Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойДань памятиЕГО МУЗОЙ БЫЛА РОССИЯ

ЕГО МУЗОЙ БЫЛА РОССИЯ

В июле 2013 года ушел из жизни народный артист России, доктор культурологии, профессор Владимир Михайлович Захаров – основатель и бессменный художественный руководитель Театра танца «Гжель». В.М. Захаров — лауреат Государственной премии РФ, Премии Правительства Москвы, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Театр был создан маэстро Захаровым в 1988 году, тогда, когда многое закрывалось, исчезало, рушилось, а он, как истинный творец и новатор — созидал. На вопросы отвечает Президент Благотворительного Фонда Евфросинии Московской Леонид Витальевич Гущин.

леонид гущин

Владимир Михайлович Захаров

— Леонид Витальевич, чем можно объяснить то, что когда всем было, вообще говоря, не до высокого искусства, Захарову удалось создать настоящий творческий коллектив, у которого были большие перспективы?

— Думаю, многими причинами. Но, наверное, главной была та, что Владимир Михайлович, как истинный патриот, художник, в высоком смысле слова, не мог мириться с тем, что искусство замирает – оно не может быть на паузе. Артист – всегда боец, носитель идеалов света и добра. Владимир Михайлович со свойственной ему горячностью, темпераментом борца стал собирать то, те живые крупицы народного искусства, которые и обеспечивают жизнеспособность творчества во всех его жанрах.

— Почему, на ваш взгляд, «Гжель» имела такой успех – ведь существовали (и ныне существуют) такие прославленные коллективы как «Березка», «Ансамбль Игоря Моисеева»?

— Захаров часто в беседах со мной говорил о том, что его театр никого не копирует, имеет свое особенное лицо. «Гжель» нередко называли «театром народных промыслов». Это было неслучайно, потому что маэстро языком танца представил уникальную красоту народных промыслов России – от севера до юга, до Дальнего Востока. Он воспел это, говоря лексикой хореографии, рассказал, раскрыл богатство фантазии народных мастеров, умельцев, которые щедро дарили людям красоту, гармонию Хохломы, Гжели, Жостово, Павлово-Посада. Уникальные творения художников, создававших поистине бесценную керамику Гжели, которая воспроизводила красоту и богатство родной природы, буйство красок шалей Павлово-Посада (словно это и не шали, а яркие летние поляны с россыпью цветов), роскошь многоцветных жостовских подносов, нежность и изысканность финифти, тонко расписанной эмали, кружево скани – да все просто невозможно пересказать: это надо было видеть. Разнообразие хореографических композиций, точность в создании народных костюмов, украшений, аксессуаров, мелодичность музыкального сопровождения переносили зрителя в разные районы России, поднимая волны восторга в их сердцах. Недаром говорят, что «Гжель» являет собой собирательный образ российской красоты.

— «Гжель» имеет титул «Московский государственный академический театр танца». Как это объяснить?

— Дело в том, что все эти титулы театр, безусловно, заслужил. Но получены они были не сразу. «академический» означает высокий уровень театра, его верность традициям русского искусства, их развитие в современных условиях. Многочисленные гастроли театра и в России, и за рубежом обеспечили известность коллективу и его создателю, бессменному руководителю, вызвали искреннюю любовь к нему. У театра много программ; площадки, на которых коллектив выступал, известны и высоки: Кремлевский дворец, Концертный зал имени П.И. Чайковского, зал в храме Христа Спасителя, Концертный зал Россия, Колонный зал. Что касается зарубежных поездок, то, наверное, проще назвать те страны, где «Гжель» не выступала.

— Почему «Гжель» называется Театром танца, а не просто ансамблем?

— Потому, что Владимир Михайлович Захаров создавал настоящие спектакли, хореографические новеллы, миниатюры, композиции, всецело отвечающие законам драматургии. Так, например, в Храме Христа Спасителя был представлен спектакль «Дорога к храму», где средствами хореографии перед зрителями предстала новелла о защите православного храма, о воинах, что стояли на страже его, о торжестве веры, любви, справедливости. Другой пример: спектакль о «веселой царице» (Елизавета Петровна, как известно, любила русскую пляску, и с удовольствием исполняла ее на балах) и перед зрителями «оживал» промысел финифти («В царстве Финифти»). Каждый такой спектакль гармонично включал в себя музыку, вокал. В театре было 2 оркестра: народных инструментов и джазовый. А еще существовал ансамбль вокалистов, исполнявших эстрадные и народные песни. Уникальность «Гжели» еще и в том, что буквально все жанры хореографии были представлены в его действии: фольк, классика, мюзик-холл, модерн, и все было органично.

— За какие заслуги В.М. Захаров получил Государственную премию и Премию Правительства Москвы?

— За создание образовательно-культурного комплекса «школа (училище) – вуз (Институт танца) – театр». главной идеей было создание единого хореографического образования: принимали детей, выпускников начальной школы, и вели их, передавая бережно «из рук в руки» педагогам с тем, чтобы учащиеся получали среднее образование, а затем – высшее, в Институте танца, и далее, при желании, они могли поступить в аспирантуру. И все учащиеся танцевали в Театре танца «Гжель». Ученики и студенты изучали общеобразовательные предметы, при этом особое внимание уделялось дисциплинам гуманитарным, искусствоведческим.

— Что представляет собой Театр танца сейчас, после кончины его основателя?

— К сожалению много утрачено, утрачена преемственность между училищем и театром. Однако плодотворно развивается Хореографическое училище, в котором два отделения: классическое и народное, а недавно открыли еще и отделение современного танца. Успех училища во многом определяется тем, что художественным руководителем является друг и соратник В.М. Захарова – народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Борис Борисович Акимов. Директор – Виктория 
Владимировна Безрукова, человек творческий, ищущий, занимающийся наукой, будучи аспирантом.

Хочется верить в то, что училище ждет высокая судьба, а студенты и преподаватели будут верны заветам маэстро Захарова – ведь его музой была Россия.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru