700 лет органной музыки или променад по истории европейской органной культуры

0
549

20 июня 2021 года в рамках фестиваля «Лето в соборе» в Кафедральном соборе святых Петра и Павла пройдет органный концерт. Испанский органист Даниэль Сальвадор пригласит гостей вечера в захватывающее путешествие, где всего за полтора часа каждый сможет услышать, как менялся музыкальный мир и сам орган на протяжении семи столетий. Даниэль вновь соберет в одном концерте уникальную коллекцию сочинений — от средневековых рукописей до музыки наших современников. Слушателей ждет много сюрпризов: произведение испанского органиста, воспитателя будущего императора Филиппа II, пьеса для механического органа и грандиозные органные сочинения ХХ века, которые заставят поверить, что орган — это музыка открытого космоса.

Рассказ начнется в средневековых Англии и Германии с пьес из старинных кодексов. Продолжится он в Испании музыкой крупнейшего органиста и композитора эпохи Возрождения Антонио де Кабесона (он служил при дворе короля Карла V и воспитывал императора Филиппа II) и самобытной органной музыкой Польши. Мостик от Возрождения к барокко перекидывает великий нидерландский мастер Ян Питерсзон Свелинк, которым так восхищались, что называли «Амстердамским Орфеем».

Приятные сюрпризы ждут любителей барочной культуры. Помимо Баха, чья музыка обязательно прозвучит, Сальвадор предлагает вспомнить двух великих органистов добаховского периода – итальянца Джироламо Фрескобальди и француза Николя де Гриньи. О славе и величии первого говорит тот факт, что с 1608 года до самой смерти он занимал пост органиста собора св. Петра в Риме, где послушать его игру собиралось до 30 тысяч человек! Второй – знаменитый органист собора в Реймсе, сочинениями которого восхищались далеко за пределами Франции, их собственноручно переписывал Иоганн Себастьян Бах.

На пути к романтизму слушатели встретятся с музыкой для механического органа в часах. Такие инструменты были популярны во времена венских классиков, для них писали и Гайдн, и Моцарт, и Бетховен; Даниэль Сальвадор выбрал знаменитую пьесу Моцарта. Западный романтизм представлен сонатой Феликса Мендельсона, музыканта, вернувшего орган в сферу интересов композиторов первого ряда, и чудесной миниатюрой русского князя Владимира Одоевского – одного из главных пропагандистов Баха и органной музыки в России XIX века.

Орган ХХ века – это целый мир, и Сальвадор хочет показать, насколько разным, непостижимым он может быть. Поэтому заключительную часть программы он составил из максимально контрастных произведений: трансцендентное, мистическое «Явление вечной Церкви» великого мастера Оливье Мессиана; строгая, написанная по законам средневековой мессы пьеса Арво Пярта Annum per annum; виртуозная, эффектная концертная «Гэльская токката» Ханса-Андре Штамма.

Даниэль Сальвадор — один из самых ярких органистов своего поколения, виртуоз, просветитель и блестящий знаток органной музыки. Это музыкант, обладающий мощным артистическим темпераментом, безукоризненной техникой и глубоким пониманием органных традиций разных стран и эпох. Каждый его концерт – это возможность войти в огромный мир органной музыки как желанный гость. Уникальные программы Сальвадора — идеальный вариант для тех, кто хочет начать знакомство с органом, но при этом они всегда интересны знатокам и ценителям музыки.

Начало в 19:00.

Подробности на сайте https://collegiummusicum.ru/

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Предыдущая статьяРоскульцентр подготовил серию обучающих видео «ЛИТ ТОК» для молодых литератов
Следующая статьяМХАТ им. М. Горького приглашает на ночную иммерсивнаю экскурсию-перформанс «МХАТовская пауза»

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя