Бизнес с творческим подходом: в России создана Федерация креативных индустрий

160

24 фев­ра­ля 2021 года впер­вые состо­я­лось засе­да­ние учре­ди­те­лей Феде­ра­ции кре­а­тив­ных инду­стрий, кото­рая объ­еди­ни­ла более 20 веду­щих про­фес­си­о­наль­ных орга­ни­за­ций, твор­че­ских сою­зов и успеш­ных ком­па­ний кре­а­тив­но­го биз­не­са. Сре­ди них — Роскульт­центр, МХАТ им. М. Горь­ко­го, Инсти­тут наци­о­наль­ных про­ек­тов, Ассо­ци­а­ция про­дю­се­ров кино и теле­ви­де­ния (АПКиТ), Ассо­ци­а­ция ани­ма­ци­он­но­го кино Рос­сии, Ассо­ци­а­ция IPChain, Рос­сий­ская ассо­ци­а­ция элек­трон­ных ком­му­ни­ка­ций (РАЭК), Рос­сий­ский Музы­каль­ный Союз, Союз кре­а­тив­ных кла­сте­ров, Ассо­ци­а­ция ком­му­ни­ка­ци­он­ных агентств Рос­сии (АКАР) и др.

Менее трех меся­цев с момен­та ини­ци­и­ро­ва­ния в нояб­ре 2020 г. потре­бо­ва­лось для объ­еди­не­ния сооб­ще­ства и созда­ния Феде­ра­ции, глав­ны­ми зада­ча­ми кото­рой явля­ют­ся: транс­фор­ма­ция кре­а­тив­ных инду­стрий в устой­чи­вый сег­мент наци­о­наль­ной эко­но­ми­ки, обес­пе­че­ние диа­ло­га с госу­дар­ством и ока­за­ние систем­ной под­держ­ки всем субъ­ек­там рын­ка, опре­де­ля­ю­щим раз­ви­тие кре­а­тив­ных инду­стрий на феде­раль­ном и реги­о­наль­ном уровнях.

«На сего­дняш­ний день Феде­ра­ция кре­а­тив­ных инду­стрий — это самое круп­ное в стране и бес­пре­це­дент­ное по сво­е­му мас­шта­бу объ­еди­не­ние твор­че­ско­го биз­не­са: на одной пло­щад­ке уда­лось не толь­ко собрать пред­ста­ви­те­лей столь не похо­жих друг на дру­га отрас­лей, но и опре­де­лить с ними общие точ­ки раз­ви­тия. В осно­ву раз­ра­бот­ки про­грам­мы и уста­ва Феде­ра­ции лег­ли резуль­та­ты более 50 пере­го­во­ров с веду­щи­ми игро­ка­ми раз­лич­ных “кре­а­тив­ных сфер”, что поз­во­ли­ло кон­со­ли­ди­ро­вать инте­ре­сы, собрать бес­пре­це­дент­но широ­кий и авто­ри­тет­ный состав учре­ди­те­лей. Сего­дняш­нее засе­да­ние при­да­ло уве­рен­ность, что общи­ми уси­ли­я­ми в бли­жай­шие три года мы смо­жем повли­ять на фор­ми­ро­ва­ние бла­го­при­ят­ной сре­ды для роста кре­а­тив­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства в мас­шта­бах стра­ны», — заявил избран­ный гене­раль­ный дирек­тор Феде­ра­ции кре­а­тив­ных инду­стрий Игорь Намаконов.

Чле­на­ми прав­ле­ния ста­ли лиде­ры кре­а­тив­но­го сек­то­ра: декан эко­но­ми­че­ско­го факуль­те­та МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва, учре­ди­тель Инсти­ту­та наци­о­наль­ных про­ек­тов Алек­сандр Аузан, член прав­ле­ния Ассо­ци­а­ции гале­рей и Сою­за кре­а­тив­ных кла­сте­ров Софья Тро­цен­ко, дирек­тор ФГБУ «Роскульт­центр» Мари­на Абра­мо­ва, пред­се­да­тель прав­ле­ния Рос­сий­ско­го Музы­каль­но­го Сою­за, пред­се­да­тель Коми­те­та РСПП по интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и кре­а­тив­ным инду­стри­ям Андрей Кри­чев­ский, пред­се­да­тель Ассо­ци­а­ции сою­зов писа­те­лей и изда­те­лей Рос­сии Сер­гей Шар­гу­нов, пре­зи­дент Феде­ра­ции интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти Сер­гей Мат­ве­ев, вице-пре­зи­дент по GR АКАР Алё­на Кре­мер, вице-пре­зи­дент УПРАВИС Веро­ни­ка Поно­ма­рё­ва и испол­ни­тель­ный дирек­тор Ассо­ци­а­ции ани­ма­ци­он­но­го кино Рос­сии Ири­на Мастусова.

