Как театрам работать в Digital и не нарушать интеллектуальные права

0
348

Директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская приняла участие в онлайн-конференции «Театральный комплекс. Новое время». Эксперт рассказала об особенностях работы с объектами интеллектуальной собственности в театральной индустрии и о способах их защиты.

Пандемия и развитие новых технологий заставляют индустрию искать новые формы взаимодействия со зрителем. Например, летом 2020 года Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова представил спектакль «Вишневый сад»: постановку фрагмента пьесы А.П. Чехова осуществил молодой режиссер Эдгар Закарян в компьютерной игре Minecraft, актеры играли роли и озвучивали персонажей в режиме реального времени, а до спектакля зрители могли «посетить» здание БДТ, Minecraft-копия которого была выстроена игроками под руководством архитектора Андрея Воронова.

Однако, как указала Екатерина Чуковская, с правовой точки зрения такой творческий эксперимент приводит к замене театрально-зрелищного представления так называемым мультимедийным продуктом. Это другая разновидность сложного объекта, которая имеет свою специфику регулирования.

Даже при видеозаписи постановки продюсер вынужден учитывать особенности правового режима аудиовизуального произведения, в которое «трансформируется» спектакль: изменяется состав авторов, появляются дополнительные административные требования. «Аудиовизуальные произведения, в отличие от театральных, всегда были более строго зарегулированы: для использования необходимо получить прокатное удостоверение, если я хочу получить налоговые льготы — удостоверение национального фильма, необходимо депонировать экземпляр в Госфильмофонде, есть большие требования к содержанию. Поэтому, когда театр создает на базе театрально-зрелищного представления аудиовизуальное произведение, он должен учитывать эти дополнительные правила», — напомнила эксперт.

Кроме того, театральная индустрия, предлагая онлайн-постановки, сталкивается и с проблемой пиратства. Для того чтобы защитить права на свое произведения, можно рекомендовать правообладателю предпринять некоторые дополнительные шаги. Директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики отметила современные цифровые сервисы, упрощающие взаимодействие с авторскими правам, в частности сервис депонирования n’RIS, позволяющий зафиксировать факт создания произведения, и платформу IPEX — биржу, где правообладатель и покупатель взаимодействуют без посредников.

Выступление Екатерины Чуковской вызвало живой интерес у участников конференции. Многие театры сейчас ищут новые пути коммуникации со зрителями, и им важно уметь юридически грамотно работать с мультимедийным продуктом.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.
Предыдущая статья«Из сказки – в сказку». Выставочный проект Татьяны Кочемасовой открыт в Музее С.Т. Конёнкова
Следующая статьяЖивопись и графика Кончаловского, Экстер, Фалька, Лабаса, Нивинского представлены в Галерее «Веллум»

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя