosmoscow). Работает над своими проектами вместе с архитектором Ильей Вознесенским.
Вячеслав Шмыров — куратор, кинокритик, организатор кинофестивалей, учредитель и главный редактор журнала «Кинопроцесс». Организатор фестивалей отечественного кино, с 2003 года — художественный руководитель и генеральный продюсер фестиваля «Московская премьера». С 2019 года — организатор Международной школы молодых кинематографистов стран СНГ «Содружество» в Батуми. С 2017 года преподает историю мирового кино в Российском институте театрального искусства (ГИТИС). Куратор выставок «Тарковский. Space» (2012) и «Параджанов. Цвет гранат» (2014) в Галерее на Солянке, ряда проектов, посвященных Андрею Тарковскому, сделанных в содружестве с Музеем AZ (Музеем Анатолия Зверева).
* * *
Где? Москва, Комсомольская пл., 2. Казанский вокзал, 1 этаж, зал № 3. Зал ожидания «Комфорт».