«В сред­нем в мире кре­а­тив­ные инду­стрии созда­ют 6,6% ВВП. В раз­ви­тых стра­нах — от 10 до 12%. В Рос­сии этот пока­за­тель едва дости­га­ет 2% ВВП, — напом­нил ново­из­бран­ный член прав­ле­ния Феде­ра­ции кре­а­тив­ных инду­стрий Алек­сандр Аузан. ─ Твор­че­ский сек­тор не может похва­стать­ся ни объ­е­мом заня­тых, ни объ­е­мом акти­вов. Поэто­му раз­го­вор с вла­стью нуж­но выстра­и­вать не на осно­ве дав­ле­ния, а на осно­ве боль­шой идеи, кото­рая весь­ма выгод­на вла­сти и стране, — сти­му­ли­ро­ва­ние раз­ви­тия каче­ствен­но­го чело­ве­че­ско­го капи­та­ла и созда­ние интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти с после­ду­ю­щей ее капи­та­ли­за­ци­ей. Важ­но доне­сти, что кре­а­тив­ные инду­стрии нуж­но рас­смат­ри­вать как выгод­ную для инве­сти­ций сфе­ру, а не бла­го­тво­ри­тель­ность. Всю сфе­ру надо пре­вра­щать в инвестиционную».

В Феде­ра­ции выде­ля­ют четы­ре основ­ных барье­ра, сдер­жи­ва­ю­щих раз­ви­тие кре­а­тив­ных инду­стрий. Во-пер­вых, нало­го­вые режи­мы, кото­рые сей­час ори­ен­ти­ро­ва­ны на инте­ре­сы мате­ри­аль­но­го про­из­вод­ства и не учи­ты­ва­ют потреб­но­сти нара­щи­ва­ния «нема­те­ри­аль­ных ресур­сов» при реа­ли­за­ции твор­че­ско­го потен­ци­а­ла. Росту кре­а­тив­но­го сег­мен­та эко­но­ми­ки явно не спо­соб­ству­ют ни НДС на лицен­зи­он­ные дого­во­ры, ни сбор стра­хо­вых отчис­ле­ний с автор­ских воз­на­граж­де­ний, ни налог на выяв­лен­ные в ходе инвен­та­ри­за­ции нема­те­ри­аль­ные активы. 

Во-вто­рых, суще­ству­ю­щая ведом­ствен­ная под­держ­ка носит ярко выра­жен­ный неси­стем­ный харак­тер, что демо­ти­ви­ру­ет созда­те­лей кросс-инду­стри­аль­ных про­ек­тов, кото­рые при­су­щи твор­че­ско­му биз­не­су. Авто­ры рас­счи­ты­ва­ют на льго­ты и пре­фе­рен­ции по линии кон­крет­но­го мини­стер­ства и отка­зы­ва­ют­ся от более про­дук­тив­но­го прин­ци­па фор­ми­ро­ва­ния коллабораций. 

В‑третьих, кре­а­тив­ный капи­тал рас­пре­де­ля­ет­ся по стране сти­хий­но, нерав­но­мер­но. Круп­ные горо­да, такие как Москва, Санкт-Петер­бург, Ека­те­рин­бург, Казань, акку­му­ли­ру­ют боль­шие финан­со­вые и интел­лек­ту­аль­ные чело­ве­че­ские ресур­сы, в то вре­мя как горо­да помень­ше могут рас­счи­ты­вать толь­ко на под­держ­ку отдель­ных куль­тур­ных ини­ци­а­тив. В‑четвертых, кре­а­тив­ные инду­стрии оста­ют­ся непри­вле­ка­тель­ны­ми для инве­сто­ров в силу несо­вер­шен­ства ряда регла­мен­ти­ру­ю­щих доку­мен­тов регу­ля­то­ров рынка.

Толь­ко в откры­том диа­ло­ге с госу­дар­ством рос­сий­ские кре­а­тив­ные инду­стрии смо­гут пре­одо­леть барье­ры и создать понят­ную инфра­струк­ту­ру несы­рье­во­го сег­мен­та эко­но­ми­ки и выра­бо­тать общие прин­ци­пы вза­и­мо­дей­ствия меж­ду отрас­ля­ми, отме­тил гла­ва Коми­те­та РСПП по интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и кре­а­тив­ным инду­стри­ям Андрей Кри­чев­ский: «Для сня­тия барье­ров с пер­спек­тив­ных кре­а­тив­ных рын­ков тре­бу­ют­ся реаль­ные дей­ствия. Преж­де все­го, нам пред­сто­ит само­сто­я­тель­но раз­ра­бо­тать еди­ные клю­че­вые пока­за­те­ли эффек­тив­но­сти для оцен­ки кре­а­тив­ной про­дук­ции, посколь­ку прин­ци­пы дру­гих стран нам не под­хо­дят. Опре­де­лив их, мы смо­жем пред­ло­жить госу­дар­ству надеж­ное парт­нер­ство и резуль­та­тив­но пред­став­лять инте­ре­сы кре­а­тив­ных пред­при­ни­ма­те­лей оте­че­ствен­ных отрас­лей на гло­баль­ном рынке».

Пред­се­да­тель прав­ле­ния Ассо­ци­а­ции про­дю­се­ров кино и теле­ви­де­ния (АПКиТ), объ­еди­ня­ю­щей про­из­во­ди­те­лей 60% визу­аль­но­го кон­тен­та в стране, Сер­гей Селья­нов под­дер­жал тезис о важ­но­сти роли Феде­ра­ции в раз­ра­бот­ке и опре­де­ле­нии объ­ек­тив­ных пока­за­те­лей кре­а­тив­ных инду­стрий для все­го про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства, вклю­чая «коли­че­ство заня­тых, экс­порт­ный потен­ци­ал, объ­ем гос­под­держ­ки. Этот набор цифр необ­хо­дим не толь­ко для про­дук­тив­но­го диа­ло­га с вла­стью, но и для нас самих».

Дирек­тор ФГБУ «Роскульт­центр», дирек­тор фести­ва­ля «Рос­сий­ская кре­а­тив­ная неде­ля» Мари­на Абра­мо­ва отме­ча­ет, что «Феде­ра­ция будет рабо­тать с основ­ны­ми про­фес­си­о­наль­ны­ми сою­за­ми и зани­мать­ся объ­еди­не­ни­ем раз­ных игро­ков рын­ка, это мно­го­обе­ща­ю­ще. Так­же смо­жет быть про­вод­ни­ком в про­фес­си­о­наль­ную ауди­то­рию и попу­ля­ри­за­то­ром нара­бо­тан­ных под­хо­дов и про­ек­тов феде­раль­но­го уров­ня, в том чис­ле про­ек­тов Роскульт­цен­тра. Важ­но выра­бо­тать общие пра­ви­ла игры на бла­го раз­ви­тия кре­а­тив­ной экономики».

В бли­жай­ших пла­нах Феде­ра­ции: про­ве­сти углуб­лен­ное иссле­до­ва­ние рын­ка кре­а­тив­ных инду­стрий с объ­еди­не­ни­ем всех суще­ству­ю­щих источ­ни­ков и мето­дов науч­но­го ана­ли­за дан­ных, орга­ни­зо­вать колл-центр для ока­за­ния опе­ра­тив­ной помо­щи и кон­суль­та­ци­он­ных услуг твор­че­ским пред­при­ни­ма­те­лям, рас­ши­рить мас­шта­бы наци­о­наль­но­го рей­тин­га по выяв­ле­нию лиде­ров в сфе­ре кре­а­тив­ных инду­стрий — 100 Most Creative Russians — на новые реги­о­ны Рос­сии, при­нять уча­стие в про­грам­ме рос­сий­ско­го пави­льо­на Expo-2021 в Дубае, а так­же запу­стить еди­ный инфор­ма­ци­он­ный онлайн-пор­тал для пред­ста­ви­те­лей кре­а­тив­ных инду­стрий Рос­сии и зару­беж­ных коллег.

В состав учре­ди­те­лей Феде­ра­ции кре­а­тив­ных инду­стрий так­же вошли дело­вое объ­еди­не­ние «Ассо­ци­а­ция мене­дже­ров», Все­рос­сий­ское обще­ство изоб­ре­та­те­лей и раци­о­на­ли­за­то­ров (ВОИР), Феде­ра­ция интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти (ФИС), меж­ду­на­род­ная кон­сал­тин­го­вая ком­па­ния Squire Patton Boggs, Инсти­тут раз­ви­тия инду­стрии моды Beinopen, Ассо­ци­а­ция сою­зов писа­те­лей и изда­те­лей Рос­сии, Фонд под­держ­ки кре­а­тив­ных инду­стрий «Кре­а­тив­ные прак­ти­ки», Ассо­ци­а­ция гале­рей, Ассо­ци­а­ция пра­во­об­ла­да­те­лей по защи­те и управ­ле­нию автор­ски­ми пра­ва­ми в сфе­ре искус­ства «УПРАВИС» и др.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.