Эксперты IP Академии обсудили вопросы защиты прав на дизайн промобразцов и товарных знаков

526

18 сен­тяб­ря 2019 года в рам­ках пер­во­го дня меж­ду­на­род­ной обра­зо­ва­тель­ной кон­фе­рен­ции IP Ака­де­мии в «Скол­ко­во» про­шла дис­кус­сия на тему «Аль­тер­на­ти­вы в оформ­ле­нии прав на дизайн про­дук­ции: товар­ный знак, про­мыш­лен­ный обра­зец и объ­ект автор­ско­го пра­ва – срав­не­ние, пре­иму­ще­ства и недо­стат­ки». Участ­ни­ки сес­сии обсу­ди­ли наи­бо­лее спор­ные вопро­сы, воз­ни­ка­ю­щие в про­цес­се госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции и пра­во­вой охра­ны дизай­на товар­ных зна­ков и про­мыш­лен­ных образцов.

Вице-пре­зи­дент по R&D Феде­ра­ции интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти Ека­те­ри­на Чуков­ская высту­пи­ла моде­ра­то­ром сес­сии. Экс­перт под­черк­ну­ла, что в совре­мен­ном мире объ­ек­ты интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти часто пере­хо­дят из обла­сти автор­ско­го пра­ва в патент­ное пра­во: «Интел­лек­ту­аль­ная соб­ствен­ность ста­но­вит­ся еди­ной и поэто­му тре­бу­ет аль­тер­на­тив­ной охра­ны. Напри­мер, рабо­та дизай­не­ра защи­ще­на зако­но­да­тель­ством об автор­ском пра­ве, но круп­ные ком­па­нии в послед­ние деся­ти­ле­тия пред­по­чи­та­ют реги­стри­ро­вать дизай­нер­ские реше­ния в каче­стве про­мыш­лен­ных образ­цов, осо­бен­но это каса­ет­ся товар­ных зна­ков. В свое вре­мя при раз­ра­бот­ке 4 части Граж­дан­ско­го кодек­са РФ шла речь о том, что закон дол­жен регу­ли­ро­вать объ­ек­ты интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти, суще­ству­ю­щие в раз­ных пра­во­вых режи­мах. Но в ито­ге в кодекс это не вошло, и поэто­му сей­час вари­ан­тов пра­во­вой охра­ны очень много».

Парт­нер «Пепе­ля­ев групп» Вален­ти­на Орло­ва отме­ти­ла, что на рын­ке при­об­ре­ли попу­ляр­ность товар­ные зна­ки с нестан­дарт­ным дизай­ном, кото­рые помо­га­ют про­из­во­ди­те­лю выде­лить­ся сре­ди кон­ку­рен­тов: «Цена и каче­ство това­ров уже дав­но пере­ста­ли быть основ­ны­ми кри­те­ри­я­ми для потре­би­те­лей. Очень часто люди, при­ни­мая реше­ние о покуп­ке того или ино­го това­ра, ори­ен­ти­ру­ют­ся на его дизайн. Про­из­во­ди­те­ли хотят выде­лить свой товар на рын­ке, и во мно­гом это зави­сит от рабо­ты дизай­не­ра. Имен­но по этой при­чине ком­па­нии предо­став­ля­ют пра­во­вую охра­ну нестан­дарт­ным товар­ным зна­кам, кото­рые реги­стри­ру­ют­ся как про­мыш­лен­ные образ­цы. Напри­мер, необыч­ные фор­мы фла­ко­нов пар­фю­мов, буты­лок с напит­ка­ми, часы, сум­ки, одеж­да и обувь с нестан­дарт­ны­ми эле­мен­та­ми дизайна».

По мне­нию дирек­то­ра депар­та­мен­та защи­ты брен­да и интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти Group-IB Андрея Бусар­ги­на, защи­та товар­ных зна­ков явля­ет­ся зна­чи­мой частью борь­бы с кибер­пре­ступ­но­стью: «Мы полу­ча­ем мно­го запро­сов от биз­не­са с прось­бой помочь защи­тить товар­ный знак. Напри­мер, появ­ля­ет­ся сайт, кото­рый неза­кон­но копи­ру­ет дизайн и товар­ный знак дру­го­го сай­та и соби­ра­ет пла­те­жи. При­чем это каса­ет­ся как круп­ных ком­па­ний, так и стар­та­пов. Мы пыта­ем­ся решить эти про­бле­мы в досу­деб­ном поряд­ке, с помо­щью регу­ля­то­ров сети, с хостинг-про­вай­де­ра­ми и реги­стра­то­ра­ми домен­ных имен, что­бы сайт, неза­кон­но исполь­зу­ю­щий чужой дизайн и товар­ный знак, был заблокирован».

