В профильном комитете РСПП раскритиковали предложенную министерством стратегию развития интеллектуальной собственности.
Подготовленный Министерством экономического развития РФ проект «Новый рынок интеллектуальной собственности (IP 2.0), призванный усовершенствовать регуляторику в сфере оборота интеллектуальных прав, пока «почти на две трети сводится к туманным лозунгам и операционной текучке, плюс ряд откровенно вредных предложений». Такое мнение высказал председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский на заседании Комитета, где обсуждалась инициатива.
«Мы проанализировали документ, и разделили его содержание на три части. Первая часть – это вмешательство в бизнес, нарушение свободы договора, вторая – снятие барьеров и полезные действия, третья, выражаясь правительственным языком run, «операционка». У нас получилось, что вмешательство в бизнес – это 14 пунктов, реальное снятие барьеров, но с кучей оговорок – 14 пунктов, 11 позиций – run», — отметил он.
Руководитель центра правовых исследований РИЭПЛ Михаил Гапоненко также подчеркнул, что из всех пунктов проекта 29 уже реализуются в рамках плана мероприятий «Трансформация делового климата» «Интеллектуальная собственность». Пять пунктов проекта Минэкономразвития предусмотрены выполнением программы «Цифровая экономика», и два пункта уже реализуются в рамках плана-графика подготовки нормативно-правовых актов по 456 ФЗ «О внесении изменений в Гражданский кодекс». «Только шесть пунктов проекта оригинальны, что, на мой взгляд, ставит под сомнение целесообразность его принятия в том виде в котором он есть на сегодняшний день», — отметил эксперт.
Заместитель председателя комитета Анатолий Семенов особо отметил, что большинство пунктов обсуждаемого проекта содержат туманные формулировки и скорее напоминают заголовки или лозунги, чем содержательные тезисы. Так, долевое владение результатами интеллектуальной деятельности и товарными знаками – давно назревший вопрос, однако, содержательная дискуссия на эту тему касается конкретных форм урегулирования отношений между держателями долей, будь то по мажоритарному принципу или с сохранением за каждым неисключительной лицензии – чтобы объект, например, культурная ценность, не оказался полностью недоступен. В проекте же все ограничивается пустой декларацией.
Странным представляется требование об обязательной регистрации залога прав, оформленных именно в Роспатенте. «После того как президент подписал указ о единой системе регистрации, то есть о создании Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности, эта инициатива видится устаревшей. Само по себе наличие единого реестра распоряжения правами и объектов прав, наверное, позволит ставить вопрос о возможности регистрации любых договоров. Эту позицию придется корректировать с учетом указа президента», — отметил Анатолий Семенов.
Неактуальными и непродуманными участники заседания назвали большинство пунктов проекта. Так, Минэкономразвития предлагает закрепить за физическими лицами право владения товарными знаками, однако, тут же уточняется, что такой правообладатель должен быть самозанятым. Проблема как раз том, что иностранные физические лица могут владеть в России товарными знаками, не прибегая к этому специфическому налоговому статусу. В Белоруссии физическое лицо тоже может владеть товарным знаком. Все это делает предложения министерства заведомо неактуальными, полагает руководитель практики интеллектуальной собственности «Пепеляев Груп» Валентина Орлова.
Запретить товарные знаки с географическими обозначениями, ввести новый механизм оспаривания интеллектуальных прав на стадии рассмотрения заявки на промышленный образец, обязать регистраторов доменных имен делиться с правообладателями сведениями о владельцах сайтов, необходимой для судебного иска – эти и другие предложения показались собравшимся на заседании юристам слабо проработанными, а зачастую откровенно неактуальными. В частности, информацию о владельце сайта, нарушающего интеллектуальные права, легко узнать через адвокатский запрос.
«Мне кажется, законопроект Минкультуры о внесении понятия «креативные индустрии» в Основы законодательства о культуре, скорее приведет нас к новому рынку интеллектуальной собственности 2.0 или даже 3.0, чем те меры, которые мы сегодня обсуждали», — отметил заместитель председателя Комитета РСПП Сергей Матвеев, переходя ко второму пункту повестки «О закреплении понятий творческое (креативное) предпринимательство, творческая (креативная) индустрия в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в части закрепления института творческих (креативных) индустрий».
Выступающий подчеркнул, что законопроект, подготовленный Министерством культуры РФ по итогам консультаций с экспертным сообществом, включая Комитет РСПП, определяет креативные индустрии как бизнес, получающий значительную долю дохода за счет распоряжения интеллектуальной собственностью и тратящий существенную часть средств на оплату труда креативных специалистов, которые эту интеллектуальную собственность производят. Подобные субъекты креативного предпринимательства могут легко быть включены в реестр Федеральной налоговой службы и стать адресатами разнообразных льгот и преференций.
Это позволит систематизировать меры государственной поддержки и, что важно, уйти от системы ОКВЭД, которая создавалась как средство статистического наблюдения, а не как инструмент управления экономикой.
Наконец, закон позволяет поддерживать новые направления экономической специализации. Так, на сегодняшний день один из ключевых адресатов государственной поддержки — это кино, а новый механизм позволит применить те же механизмы к архитектуре, рекламе, моде и так далее. «Институт интеллектуальной собственности в этом законопроекте необычайно четко позиционирован как ключевое условие развития креативных индустрий», — заключил Сергей Матвеев.
С однозначной поддержкой инициативы Минкульта выступил и директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин: «Креативным индустриям нужно придать права гражданства, связанные с налогами и с особым статусом, который можно использовать, оформив права на результаты интеллектуальной деятельности и обретя интеллектуальную собственность. Это самый мощный толчок, который можно дать юридическому взрослению креативных индустрий».
Также в заседании Комитета РСПП приняли участие генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елена Авакян, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова, управляющий партнер DPG Russia Алена Кремер, юридический советник Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) Сергей Семенов, начальник отдела партнерств и ИС Блока по управлению инновациями ГК «Росатом» Сергей Югай, руководитель проектов по интеллектуальной собственности госкорпорации «Ростех» Евгений Ливадный, директор Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере Ирина Ильина.
По итогам заседания члены Комитета подготовят свои детализированные отзывы об обсуждаемых законодательных инициативах. На основе их мнений будет сформулирована официальная позиция Комитета.
Материал подготовлен пресс-службой РСПП для редакции СМИ АртМосковия