Началь­ник Цен­тра мони­то­рин­га каче­ства Феде­раль­но­го инсти­ту­та про­мыш­лен­ной соб­ствен­но­сти Оль­га Алек­се­е­ва рас­ска­за­ла о нюан­сах, воз­ни­ка­ю­щих при госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции дизай­на про­дук­ции или товар­но­го зна­ка: «Заяв­ку на реги­стра­цию дизай­на про­мыш­лен­но­го образ­ца может подать дизай­нер или тот, кому дизай­нер пере­дал пра­ва. Это боль­шое заблуж­де­ние, что заяв­ку на реги­стра­цию пода­ет тот, кто пер­вый добе­жит до ведом­ства. Если кто-то добе­жит до ведом­ства с чужим дизай­ном, то он будет счи­тать­ся похи­ти­те­лем. Но здесь важ­но соблю­сти ряд кри­те­ри­ев: внеш­ний вид изде­лия не может про­ти­во­ре­чить нор­мам обще­ствен­ной мора­ли и гуман­но­сти, не дол­жен вклю­чать офи­ци­аль­ные сим­во­лы и наиме­но­ва­ния, объ­ек­ты рос­сий­ско­го и все­мир­но­го куль­тур­но­го насле­дия, чужие товар­ные знаки».

Патент­ный пове­рен­ный, к.ю.н., веду­щий науч­ный сотруд­ник НОЦ «Интел­лек­ту­аль­ная соб­ствен­ность и интел­лек­ту­аль­ные пра­ва» Наци­о­наль­но­го иссле­до­ва­тель­ско­го цен­тра Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Свет­ла­на Бутен­ко ука­за­ла на зло­упо­треб­ле­ния, кото­рые воз­ни­ка­ют при пода­че заявок на реги­стра­цию нестан­дарт­ных товар­ных зна­ков: «Я про­ана­ли­зи­ро­ва­ла отказ­ной спи­сок Роспа­тен­та и при­шла к выво­ду, что про­из­во­ди­те­ли зача­стую хотят предо­ста­вить пра­во­вую охра­ну тому, что их никак не инди­ви­ду­а­ли­зи­ру­ет на рын­ке. Напри­мер, недав­но одна ком­па­ния пыта­лась заре­ги­стри­ро­вать внеш­ний вид кози­на­ка в виде объ­ем­но­го товар­но­го зна­ка. Роспа­тент отка­зал в реги­стра­ции, посколь­ку товар­ным зна­ком может быть при­зна­но толь­ко то, что рабо­та­ет на кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ства и инди­ви­ду­а­ли­за­цию вашей продукции».

Руко­во­ди­тель IP/IT-прак­ти­ки в Рос­сии юри­ди­че­ской фир­мы Eversheds Sutherland, адво­кат Ека­те­ри­на Тил­линг затро­ну­ла тему осо­бен­но­стей пра­во­вой охра­ны наиме­но­ва­ния места про­ис­хож­де­ния това­ра (НМПТ) в раз­лич­ных стра­нах. По ее сло­вам, в Рос­сии для реги­стра­ции тако­го объ­ек­та интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти необ­хо­ди­мо, что­бы все ста­дии про­из­вод­ства това­ра мог­ли про­ис­хо­дить толь­ко в одном реги­оне, но пра­вом на НМТП могут обла­дать раз­ные про­из­во­ди­те­ли, а в США исклю­чи­тель­ное пра­во на такой товар­ный знак полу­ча­ет ком­па­ния, кото­рая пер­вая его зарегистрировала.

IP Ака­де­мия про­длит­ся три дня, с 18 по 20 сентября.

Подроб­нее с про­грам­мой кон­фе­рен­ции мож­но позна­ко­мить­ся на сай­те https://ip-academy.ru/

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.